Беспилотная война в Ливии: что устроили американские БПЛА
Беспилотные самолеты Predator прибыли на ливийский театр военных действий спустя три недели после начала военной операции НАТО. Однако, по данным Пентагона, с 21 апреля они нанесли рекордное количество ударов: 145. Это в два раза больше, чем 57 беспилотных авиаударов в Пакистане в этом году, и значительно больше, чем в рекордном 2010 году, когда беспилотники 117 раз обстреливали цели на территории Пакистана.
Даже после захвата Триполи повстанцами в конце августа, Predator-ы не прекратили авианалеты, выполнив 92 пуска ракет Hellfire за четыре месяца. Последние два месяца были наиболее активными (52 удара), что связано с охотой на Муаммара Каддафи, которая в конце концов завершилась смертью ливийского лидера.
Таким образом самолеты Predator в ливийском конфликте приняли
самое активное участие. С 1 апреля из 397 сбросов оружия с борта
американских самолетов 145 пришлись на удары беспилотников Predator. Это
значительно меньше 554 авиаударов, которые США нанесли в Афганистане в
сентябре. Однако впервые такую значительную долю целей во время
вторжения в другое государство уничтожили беспилотные самолеты. При
этом Predator-ы не предназначены для преодоления ПВО, поэтому
американские ВМС предварительно уничтожили военные объекты Ливии с
помощью ракет Tomahawk и пилотируемых истребителей. Таким образом
Пентагону впервые удалось масштабно испытать доктрину дистанционной
войны, которая в перспективе может превратиться в уничтожение
экономического и военного потенциала врага с помощью «длинной руки»
беспилотных средств поражения.
В состав сил нападения была включена атомная подлодка SSGN Florida со 154-мя ракетами Tomahawk и пилотируемые ударные самолеты и самолеты РЭБ. Подлодка за короткое время выпустила почти весь свой боекомплект – 120 крылатых ракет, в ходе нападения был потерян всего один истребитель F-15E. Таким образом, американские военные получили наглядное представление о возможности разрушения армии и смены руководства страны с помощью дистанционно пилотируемых аппаратов и ограниченного риска для собственных военнослужащих. В перспективе пилотируемые истребители будут заменены ударными БПЛА типа X-47B, Avenger и Phantom Ray, также будут вооружены беспилотные вертолеты Fire Scout, способные выполнять «хирургически точные» тактические задачи, например по поиску замаскированных объектов и важных лиц в тылу противника.
В будущем американская армия сможет осуществлять операции, подобные ливийской, с околонулевым риском для жизней своих солдат, что снизит порог применения силы и станет началом нового поколения войн – дистанционных. Эти войны будут отличаться очень высоким динамизмом, что связано с допустимостью любого риска в отношении беспилотных аппаратов. Перелеты, в несколько тысяч километров, внезапные удары на всю глубину территории и отсутствие у противника времени на развертывание обороны – станут обычным сценарием дистанционных войн. Даже финансовая сторона не будет ограничением, поскольку потеря десятка ударных беспилотников стоимостью по 10-20 млн долл. не станет серьезным ударом по имиджу и бюджету армии. В частности, операция в Ливии обошлась Пентагону всего в 1,1 млрд долл. (по состоянию на 30 сентября). Для уничтожения целого государства это исключительно низкая цена, например по сравнению с триллионами долларов, потраченных на оккупацию Ирака и Афганистана.