/ Новости сайта / Космос / Обнаружена одна из самых маленьких черных дыр
18.12.2011

Обнаружена одна из самых маленьких черных дыр

Международная команда астрономов идентифицировала кандидата на звание самой маленькой черной дыры из известных нам. Открытие было сделано с помощью орбитальной обсерватории НАСА RXTE. Такое заключение было сделано на основе характерного рисунка рентгеновского излучения, названного "биением сердца" из-за сходства с электрокардиограммой.

Находка была названа в соответствии со своими астрономическими координатами, IGR J17091-3624. Эта бинарная система состоит из обычной звезды и черной дыры, которая весит в три раза меньше нашего Солнца. Это значение находится почти около теоретического предела массы, при котором возможно существование черной дыры.

Газ от звезды поглощается черной дырой и формирует вокруг нее диск. Трение внутри диска разогревает газ до температур в миллионы градусов, что достаточно для излучения рентгеновских лучей. Циклические вариации в интенсивности рентгеновского излучения отражают процессы, происходящие внутри газового диска.

Определить расстояние до нее все еще не удалось. Оценки варьируются в широком диапазоне: от 16 000 до 65 000 световых лет от нас.

"Мы считаем, что такой рисунок излучения представляет собой циклы накопления и извержения материи в нестабильном диске, что мы уже могли наблюдать на примере другой черной дыры, IGR J17091", - сказал Томасо Беллони из обсерватории Брера в Италии. "Обнаружить такой рисунок в еще одной системе черной дыры является очень важным событием".

Изменения рентгеновского спектра во время каждого биения показывают, что внутренний регион диска начинает излучать такое количество радиации, которое отодвигает газ вокруг. Этот сильный исходящий ветер останавливает поток материи внутрь, на короткое время истощая черную дыру, после чего излучение наружу прекращается. Весь цикл длится всего 5 секунд.

"Точно так же, как скорость сердцебиения мыши превышает таковую у слона, скорость"сердцебиения" черных дыр распределяется в зависимости от их массы", - сказал Диего Альтамирано из Амстердамского университета.

Источник: infomain.ru