"Фукусима-1" не могла присниться даже Нострадамусу
Два реактора на ядерных блоках «Фукусимы-1» не выдержали таких катаклизмов – взорвались из-за выхода из строя системы охлаждения. Уровень радиации в районе станции превышает природный фон в 10 тыс. раз! 13 марта из строя выходит система охлаждения и на третьем блоке АЭС «Фукусима-1». Возникает реальная угроза спекания ядерного топлива. 15 марта происходят взрыв и пожар на четвертом реакторе АЭС «Фукусима-1»…
Аварии на «Фукусиме-1» присваивается 6 баллов по шкале INES. Это только на бал ниже максимально возможного значения, который получила всего лишь одна авария в истории атомной энергетики – чернобыльская в 1986 году. Кстати, все реакторы на «Фукусиме-1» относились к типу так называемых кипящих водо-водяных энергетических реакторов (ВВЭР). Они были разработаны в СССР специалистами НИЦ «Курчатовский институт».
В подвалах разрушенной атомной станции может находиться около 60 тыс. тонн высокорадиактивной воды. Часть этой воды из второго реактора попадает в море. Пробы океанской воды вблизи второго реактора показали превышение изотопа йода-131 в 7,5 млн. раз (!), а цезия-134 – в 25 раз. Из 30-километровой зоны вокруг АЭС были эвакуированы 80 тыс. человек. Только 6 апреля специалистам удалось остановить утечку радиоактивной воды, закачав в поврежденные реакторные помещения 1,5 тонны «жидкого стекла»…
За 40 лет до аварии на одной из крупнейших японских АЭС «Фукусиме-1» была опубликована одна из лучших научно-фантастических повестей братьев Стругацких – «Пикник на обочине». Именно в этом тексте появились такие термины, как «ведьмин-студень» (чем не «жидкое стекло»!), «черные брызги», «газированная глина»...
Поразительно, как точно художественный способ освоения окружающей действительности может предсказать будущее. Ведь это именно Стругацкие в «Пикнике…» придумали термин «сталкер», то есть человек, профессия которого – нелегально проводить в зону туристов, желающих пощекотать себе нервы экзотикой последствий техногенной катастрофы.
Еще буквально не успел остыть радиоактивный йод-131 вокруг разрушенной «Фукусимы-1» (период полураспада этого изотопа – восемь дней), как появились желающие попасть на «экскурсию» в зону отчуждения. Сталкером же изъявил готовность стать хабаровчанин, бывший военный, проживающий в Японии.
Это уже такие подробности, которые никакому Нострадамусу не снились! Каким выйдет человечество из этого атомного тигля – и выйдет ли вообще, – остается только гадать. Или писать научно-фантастические книжки.