Выбор фона:
/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Машины и люди. Война за будущее или этика ИИ?
30.12.2011

Машины и люди. Война за будущее или этика ИИ?

Оценка: 0.0    2207 0 Природные катаклизмы
18:30

Масштабные фильмы-катастрофы пророчествуют о приближающейся в 2012 году вселенской катастрофе с не меньшей убедительностью, чем календарь майя. Однако объектом пристального внимания писателей и режиссеров являются также и «продукты» искусственного интеллекта (ИИ) — роботы, порожденные не кем иным, как самим человеком Американские, европейские и азиатские технологии породили массу фантастических кинообразов «железных машин», в разы превосходящих по своим возможностям человека. 

Однако впечатляющие роботы, несущие преимущественно зло, нарушают этику поведения Айзека Азимова, который сформулировал три закона робототехники, согласно которым роботы не должны причинять вред человеку, поскольку созданы исключительно для его пользы.

Благо, что пока закон этот нарушается только в кино. Ведь возможности реальных роботов значительно уступают своим кинематографическим фантастическим собратьям. В конце концов, чтобы робот получил ощутимую власть, он должен обладать способностью мыслить самостоятельно, а не просто комбинировать заложенный в нем словарный запас или выдавать ту или иную программу действий.

Есть и еще одно «но», ведь развитие в сфере ИИ несет в себе противоречие: ограничение возможностей сверхчеловеческих роботов из-за страха быть поглощенными машинами отрицает картину будущего. Иначе говоря, чем дальше развивается робототехника, чем дальше идет прогресс, тем больше опасностей он в себе таит.

По законам человека

Однако пока сфера научной фантастики держится от действительности на некотором расстоянии. И большинство реальных роботов, используемых в развитых странах, применяются, как правило, в быту (роботы-домохозяйки, роботы-санитары), в качестве помощников в аптеке (выдавая лекарства согласно определенным диагнозам), в качестве «друга», способного скрасить одиночество. Есть даже роботы с сенсорами, которые призваны отслеживать поведение заключенных и т. п.

Конечно, о применяемых на производстве промышленных роботах, аналогичных им системах типа «взять-положить» или беспилотных летательных аппаратах речи вообще сейчас нет. Тем более, когда «голубой мечтой» ученых являются полностью самостоятельные роботы — способные реагировать на окружающую среду, прежде всего думать и развиваться. Примером подобного рассуждающего робота является программа чат-бот — когда искусственный разум не только постепенно пополняет свой словарный запас, общаясь в чатах, но и осознанно ведет диалог. Правда, роботы эти — всего лишь программы, некие виртуальные модели. Однако не так сложно «посадить» их и в «тело».

Американские биофизики пошли еще дальше: они создали целую клеточную субстанцию, полностью управляемую человеком. Мозг робота снабдили нейронами живого организма (крысы). Живой мозг получил способность управлять всеми действиями корпуса робота — причем посредством обычного Bluetooth. Ведется в мире и работа над другими видами «гибридов» — киборгами, отличающимися от полулюдей-полуроботов трансгенов тем, что механические и электронные компоненты встраиваются в живой организм. В трансгенах же, напротив, в механику внедряют живые клетки.

Однако, как показывает медицинская практика, по сути, достаточно приличное количество людей уже являются киборгами — когда им вставляют протезы в качестве конечностей или искусственные органы. Так что научная фантастика не так уж и далека от реальной жизни. Другое дело — образ киборга. И о том, что бывает, когда роботы получают власть, повествует не один художественный фильм.

Скажем, в научно-фантастическом фильме «Космическая одиссея» (признанном лучшим научно-фантастическим фильмом Голливуда) искусственный интеллект отключает систему жизнеобеспечения находящихся на борту космического корабля ученых: он узнал, что ему не доверяют. Он обладает способностью переживать и мстить. В культовой «Матрице» вовсе не люди, а машины являются доминантами, которые используют тепло тел людей в качестве источника электрической активности. В знаменитом фантастическом боевике «Терминатор» одноименный киборг просто изначально предназначен для уничтожения человечества. А вот фильм «Короткое замыкание» повествует как раз о том, как робот может свернуть на «кривую дорожку» в результате сбоя системы.

Не обошла тема злодейства роботов даже советское кино. Так, во второй части научно-фантастической дилогии «Отроки во Вселенной» (первая часть — «Москва — Кассиопея») роботы лишают людей возможности чувствовать. Амбициями по захвату человечества обладают и роботы в фильме «Остров ржавого генерала» — об очередных приключениях Алисы Селезневой. Однако есть кинофильмы, в которых если роботы и убивают, то на благо человечества. И если и борются с людьми, то делают это ради справедливости. Например, в картине «Бегущий по лезвию» роботы спасаются из рабства у людей, а под конец даже оставляют жизнь своему врагу-человеку. Не это ли говорит о том, что научно-фантастические кино- и литературные роботы являются формой иносказания — неким отражением человека, которому свойственно жить по тем же нравственным законам?

Сами с усами

Какие бы надежды человечество не связывало с ИИ, оно стремительно приближает будущее, с каждым годом все совершенствуя модели роботов. Новосибирск на общем фоне робототехнического бума сильно отстает. Однако заметные открытия в области систем искусственного интеллекта были сделаны как раз в уходящем году. Так, на базе Инженерного лицея НГТУ создана целая робототехническая школа, призванная обучать будущих кибернетиков, инженеров, программистов основам искусственного интеллекта. Первыми проектами учащихся стали робот-поводырь, робот-постовой и робот-фотограф.

Пока ребята составляют конструкции из имеющихся деталей. Подобными простейшими роботами можно управлять с помощью дистанционного пульта и даже программировать их действия: задавать реакцию на обнаружение датчиком того или иного цвета, научить робота ориентироваться в пространстве (скажем, огибать препятствия). И пределы возможностей и задач робототехнической школы этим не исчерпываются: в дальнейшем ребята будут программировать более сложные вещи, заверила журналистов координатор проекта «Лига роботов» Татьяна Дружинина.

Однако и здесь побеждают милитаристские модели роботов, призванные защищать пространство и обладающие агрессией. Чем агрессивнее робот, тем больше шансов у его создателя получить первое место на конкурсе. Такова, увы, мировая тенденция организации робототехнических конкурсов.

Вот даже на открывшейся на днях в Новосибирском художественном музее московской выставке роботов («Vosstaние машин») можно увидеть опять-таки роботов-бойцов, которых так любят дети и подростки: Терминатор, Андроид, Робот-оборотень, Пластероид, Робот-скорпион представлены как движущиеся боевые роботы будущего. Нишу фантастического кино и компьютерных игр они заняли прочно. И не дай бог столкнуться с ними когда-нибудь в реальной жизни.

Между тем, другой музей Новосибирска — Краеведческий — стал первым культурным (возможно, не только культурным) учреждением города, где роботов стали использовать в качестве постоянных диспетчеров. Рыжая девчонка Варя Жесть и ее приятель Борис Степанович Олень вполне отвечают концепции современного искусства (Сибирский центр современного искусства — филиал Краеведческого музея — собственно, и стал их домом).

Работают диспетчеры на автоматической системе управления, т. е. при включении роботы общаются друг с другом и повествуют об экспонатах, которые можно увидеть в музее.


Однако конструкции этих роботов примитивны: ответить на вопросы посетителей они не в состоянии, поскольку запрограммированы на один и тот же информационный текст. Другое дело, что оба робота очень симпатичны, сразу привлекают к себе внимание и заряжают посетителей положительными эмоциями. Ну а уж под Новый год Варя Жесть и Борис Степанович Олень обещают особенные сюрпризы. Только бы в музеи ходить не забывали!


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
И где тут мужененавистничество? Просто реальность. Лично я всем мужчинам, которые были со мной рядом (от Koriona)
Московские археологи нашли 400-летние изразцы с изображением кошки
Возможно в то время это уже была и кошка ,но всё идёт из Анатолии, всё начиналось с Чатал Гуюка. Кру (от Везунчик)
Американские ученые добились бессмертия для мухи
А "оцифрованный мозг" знает, что он был когда-то мухой? topzz)
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
Настоящий мужчина если разлюбит,то оставит своё добро уходя с чемоданом и не будет об этом жалеть. Е (от Везунчик)