Тибетский и зороастрийский обычай «небесных похорон» был распространен среди древних обитателей Северного Причерноморья
Храм Деметры ученые Института Археологии РАН при содействии «Фонда «Археология» (www.archae.ru) раскапывают уже второй год. За это время он преподнес несколько необычных открытий. Первое это то, что святилище находится не на побережье, как остальные греческие колонии-поселения в Северном Причерноморье, а в глубине полуострова. Почему так произошло, удалось понять после того, как археологи получили реконструированные карты местности, составленные геологами. Оказывается, в античное время рядом с обнаруженным поселением находился пролив, разделяющий весь Таманский полуостров. Вторым уникальным открытием стало само святилище, построенное на варварской территории по всем греческим (античным) архитектурным канонам. И третье – это варварский некрополь, располагающийся в непосредственной близости от святилища Деметры. Здесь и были обнаружены следы погребального обряда.
Раскопки показали, что обнаруженный
некрополь принадлежал племени синдов. Именно они в античности населяли
изучаемую территорию. На это указывают типы захоронений – каменные
ящики с окружающей их вымосткой из известняковых булыжников.
Практически во всех могилах было обнаружено хорошо сохранившееся
оружие, короткие мечи-акинаки и копья. К сожалению, только в двух
могилах находились целые скелеты.
Покойники были уложены на спину с
вытянутыми вдоль туловища руками. Открытие последовало после того, как
археологи начали зачищать каменную вытмостку, окружающую погребения. В
одном из мест было обнаружено скопление костей, принадлежавших разным
костякам. Антропологи, работающие в экспедиции, определили, что это
человеческие берцовые кости. Такая же картина ранее наблюдалась и на
идентичных синдским некрополях, изучаемых археологами в этом регионе.
Например, при раскопках некрополя у хутора Рассвет были также
обнаружены фрагментированные части человеческих костяков, лежащие на
подобных найденным в Вестнике, каменных отмостках.
В одном из захоронений ученые вообще раскопали четыре человеческих черепа. Все эти факты наводят на мысль, что в глубокой древности у местного синдского населения существовал обряд очень похожий на то, что сейчас можно увидеть в современном Тибете. Обряд этот называется «Небесные похороны», когда тело умершего человека разрубается и выставляется на съедение стервятникам. Ученые дали ему термин «выставление».
Как пояснил начальник Восточно-Боспорской Археологической к.и.н Экспедиции Николай Сударев – синды выставляли тело покойного и ждали, насколько быстро оно будет съедено дикими животными. Если кости быстро обгладывали, то считалось, что покойный был хорошим человеком и боги приняли его. В противном случае, об умершем складывалось диаметрально противоположное мнение.
Кстати, подобный обряд был и у огнепоклонников Ирана – зароострийцев. Там так же выставляли усопших на съедение стервятникам или священным собакам, а затем кости захоранивали в специальных «Башнях молчания». Упоминал об этом обычае огнепоклонников и «отец истории» Геродот: – «…сведения о погребальных обрядах и обычаях персы передают как тайну. Лишь глухо сообщается, что труп перса предают погребению только после того, как его растерзают хищные птицы или собаки. Впрочем, я достоверно знаю, что маги соблюдают этот обычай…»
Считалось, что человеческие останки не должны осквернять собой землю, почитавшуюся наравне с огнем. В связи с этим можно добавить, что по антропологическому типу синды являлись индо-иранцами. Соответственно и верования у них могли быть весьма схожими.
В одном из индийских духовных трактатов сказано:
Как бы ты ни берег свое тело,
Безжалостный Владыка Смерти
Украдет его у тебя и отдаст собакам и грифам.
Что тогда станешь ты делать?
Николай Сударев: – «Удивляет то, что для разных покойников обряд
несколько отличался. Кого-то просто "выставляли”, кого-то потом
хоронили, кого-то сразу же хоронили в каменном ящике. И это в одно и то
же время, на одном некрополе».
Но и этому нашлись аналогии все в том же Тибете. Разница в способах погребения усопших зависит от причин смерти. Например, похороны в воде чаще проводятся для умерших в юном возрасте. Трупоположение в землю характерно для умерших от инфекционных заболеваний и неестественной смертью. Тела духовных лидеров и почетных лиц подвергаются кремации. Похоронный обряд зависит только от трактовки причин смерти, которую дадут священнослужители. На проведение похоронного обряда могут, конечно, влиять и непреодолимые последствия. Так после землетрясения в уезде Юйшу Тибетского автономного округа провинции Цинхай, когда погибли тысячи людей, ламами было принято решение совершать массовые кремации, так как птицы просто не смогли бы физически совершить «небесные похороны». Что-то подобное могло происходить и в похоронных обрядах на некрополе у храма Деметры.
Интересно одно, как столь схожие погребальные обряды могли происходить и происходят на столь удаленных друг от друга территориях Тибет – Индия – Иран – Северное Причерноморье (Синдика).
archae.ruКомментарии 9
0
бякин
08.02.2012 01:26
[Материал]
>Храм Деметры ученые Института Археологии РАН при содействии «Фонда «Археология» (www.archae.ru) раскапывают уже второй год.
Эти сволочи еще не такого напридумывают и найдут у себя в штанах, откуда тухлятиной прет. Первообезьяну еще не нашли, но это, что так надобно, еще штук пять нарисуют, безсовестные пляти. |