/ Новости сайта / Наука и Технологии / Обнаружен новый тип экзопланет - Водные миры
22.02.2012

Обнаружен новый тип экзопланет - Водные миры

Оценка: 0.0    2221 0 Наука и Технологии
Американские астрономы изучили снимки, полученные орбитальной обсерваторией "Хаббл", и выделили новый класс экзопланет - водных миров с плотной и толстой атмосферой, чьи размеры и масса больше земных, но меньше, чем у Урана, говорится в сообщении пресс-службы проекта.

На сегодня двумя самыми распространенными типами экзопланет считаются так называемые "супер-земли" и "горячие юпитеры". Супер-земли представляют собой каменистые планеты относительно небольшой массы, основу которых составляют горные породы, близкие по своему составу к земным. Горячими юпитерами астрономы называют экзопланеты-сверхгиганты, обращающиеся вокруг светила на очень небольшом расстоянии, из-за чего их атмосфера и жидкие недра разогреты до тысячи градусов Кельвина (726 градусов Цельсия).

Группа астрономов под руководством Захори Берта (Zachory Berta) из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики в Кембридже (США) объявила о существовании еще одного класса экзопланет, изучив первый из предполагаемых "водных миров" - космический объект GJ 1214b. Результаты их исследования были приняты к публикации в Astrophysical Journal.

Это небесное тело ранее было открыто группой планетологов под руководством Дейвида Шарбонно (David Charbonneau) из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики в 2009 году. Планета обращается вокруг красного карлика GJ 1214 в созвездии Змееносца, удаленного от нас на расстоянии в 40 световых лет от Солнца.

Первооткрыватели GJ 1214b причислили ее к числу супер-земель, однако относительно большие размеры планеты, 2,67 радиуса Земли, и ее небольшая плотность - примерно треть земной - заставили ученых сомневаться в этом определении. Большинство астрономов предполагает, что такие характеристики GJ 1214b можно объяснить тем, что она представляет собой водный мир - планету с небольшим твердым ядром и гигантским океаном вокруг него.

Берта и его коллеги подтвердили эту гипотезу, изучив атмосферу планеты при помощи широкоугольной камеры (WFC3) на борту телескопа "Хаббл".

Для этого ученые наблюдали за изменением спектра излучения звезды-карлика в момент, пока планета проходила по ее диску. Как объясняют астрофизики, лучи светила "прошивают" атмосферу планеты, и часть из них меняется, сталкиваясь с молекулами газов и водяного пара в ее составе. Из-за этого в спектре излучения звезды появляются новые линии, сигнализирующие о наличии тех или иных веществ в атмосфере планеты.

Снимки Хаббла показали, что атмосфера GJ 1214b представляет собой густой водяной пар с добавлением небольших количеств гелия и водорода. Учитывая крайне высокую температуру на поверхности планеты - около 200 градусов Цельсия - вода в ее океанах должна находиться в экзотическом состоянии.

"Высокая температура и давление могут стать причиной появления таких экзотичных материалов, как "горячий лед" и "супержидкая вода", которые мы не можем встретить в нашей повседневной жизни на Земле", - пояснил Берта.

На сегодняшний день ученые успели открыть еще несколько "подозрительных" планет, похожих по своим характеристикам на GJ 1214b. Вполне возможно, что такие небесные тела довольно распространены во Вселенной.