Павлодарские археологи сделали открытие, которое существенно меняет представление о древнейшей истории Казахстана
Но именно здесь, на стыке воды и земли, директор Центра археологических исследований Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова Виктор Мерц несколько лет назад со своими единомышленниками начал разработку древнейшей стоянки людей времен неолита и энеолита (VIIMII тысячелетия до н. э.).
Надо сказать сразу, что не только находки на озере Борлы, но и результаты других экспедиций, которые он возглавлял практически во всех районах Павлодарской области, создали кандидату исторических наук Виктору Мерцу славу серьезного специалиста по каменному веку:
- Люди издревле селились по берегам водоемов, - говорит ученый. - Исходя из этого, степное озеро и ручьи, впадающие в него, могли стать местом стоянок древних людей. Поэтому в 2008 году тогдашний ректор нашего университета Ерлан Арын предложил организовать археологическую экспедицию для раскопок на озере Борлы. Вдобавок надо было спешить: волны озера, бьющие в его обрывистый берег, разрушали то, что время тысячелетиями хранило под слоем земли.
...По словам В. Мерца, уже первые раскопки дали многообещающие
результаты. Было обнаружено крупное поселение эпохи неолита, содержащее
мощный культурный слой с большим количеством фаунистических останков,
различных типов керамики и каменных орудий, представляющих образцы
нескольких индустрии, использовавших разнообразное приносное сырье.
Среди
найденных орудий - конические нуклеусы для микропластин, угловые и
боковые резцы на пластинах с фасетированными торцами и симметричные
трапеции, костяные орудия и каменная подвеска с изображением змеи. В
разрезе озерной террасы фиксируются две погребенные почвы и костеносный
горизонт. Из всех стоянок каменного века, обнаруженных на территории
области за последнее десятилетие, эта является наиболее перспективной и
станет одним из основных объектов исследований экспедиции в ближайшие
годы. Этот археологический памятник содержит информацию совершенно
нового типа, которая позволяет установить связи древнего населения
правобережного Прииртышья, представляющего западную часть Кулундинской
равнины, с племенами Алтая, Сары-Арки, а также других регионов, в том
числе и отдаленных.
...В ходе раскопок археологи обратили внимание не только на костяные орудия, но и на многочисленное скопление костей на исследуемой территории. Проще говоря, «свалку». Это навело Мерца на мысль, что в V-IV тысячелетиях до нашей эры древнее население северо-востока Казахстана уже знало домашнее животноводство. Но даже если найденные костные останки приписать их удачливой охоте, то, во-первых, чтобы поймать или убить животных, нужна была лошадь. То есть люди в те времена уже ее приручили.
Забегая вперед, скажу, что образцы найденных возле озера Борлы костей были отправлены для анализа российскому ученому-палеонтологу Леониду Гайдученко, живущему на Урале и хорошо знающему неолит павлодарского Прииртышья. Он прислал результаты, подтверждающие, что древние кости, которым более 6 000 лет, принадлежат лошадям и крупному рогатому скоту. Таким образом, Виктор Мерц и его коллеги опровергли утверждение ряда зарубежных ученых, что на территорию Казахстана кочевое животноводство пришло гораздо позже. И доказали, что далекие предки казахов приручили коней гораздо раньше. Причем счет идет не на века, а на тысячелетие. Не исключено, что после раскопок уже на основной части поселения, в отдалении от берега, будут найдены еще более ранние и убедительные доказательства существования животноводства эры неолита. По словам Виктора Карловича, предстоит выяснить, почему в местах массового скопления костей у озера нет принадлежащих мелкому рогатому скоту - козам и баранам. Хотя по родственным поселениям Средней Волги, Закавказья, юга Урала всегда обнаруживалась триада - кости лошадей, коров и овец.
- Но меня интересовали не только останки одомашненных животных, орудия труда и предметы быта, но и первобытная культура, - рассказывает ученый. - К примеру, подвески из камня, сережки из ракушек или узоры на той же керамике. Здесь тоже очень много интересных моментов. Люди, жившие у озера Борлы, уже в эпоху неолита, не говоря уже о более позднем энеолите, понимали, что есть красота, декоративно-прикладное искусство, о чем свидетельствуют хотя бы выбитая змейка на каменной подвеске или узоры на керамике. Тем самым отвергается суждение о том, что степняки тех времен были малоразвитыми племенами.
...Более того, сравнив узоры керамики, найденной на месте поселения у озера Борлы, Виктор Мерц обнаружил, что они очень похожи на те, что относятся к так называемой ботайской культуре - археологической культуре энеолита, существовавшей в 3700-3100 гг. до н. э. на северо-западе Казахстана. Основными материалами были камень, кость и глина. Главными занятиями - коневодство, охота и рыболовство. Ботайская культура происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. Антропологически ботайцы представляют собой результат смешения средиземноморской и уральской расы. Свои обоснования павлодарский кандидат исторических наук отправил уральским коллегам и получил подтверждающие ответы.
Вот и еще одна загадка Великого переселения народов, причем по территории Казахстана. Мерц уверен: если продолжить археологические раскопки у озера Борлы, будут сделаны новые открытия и возникнут новые научные загадки и гипотезы, потому что вся территория Казахстана - это древнее свидетельство зарождения и заката народов и народностей, их демографического и культурного переплетения. И следы их существования еще предстоит «прочесть» палеонтологам и археологам. К слову, находками Виктора Карловича, других археологов у озера Борлы и на стоянке Шидерты-3 в Экибастузском районе области заинтересовались ученые Кембриджского университета, которые исследуют, какими путями всем нам знакомое просо попало из Китая в Европу.