/ Новости сайта / Космос / Уникальная сверхплотная планета удивила астрономов
28.02.2012

Уникальная сверхплотная планета удивила астрономов

Оценка: 0.0    2051 0 Космос
28.02.2012 Учёные открыли сверхплотную планету вне Солнечной системы. Она обладает уникальными характеристиками, которые заставляют астрономов по-новому взглянуть на процесс планетарной эволюции.

Планета, открытая летом 2011 года и названная CoRoT-20b, вращается вокруг звезды, которая, как и Солнце, принадлежит к спектральному классу G. Полный оборот вокруг звезды планета совершает за 9,24 дня, а вокруг своей оси — за 11±3 дня.

Однако куда интереснее масса CoRoT-20b (она в 4 раза больше чем у Юпитера) и её размер (лишь 0,84 радиуса нашего газового гиганта). То есть плотность планеты одна из самых высоких — около 10  граммов на кубический сантиметр. Это в два раза больше чем у Марса.

Однако CoRoT-20b — газовый гигант, то есть планета, в которой ядро окружает огромная газовая оболочка. Если опираться на существующие модели, получается, что масса ядра CoRoT-20b составляет от 50% до 77% всей массы планеты. Для сравнения: у Юпитера на ядро приходится лишь 15% массы.

Астрономы считают, что планетарное ядро формируется из протопланетного диска, плотного газопылевого облака вращающегося вокруг молодой, недавно сформированной протозвезды.

Характеристики CoRoT-20b показывают, что для формирования столь тяжёлого ядра понадобились бы все имеющиеся в планетарной системе атомы тяжелее гелия. Маловероятно, что все они могли скопиться в ядре одной планеты. А если и могли, то произошло это по какому-то неизвестному астрономам сценарию.

«В это открытие сложно поверить, — говорит ведущий исследователь Магали Дёлей (Magali Deleuil) из астрофизической лаборатории Марселя. — Возможно, что тяжёлые элементы размещены в атмосфере планеты, а не в ядре. Но тогда CoRoT-20b принадлежит новому, ранее неизвестному классу планет».

В статье, вышедшей в журнале Astronomy & Astrophysics, астрономы предположили, что CoRoT-20b раньше могла быть крупнее, и лёгкие элементы с неё сорвала её звезда.

Однако от этого варианта развития событий пришлось отказаться — CoRoT-20b вращается по относительно стабильной орбите, дальше так называемого предела Роша. А это означает, что светило не могло «общипать» экзопланету приливными силами.

Учёные смогут объяснить феномен ультраплотной экзопланеты и разобраться в эволюции таких объектов, только если найдут похожие миры где-то ещё. Команда Дёлея пока планирует продолжить поиски в системе CoRoT-20.

вести