Воды в мире для экстенсивного роста потребления осталось на 10-15 лет
По его словам, сегодня от двух третей до 70% всей воды, которую человек забирает из водных источников, приходится на воду для орошения в сельском хозяйстве. При этом перспективы роста сельскохозяйственного производства, необходимого для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, связаны практически только с орошаемым земледелием.
«Воды для орошения дополнительной, которую можно было бы вовлечь в хозяйство, в мире осталось всего на 10-15 лет. Эти 10-15 лет пройдут, и мы будем вынуждены констатировать, что возможности экстенсивного роста водопользования вообще закончились», — сказал Данилов-Данильян на презентации Четвертого доклада ООН об освоении водных ресурсов.
Он отметил, что даже тогда в мире останется «довольно много неиспользованной пресной воды, но ее вовлечение в хозяйство при нынешнем уровне развития техники весьма проблематично».
«Сейчас не видно даже перспектив, чтобы эта вода, которую несут воды России и Канады в Северный Ледовитый океан, в полной мере могла быть вовлечена в хозяйство», — сказал Данилов-Данильян.
По его мнению, необходимо повышать эффективность использования уже забираемой из источников воды, а также развивать очистку и повторное использование: по данным доклада, сегодня в мире до 80% объемов используемой воды используется лишь однократно и не очищается.
Россия, по словам Данилова-Данильяна, сейчас «никакого дефицита воды не испытывает», поэтому ее проблемам в докладе уделено не так много внимания.
«Россия является одной из тех трех стран мира, в которых не занятая в хозяйстве вода останется и через 15, и через 30, и, по-видимому, через 70 лет. Две другие страны — это Бразилия и Канада», — сказал директор Института водных проблем.
Однако большая часть водных ресурсов РФ сосредоточена в азиатской части страны, тогда как промышленность, сельское хозяйство и население сконцентрированы, главным образом, на европейской территории.
«Если мы будем продолжать жить так же (по экстенсивному сценарию развития — ред.), то в европейской части Российской Федерации воды в 2030 году для обеспечения экстенсивного прогноза (роста производства — ред.) не хватит. Европейская часть нашей страны окажется, при всей неожиданности, даже абсурдности, казалось бы, самого предположения, окажется вододефицитной», — отметил Данилов-Данильян.
По его словам, «главный наш враг — это не количество воды, а качество»: качество водных ресурсов на европейской территории страны в этом случае будет столь низким, что ее почти невозможно будет использовать.
РИА Новости