/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Грипп отключает иммунитет с помощью вирусных гистоноподобных белков
16.03.2012

Грипп отключает иммунитет с помощью вирусных гистоноподобных белков

Чтобы иммунитет не атаковал его, вирус гриппа приносит в клетку специальный белок, похожий на гистоны — белки-упаковщики ДНК в хромосомах. Вирусный белок получает доступ к управлению ДНК и заставляет замолчать на ней гены, ответственные за противовирусную иммунную реакцию.

Наши хромосомы, если не вдаваться в структурные подробности, состоят из ДНК, намотанной на комплексы из гистоновых белков. Но не стоит думать, что гистоны выполняют сугубо механическую функцию. Фактически они держат ДНК «в своих руках», а потому могут влиять на активность записанных в ней генов. Химические модификации гистонов могут открывать или закрывать доступ к ДНК белкам транскрипции, синтезирующим мРНК. Исследователи, занимающиеся этой областью молекулярной биологии, часто говорят о «гистоновом коде», который накладывается поверх кода генетического и определяет функционирование генома.

Вирус гриппа каким-то образом узнал о таком способе генетической регуляции и сумел использовать его в своих целях.

Наш организм реагирует на вторжение вируса активацией иммунных систем; естественно, это подразумевает активацию соответствующих генов. Как выяснили исследователи из Рокфеллеровского университета (США), вирусный белок NS1 имитирует часть гистона H3. Так он получает доступ к «пульту управления» иммунными генами. NS1 мешает белковому комплексу PAF1C, который активируется во время антивирусного ответа, связаться с нужными генами и обеспечить синтез матричной РНК на этих генах. Иммунного ответа нет, и вирус получает возможность спокойно размножаться.

Результаты исследований учёные опубликовали в журнале Nature.

Белок NS1 довольно сильно меняется от одного вирусного штамма к другому, и, возможно, происходит это потому, что вирус пытается с максимальной эффективностью влиять на управление генами: учёным ещё предстоит это проверить. С другой стороны, исследователи признают, что вирус подсказал им возможный способ борьбы с аутоиммунными заболеваниями и неспровоцированными воспалениями. Комплекс PAF1C отвечает за активацию иммунных генов, поэтому вполне можно прибегнуть к «ручному управлению» иммунитетом, подавив активность PAF1C с помощью какого-нибудь искусственного гистоноподобного лекарства.

Подготовлено по материалам Medical Xpress.