/ Новости сайта / Космос / Система Фомальгаута: две планеты или ни одной?
10.04.2012

Система Фомальгаута: две планеты или ни одной?

10.04.2012 Недавние исследования деформации протопланетного диска в районе Фомальгаута, находящегося в 25 световых годах от нас, показывают: в системе этой молодой звезды есть как минимум две планеты.

Новая работа американских астрономов, опубликованная в Astrophysical Journal Letters, показывает, что протопланетный диск Фомальгаута, молодой звезды, возраст которой, предположительно, не превышает 200–300 млн лет, имеет несколько необычную форму. Его внутренний и внешний края «заострены». Такая форма выглядит маловероятной, и «наилучшим объяснением её на базе имеющейся информации является то, что там находятся две планеты», отмечает астрофизик Аарон Болей из Флоридского университета (США), один из соавторов исследования.

Учёные использовали систему радиотелескопов Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) в Чили. В ходе наблюдений выяснился так называемый «эффект пастуха»: нечто подобное имеется у кольца ε Урана — в виде «спутников-пастухов» Корделии и Офелии. Однако луны или иные малые тела не могли бы столь эффективно удерживать своей гравитацией в определённой форме протопланетное кольцо радиусом в 133 а. е.: оно слишком велико для этого. Одно из этих небесных тел, по расчётам исследователей, должно находиться снаружи протопланетного кольца, а другое — внутри. Оба тела, вероятно, размером не меньше Марса, но и не более «суперземли». Поэтому они слишком малы, чтобы их можно было увидеть напрямую с имеющимися астрономическими инструментами.

Мы уже писали, что система Фомальгаута не раз озадачивала астрономов. Ранние изображения заставили учёных предположить существование Фомальгаута b, газового гиганта типа Юпитера. Однако потом оказалось, что орбита у него неправильная, а блеск варьируется, что и привело к «закрытию» планеты. Теперь же выяснилось, что наблюдения могли смешивать оба небесных тела, отсюда и мнимые «колебания» в яркости и орбите.

Как отмечают авторы работы, требуются длительные наблюдения на более совершенных телескопах, чтобы уверенно сказать, каковы точные размеры и орбиты двух гипотетически вычисленных небесных тел.

compulenta.ru