/ Новости сайта / Космос / Астрономы нашли на Солнце неизвестный тип структуры
10.04.2012

Астрономы нашли на Солнце неизвестный тип структуры

Корональные ячейки соседствуют с корональными дырами. И хотя первые – очень горячие и яркие (особенно в ультрафиолете) образования, а вторые, в полном соответствии с именем, – более холодные и тёмные, учёные предполагают, что у этих двух структур есть много общего (фото NASA/STEREO/NRL).

Учёные открыли гигантские плазменные ячейки со светлой сердцевиной и тёмными краями. Эти элементы внешне напоминают конвекционные гранулы, наблюдаемые на поверхности светила, но новые образования обитают гораздо выше – в короне.

Астрофизики из исследовательской лаборатории ВМС США (NRL) выявили незамеченный ранее структурный элемент Солнца на снимках с космической обсерватории SDO, а позже детальнее изучили загадочные пятна при помощи этого аппарата, а также пары спутников STEREO.

Новые детали дневной звезды назвали корональными ячейками. Съёмка с нескольких точек зрения позволила выявить их форму. Авторы открытия сравнили ячейки с пламенем свечи на торте. При виде сбоку (под острым углом к поверхности Солнца) это вытянутый столб плазмы, а при взгляде точно сверху – «клетка».

Расположение спутника SDO и пары аппаратов STEREO по отношению к Солнцу и Земле в 2011 году, когда проводились наблюдения (фото NASA/STEREO/SDO/NRL).

Исследователи отмечают, что корональные ячейки возникают в районах, расположенных между корональными дырами (участками с пониженными плотностью и температурой плазмы) и нитевидными каналами, которые отмечают в короне границы между регионами с магнитными полями противоположной направленности (вверх и вниз).

Корональные ячейки на снимках со STEREO-B (слева) и SDO (справа). Диаметр отдельных ячеек достигает 29 тысяч километров. Вверху – портреты образований при взгляде сверху, внизу – при съёмке под углом (причём – с двух разных сторон). Стрелками обозначены идентичные точки на правом и левом кадрах (фото NASA/STEREO/SDO/NRL).

Понимание развития этих ячеек может дать ключ к отслеживанию изменений магнитных полей на границах корональных дыр, а такие процессы непосредственно влияют на выброс вещества, то есть солнечный ветер.

Учёные пронаблюдали за эволюцией корональных ячеек, совмещая данные с разных приборов и накладывая видимые изображения на карты магнитных полей. Выяснилось, что внутри ячеек магнитные поля – закрытые (их силовые линии поднимаются вверх, огибают нитевидные каналы и уходят обратно в Солнце), в то время как корональным дырам сопутствуют разомкнутые линии (простирающиеся далеко в космос).

Авторы работы подозревают глубокую родственную связь между корональными ячейками и дырами и даже то, что одни могут трансформироваться в другие при определённых переменах в поведении окружающих их магнитных полей. (Все подробности – в новой статье в Astrophysical Journal.)