Орангутаны строят гнезда как настоящие инженеры
Орангутаны стоят свои "ночлежные" гнезда по всем правилам инженерного искусства, учитывая гибкость и прочность веток, свою массу и распределение нагрузки, что позволяет им создавать комфортные и надежные "хижины" для ночлега.
Об этом заявляют британские ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Высшие приматы и некоторые птицы приобретают многие навыки не только через врожденные инстинкты, но и через обмен опытом со взрослыми родственниками и товарищами.
Так, шимпанзе передают молодому поколению навыки по раскалыванию орехов, а новокаледонские вороны помогают другим птицам осваивать новые орудия труда и добычи пищи.
Группа ученых под руководством Роланда Энноса из университета Манчестера (Великобритания) наблюдала за орангутанами в национальном парке Гунунг-Лёсер в северо-западной части острова Суматра, пытаясь выяснить технологию, по которому они строят свои гнезда.
Как правило, эти обезьяны строят гнезда только на тех деревьях, где есть достаточное количество веток для "хижины" и нет съедобных фруктов, которые будут привлекать внимание ночных животных.
Гнездо орангутана представляет собой продолговатый и вогнутый внутрь матрас, сплетенный из веток дерева. При постройке ночлега обезьяна обдирает ветки дерева от листьев и выстилает ими дно своего ложа.
Эннос и его коллеги изучили структуру гнезд орангутанов и проследили за тем, как обезьяны собирают их при подготовке к ночлегу. Выяснилось, что гнездо само по себе является инженерным произведением искусства.
Как объясняют ученые, ветки были обломаны и переплетены таким образом, что гнездо было наиболее прочным в середине и менее устойчивым по краям лежбища.
Центральная часть гнезда покоилась на крупной ветке или в раздвоенной ветке, которые брала на себя часть нагрузки.
При конструировании своего "дома" обезьяны отрывали ветки от дерева не полностью, делая небольшие надломы и заплетая побег в нужном направлении.
Они особенно строго соблюдали это правило при работе с большими и крепкими ветвями, которые служили каркасом для гнезда.
По словам исследователей, "каркас" лежбища был примерно в четыре раза прочнее, чем выстилающие его мягкие ветки и другие менее важные компоненты гнезда.
При этом прочность древесины веток из "каркаса" и подстилки была одинаковой. Это свидетельствует о том, что инженерные навыки обезьяны были единственной причиной такой прочности каркаса - животные выбирали только самые надежные ветки.
Основным критерием в выборе "строительного материала" выступает толщина ветки - орангутаны обычно заплетают и надламывают крупные побеги, а мелкие отрывают полностью и используют в качестве подстилки.
Кроме того, совершенство и надежность гнезда была выше у пожилых и взрослых приматов, тогда как юные особи конструировали менее удачные гнезда. По мнению исследователей, обезьяны совершенствуют свои навыки "гнездостроительства" с накоплением опыта или путем обмена опытом со своими товарищами.
Как полагают ученые, способность использовать и создавать орудия труда у наших предков могла развиться из этого навыка высших приматов.