Марко Поло всё-таки был в Китае!
Тщательное изучение источников убедило синолога Тюбингенского университета (ФРГ) Ханса Ульриха Фогеля в том, что Марко Поло (ок. 1254–1324) не лгал: он действительно добрался до Китая.
Ряд исследователей полагает, что венецианский купец не был дальше Чёрного моря, Константинополя и Персии, а информацию для своей нашумевшей книги почерпнул из баек коллег и ныне утерянных персидских книг.
В новой книге «Марко Поло был в Китае» (Marco Polo was in China: New Evidence from Currencies, Salts and Revenues) г-н Фогель разбирает аргументы за и против, анализирует китайские, японские, итальянские, французские, немецкие и испанские источники. Вывод: несмотря на ряд очевидных нелепостей, мемуары Марко Поло содержат уникальные сведения, которые можно было почерпнуть только из первых рук.
Сомнения появились ещё в середине XVIII века. Скептики обратили внимание на то, что Марко Поло не сказал ни слова о Великой китайской стене. Однако впоследствии выяснилось, что стену (в том виде, в каком она дошла до нас) возвели лишь в эпоху династии Мин (1368–1644 годы), а предшествовавшие ей земляные валы давно рассыпались и потеряли своё военное значение.
Часто используется ещё один аргумент: мол, Марко, его отец и дядя не упоминаются ни в одном китайском документе. Но в этом нет ничего странного для знатока китайской историографии. Даже Джованни де Мариньолли (1290–1357), важного папского посланника при дворе правителей Юань, нет в китайских источниках — как не упоминаются там ни его свита из 32 человек, ни сам папа. Только в 1342 году в хрониках появляется «небесная лошадь», которую прислал «король франков» якобы в качестве дани. Действительно, кто они такие, эти иностранцы, по сравнению с императором Поднебесной и его двором!
Г-н Фогель рассматривает также нюансы, которые требуют специального образования: описания валют, производства соли и доходов от соляной монополии. Учёный делает вывод, что никакой другой европейский, арабский или персидский наблюдатель не оставил столь точных и уникально подробных сведений о положении дел в этих сферах в захваченном монголами Китае. Например, венецианский путешественник был единственным, кто рассказал, как именно изготавливались бумажные деньги из коры тутового дерева и как они выглядели. Более того, он поведал об использовании печатей и различных наименованиях купюр. Марко Поло сообщает также о государственной монополии на золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни, которые насильственно обменивались на бумажные деньги, а также о наказании фальшивомонетчиков и даже о 3-процентном налоге на изношенные купюры.
Кроме того, Марко Поло был единственным, кто обратил внимание на то, что бумажные деньги не ходили по всей территории Китая. Они использовались в основном на севере и в регионах, расположенных вдоль Янцзы, но не в провинции Фуцзянь и, конечно, не в провинции Юньнань, где, как писал Поло, основной валютой оставались каури, соль, золото и серебро. Эта информация подтверждается китайскими источниками и археологическими данными. Большинство этих источников были получены и переведены намного позже поездки Марко, к тому же он не читал по-китайски.
Его описание производства соли г-н Фогель считает точным и уникальным. Он перечисляет наиболее важные центры добычи соли: Чанлу, Лянхуай, Лянчжэ и Юньнань — а также упоминает местных чиновников. Его отчёт о методах добычи соли в Чанлу соответствует китайским документам эпохи Юань. В Венеции соль производилась по-другому.
Всё это говорит о том, что Марко Поло действительно служил великому хану. Кстати, китайские источники свидетельствуют, что он был не единственным молодым человеком, которого Хубилай (1215–1294) взял под крыло и которому поручал важные задания.
Подготовлено по материалам Тюбингенского университета.
Комментарии 8
0
Аспар
25.04.2012 14:26
[Материал]
Интересно, если Марко Поло не был в том "Катае", который является современным Китаем (точнее, Северным Китаем; Южный он называл "Манзи"), откуда он мог так точно и с такими подробностями описать:
1) Китайское шелководство; 2) Великий китайский канал; 3) Китайские астрологические календари; 4) Китайские погребальные обряды - сжигание бумажных фигур; 5) Китайские бумажные деньги; 6) Китайское рисовое вино и обычай пить его подогретым; 7) Китайский обычай отапливать дома углем; 6) Неслыханное для Европы многолюдие китайских городов, вместе с их названиями, конечно, искаженными в его передаче, но все же вполне узнаваемыми ("Кинсай"- Ханьчжоу, "Кантон" - Гуанчжоу и мн.др.); 7) Обычаи, церемонии и распорядок двора Хубилай-хана, монгольского императора Китая; 8) Подробности завоевания монголами империи Южная Сун, находящие подтверждение в трудах Рашид-ад-дина и кит.династ.истории "Юань ши", написанных после его "Книги", и т.д. (перечисляю по памяти)? |
0
Ludovit
01.05.2012 17:19
[Материал]
Прям диву даюсь вашей памяти («перечисляю по памяти»)!..
По поводу «подтверждений в трудах Рашид-ад-дина» могу посоветовать статью Н.С. Новгородова ( http://novgorodov.tomsk.ru/ ) «В защиту Марко Поло» ( http://novgorodov.tomsk.ru/hist_sib/V%20zacshitu%20Marco%20Polo.html ). |
0
Ludovit
21.04.2012 16:53
[Материал]
Без всякой бредятины: его книга, например, может быть найдена тут:
Марко Поло. Книга о разнообразии мира. Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru |