Учёные сомневаются в обнаружении самых ранних христианских надписей
Речь идёт о так называемом оссуарии Ионы, обнаруженном в запечатанной гробнице под жилым домом в Иерусалиме. Джеймс Тэбор из Университета Северной Каролины (США) и его коллеги проникли туда с помощью роботизированной камеры и разглядели надписи, относящиеся к первым десятилетиям христианства.
Помимо прочего взору исследователей открылся вырезанный на одном из оссуариев (ящике для костей) рисунок рыбы со стилизованной фигуркой человека, торчащей из её рта. Учёные поддались соблазну и проассоциировали фигурку с Ионой — ветхозаветным пророком, которого проглотило и затем извергло морское чудовище. Ранние христиане видели в этом намёк на смерть и воскресение Иисуса, что воспринималось как мистический залог их собственного воскресения. Собственно, поэтому оссуарий и был назван христианским.
По поводу самой гробницы сомнений нет — в 70 г. римляне разрушили Иерусалим, и после этого в тех местах практика захоронения костей в каменных склепах сошла на нет. К тому же гробницу уже раскапывали, и учёные там были (и ничего сенсационного не нашли).
Скептики, однако, не только засомневались в христианской
принадлежности склепа, но даже не смогли заставить себя увидеть там рыбу
и человека, не говоря уже о том, чтобы принять несколько закорючек за
имя YONAH. Об обнаружении последнего исследователи объявили пару месяцев спустя, объяснив это тем, что сперва «не рассмотрели изображение как следует».
Надпись, которую одни прочитали как YONAH, а другие — как набор случайных царапин.
Критики назвали это «археологией Роршаха». Для того чтобы интерпретировать надпись таким образом, отмечают они, надо проигнорировать слишком много других чёрточек. К тому же Роберт Каргилл из Университета Айовы (США) никак не может понять, где коллеги увидели литеру «нун» (она должна напоминать «L», повёрнутую влево: נ). По его словам, это две отдельные линии, никак не складывающиеся в букву. Такого же мнения придерживается Марк Гудакр из Университета Дюка (США). Кроме того, последний полагает, что «рыба» и «человек» в действительности представляют собой элементы геометрического орнамента, которым было принято украшать оссуарии того времени.
Скептики указывают также на то, что исследователи попытались подделать фотографии. На изображениях, опубликованных до сенсационных заявлений, ясно видно, что «нун» состоит из двух несвязанных чёрточек, тогда как на новых снимках это одна линия. Г-н Тэбор объясняет, что в месте излома просто было пятно, которое учёные потом каким-то образом убрали. Но при фальсификации всегда так бывает — столкнувшись с неопровержимой критикой, мошенник начинает фильтровать и менять данные, подчёркивает Стив Карузо, профессионально консультирующий торговцев древностями.
Первые века (или, лучше сказать, десятилетия) христианства — благодатная тема для авантюристов. Постоянно появляются какие-то новые артефакты, которые всякий раз оказываются фальшивками. Например, на прошлую Пасху всплыли некие книги, в которых якобы содержались первые в истории упоминания об Иисусе. Кимберли Боуз из Пенсильванского университета (США), принимавшая участие в разоблачении подделки, отмечала, что желание людей найти материальные источники по истории первых двух веков христианства намного сильнее любых доказательств. Они забывают, что христиан тогда было чрезвычайно мало — их численность к концу первого века оценивается не более чем в семь тысяч. К тому же в то время они ничем не выделялись в плане материальной культуры из иудаизма.
«Такое ощущение, что на каждую Пасху у нас будет появляться новая сенсация», — иронизирует г-н Карузо.