Вход / Регистрация
14.11.2024, 18:17
Как выглядит "Конец Света"
В «Авесте» она трактуется как вторжение на Землю дьявола — Ахримана.
В книге «Бундахишн» говорится, что Дух Разрушения обрушился на небо «и потащил его вниз, в Пустоту» (4.3). «И Ахриман прыгнул в форме змея, и затоптал столько неба, сколько его было под землей, и разорвал его» (4.4). «Затем он накинулся на воды, которые... расположены ниже земли; и он проделал дыру в середине земли и прошел через нее внутрь». «В полдень он обрушился на мир и сделал его темным, как ночь». «Он затемнил небо, которое выше, и то, которое ниже земли» (4.5). «И он принес водам иной вкус» (4.6). «На землю он напустил пресмыкающихся в телесной форме, и они смешивались друг с другом, эти гады, кусающие и ядовитые, змеи-драконы, скорпионы, ядовитые ящерицы, так что на всей земле не осталось места даже величиной с острие иглы, свободного от пресмыкающихся» (4.7). «И в растения он внес столько яда, что они тут же засохли» (4.8). Он принес на землю «отраву и боль, болезни и лень» (4.9). «Небесная сфера начала вращаться, и Солнце и Луна пришли в движение, и земля была поражена оглушающими громами гигантских демонов и их битвой со звездами» (4.10). «Затем Ахриман набросился на огонь, и он смешал его с тьмой и дымом; и Семь Планет вместе со многими демонами и их приверженцами смешались с небесной сферой для битвы с созвездиями» (4.12).
Греческий миф о Фаэтоне дошел до нас лишь в римских художественных переложениях (напр. «Метаморфозы» Овидия). Но и здесь мы можем различить черты какой-то космической катастрофы. «Землю охватило пламя, сначала на возвышенностях, и она раскололась глубокими трещинами, и вся влага на ней высохла. Луга сгорели, превратившись в белый пепел... Большие города рухнули вместе со стенами, и бескрайний пожар обратил целые народы в пепел... Леса были охвачены огнем вместе с горами... Дымились воды Дона; горит вавилонский Евфрат, кипят Фазис, Ганг, Дунай, Алфей... Нил в ужасе растекался во все концы земли... Огромные трещины зияют повсюду...
Даже море сжимается... Горы, прежде покрытые глубоким морем, выпрыгнули наружу..». Моря начинают пересыхать, и морские божества страждут от зноя. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны, а их упряжь и обломки колесницы разбросало по всему небу. А Фаэтон с горящими на голове кудрями пронесся по небу, как падающая звезда, и упал в волны реки Эридан. «Заставив все сотрясаться от могучих толчков, она (земля) опустилась немного ниже, чем обычно». Гелиос при гибели сына от скорби закрыл свой лик. «Если верить рассказам, однажды целые сутки прошли без солнца. Но горящий мир давал свет».
Предания о некой глобальной катастрофе, погубившей почти все человечество, содержатся в легендах многих народов.
Например, очень строгое, безо всяких прикрас, описание катаклизма, находим мы в преданиях аборигенов Австралии. «В те далекие времена, когда люди еще не жили племенами, пришла на землю великая тряска и большая вода. Задул самый сильный из ветров, пошел дым и полетела пыль с гор. Так было много дней и ночей и еще много дней и ночей. А потом вдруг все затихло. Не было ветра, но пропал воздух. Стало очень трудно дышать, и умерло много людей. Вдруг опять задул ветер, загремел гром, затряслась земля, и покатились по суше большие волны воды.
Остались живы только те люди, которые забрались высоко на утесы. Ушла большая вода, и по земле запрыгали рыбы, такие, каких еще никто никогда не видел. Спустились люди с высоких утесов и удивились. Там, где были холмы, стали долины, а на месте прежних долин выросли холмы. Солнце тоже начало делать все наоборот: раньше оно приходило с севера и уходило на юг, а после великой тряски и большой воды стало приходить с востока и уходить на запад» («Сказки народов мира», М.,1987).
Новозеландцы-маори рассказывают, что «мощные ветры, бешеные шквалы, тучи, плотные, яростные, дико мчащиеся, бешено взрывающиеся, обрушились на мир, а в середине их Тангроа, отец ветров и штормов, и они уничтожили гигантские леса, вздыбили воды в волны, чьи гребни вздымались на высоту гор. Земля издавала ужасные стоны, и мчались волны океана». Туземцы островов Пуамоту говорят, что «земля погрузилась в океан, но была вытащена». Жители Самоа вспоминают о временах, когда «упало древнее небо» — поднялись тучи, «потом возник запах... запах стал дымом, который снова стал тучей... Море тоже поднялось, и в грандиозной катастрофе земля утонула в море... Новая земля поднялась из лона земли прошлой». О «падении неба» рассказывают легенды африканских племен овахереро, канга и луанги. Предание бразильского племени кашинауа сообщает, что «молнии сверкнули, и ужасно зарокотал гром, и все испугались. Потом небеса взорвались, и куски упали и убили всех и всех. Небо и земля поменялись местами». Согласно Страбону, о том же помнили кельты.
Буддийские тексты рассказывают, что «сначала поднялось огромное грозное облако. Поднялся ветер, чтобы разрушить мировой цикл... все дома на земле были разрушены... ветер перевернул землю вверх дном и швырнул ее в небо... пространства в сто ли, двести, триста, пятьсот ли треснули и были выворочены ветром... рассеяны в пыль в небе и разметаны». Это произошло, когда «миры столкнулись с мирами». В рукописях Авилы и Молины, собиравших поверья американских индейцев, сказано, что произошло столкновение звезд, люди и животные пытались укрыться в пещерах. «Едва они добрались туда, как море, выходя из берегов после ужасного сотрясения, начало подниматься над берегом Тихого океана... заливая долины и равнины вокруг». В вавилонском «Эпосе о Гильгамеше» с горизонта поднялось темное облако и обрушилось на землю, земля съежилась от жара пламени, «шесть дней ураган, потоп и буря продолжали уничтожать землю... и все люди были обращены в глину».
В финском эпосе «Калевала» описывается, что на землю с неба обрушился град железных камней, солнце вместе с луной были украдены с неба, опора неба ослабела, а потом от вспышки огня зажглись новое солнце и новая луна. В исландской «Волуспе» бились в небе «яркий змей, глядящий с небес» и «бешеный волк», что сопровождалось бурями, потом «мрак закрывает солнце», от сильного удара «раскололось небо... Из жилищ своих должны бежать люди... земля тонет в море, жаркие звезды катятся с небес, яростно дыбятся воды...жар до неба доходит».
«Попол-Вух», книга преданий майя, рассказывает: «Большие и малые горы сдвинулись и покачнулись». «Повсюду крушение и гибель... море вышло из берегов... было большое наводнение... Поверхность земли потемнела, и темный дождь лился дни и ночи... А над их головами был гром большого пожара». Сообщается также, что горы одновременно извергли огонь, пар и потоки лавы. Пошел огненный дождь, новые горы выросли из земли, и лава выливалась из разверзшихся земных трещин.
«Манускрипт киче» дополняет: «Земля потемнела, и дождь продолжался день и ночь. И люди метались повсюду, как безумные; они пытались забираться на крыши, и дома с грохотом падали; они пытались взбираться на деревья, а деревья отбрасывали их в сторону; а когда они пытались укрыться в подвалах и пещерах, те внезапно оказались закупоренными... Земля сотрясалась, а движение Солнца было прервано».
А «Анналы Куаухтитлан» сообщают, что во время катастрофы «лился дождь, но не из воды, а из огня и докрасна раскаленных камней». У индейцев Британской Колумбии, Тихоокеанского побережья Северной Америки, Колорадо, Оклахомы легенды гласят, что появились огромные тучи и наступила такая жара, что реки и океан кипели. «Горели горы, горела земля, все горело...Пожар поднимался к небу, где было пламя, большие молнии и факелы... Вода бесновалась, она прибывала, будто толпа рек, покрывала землю и зажигала огонь, катясь к югу... Вода поднималась на высоту гор». Присутствовало и некое небесное чудовище, которое летело «со свистом на губах; пока оно двигалось, оно дуло во всю мочь и производило ужасный шум». (см. напр. И. Великовский, «Столкновение миров», Р-н / Д, 1997).
Древнегреческий автор Гесиод в своей «Теогонии» пишет о катастрофе: «Жизнь дающая земля растрескалась от огня... вся земля и воды океана кипели... казалось даже, будто земля и бескрайнее небо сомкнулись; и такой мощный удар произошел, будто землю раскололи, а небо сверху обрушилось на нее... Огромная земля стонала... Большая часть этой огромной земли была выжжена ужасным паром..»..
Платон пишет в «Тимее» о том, что Земля «охваченная бурей ветров» столкнулась с неизвестным огнем, возникшим извне или «огромной глыбой земли», или водами «сильнейших потоков, которые пенятся и вырываются из берегов». Сенека тоже описывал потопы и пожары, чуть не погубившие Землю. Ссылаясь на знаменитого халдейского астролога и астронома, он писал: «Берос, переводчик Бела, связывал причину этих пертурбаций с планетами».
В древнекитайской энциклопедии «Синг-ли-та-Цуен-шу» рассказывается: «Следуя природной конвульсии, море выходит из берегов, из земли возникают горы, реки меняют свое течение, люди и все существа погибают». В других китайских легендах опять упоминается о падении неба, которое произошло «когда обрушились горы». «Леса горели...и вся земля была затоплена». Ужасная волна «которая достигла неба», обрушилась на землю, «вода поднялась над высокими горами, а предгорий вообще не было видно». «Пять планет сошли со своего пути. Ночью звезды падали, как дождь. Земля тряслась».
При этом «яркая звезда исторглась из созвездия Ин». В преданиях сибирских вогулов: «Бог послал море огня на землю..».. В легендах лапландцев «центр земли дрогнул от ужаса, так что верхние слои земли провалились, и многие люди упали в эти пещеры, чтобы там погибнуть», а затем с неба спустился бог Юмбел, «вызвал дующий штормовой ветер и разъяренных воздушных духов... Вспененная, быстрая, поднявшаяся до неба, пришла морская стена, сокрушая все. Юмбел одним ударом заставил перевернуться землю; потом он снова выровнял мир». Эскимосы из Гренландии рассказывали миссионерам, что в старые времена мир перевернулся.
Разумеется, здесь приведена лишь небольшая часть подобных легенд и преданий, но и она способна дать представление о масштабах катастрофы и вызванных ею бедствиях. У различных народов, живших в разных регионах планеты картины катаклизмов, конечно же, отличаются — в памяти людей оставались, передаваясь из поколения в поколение, те губительные факторы, которые максимально проявились в землях проживания их предков.
Но можно представить и приблизительную общую картину. Например, ясно, что катастрофа пришла извне, из космоса — это вторжение Ахримана, падение Фаэтона, обрушившееся небо, столкновение с «огромной глыбой земли», падение «осколков неба» или «яркой звезды», летящего «небесного чудовища» и т.п. А в диалоге Платона «Тимей» египетские жрецы прямо указывают Солону насчет мифа о «Фаэтоне»: «Положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда: в самом деле тела, вращающиеся вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара».
Ряд теорий, как научных, так и оккультных, говорят о том, что какое-то небесное тело — возможно, часть разрушившегося Фаэтона, его крупный осколок-астероид, врезалось в Землю.
Предполагается, что удар пришелся в южное полушарие, в районе Антарктиды («разорвал небо, сколько его было под землей», «накинулся на воды, которые... расположены ниже земли»). Вторгшееся тело проломило земную кору («проделал дыру в середине земли и прошел через нее внутрь»), где и остановилось. «Ад находится в середине земли, в том самом месте, где Дух Разрушения просверлил дыру и ринулся внутрь». (Книга «Бундахишн», 4.13).
Современные оккультисты и авестийцы-астрологи, основываясь на древних текстах, даже уточняют, что «дьявол» прошел Землю почти насквозь, но не смог пробить центрального плотного ядра, отклонился и завяз внутри. Кстати, это хорошо согласуется и с католическими преданиями о судьбе «падшего ангела», низринутого с неба — например, модель, изложенная у Данте в «Божественная комедии» описывает, что Сатана вонзился в южное полушание и застрял в центре планеты. А у тюркских народов само название «Фаэтон» близко к обозначению дьявола — «шайтан».
Подтверждаются эти теории и геологическими данными. Так, в 1957 г. Антарктической экспедицией США под толщами льда была обнаружена огромная воронка диаметром около 250 км и глубиной до 800 м. Конечно, из-за покрывающих ее сейчас ледников точный возраст кратера установить невозможно, но анализ однозначно показывает его космическое происхождение, причем это самый большой подобный кратер, известный в настоящее время на Земле. Согласно проделанным расчетам, такую воронку могло оставить, например, космическое тело, имевшее массу 13 млрд. тонн и летевшее со скоростью 70.500 км/час (хотя расчеты, разумеется, приблизительные) («Гигантский кратер в Антарктиде», алиманах «На суше и на море», М., 1978).
Но, судя по всему, главный осколок летел не один, и на Землю обрушилось несколько ударов различной силы. «По соседству» с Антарктидой, в Австралии, довольно часты находки тектитов, мелких стекловидных обломков метеоритного происхождения, оплавленных при вхождении из космоса в атмосферу — по-видимому, они сопровождали вторжение самого крупного тела («дождь из огня и докрасна раскаленных камней»). Котловина от большого метеорита известна и в Аризоне, причем ее возраст определен методом радиоуглеродного анализа и составляет как раз около 25 тысяч лет.
А легенды местных индейцев говорят о том, что в этом месте спустилось с неба какое-то божество «в облаке огня». Кстати, это опровергает мнения некоторых скептиков о том, что устные народные предания попросту не могли донести до нас никакой информации на таких огромных промежутках времени. Мы видим, что дело обстояло как раз наоборот — память о глобальных катаклизмах неимоверного прошлого считалась настолько важной, что добросовестно сохранялась, облекаясь в мифологические формы и передаваясь из поколения в поколение. Видим мы и то, что 25 тыс. лет назад уровень развития людей уже позволял делать оценки происходящих явлений и осуществлять такую передачу сведений.
Стихийные бедствия на Земле — наводнения, бури, землетрясения, извержения вулканов, должны были начаться еще до столкновения — и в результате космических катаклизмов, нарушивших равновесие Солнечной системы, и в результате приближения к Земле постороннего тела. На этой стадии астероид должен был вызвать гравитационное смещение внутренних слоев Земли, морские приливы, притянуть к себе какую-то часть атмосферы: «и потащил его (небо) вниз, в Пустоту», «и небо съежилось от него в ужасе, в точности как съеживается овца, когда на нее нападает волк».
И наконец, последовал удар — точнее, серия ударов такой силы, что произошло смещение земной оси. «Солнце тоже начало делать все наоборот: раньше оно приходило с севера и уходило на юг, а после великой тряски и большой воды стало приходить с востока и уходить на запад». Об этом говорит не только австралийская легенда, но и предания других народов. Египетский «Магический папирус Харриса» сообщает о «смещении огня и воды, когда юг стал севером, а Земля перевернулась». О том, что она «перевернулась» сообщают также «Папирус Ипувера» и «Папирус Эрмитажа».
Тексты, обнаруженные в египетских пирамидах, рассказывают, что «светило перестало жить на западе, и теперь на востоке светит новое». О том, что когда-то запад и восток поменялись местами, писали Страбон в «Географии», Солин, Платон в «Политике». О том же говорит стихотворение, обнаруженное при раскопках в сирийском городе Угарите. Различные виды движения солнца упомянуты в иероглифах Мексики. Небо и земля поменялись местами в сказаниях бразильских индейцев, земля перевернулась в сказаниях эскимосов.
О том, что солнце должно было взойти на севере, а взошло на востоке, рассказывают не только австралийцы, но и предания майя и ацтеков. В «Калевале» после катастрофы Солнце и Луна становятся «новыми».
А в легендах индейцев поуни «настоящими», т.е. прежними направлениями горизонта считаются северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Эти же направления служили основными в империи инков. Согласно Сенеке, раньше полярным созвездием была не Малая, а Большая Медведица (еще раз возвращаясь к «звездной прародине» — не отсюда ли предание древних ариев, что они пришли как раз с Большой Медведицы?). Арриан об определении направления по звездам пишет: «Финикийские мореплаватели делают это по Малой Медведице, а остальные люди по Большой».
Утверждение, что Большая Медведица — полярное созвездие, содержится и в индийских «Упанишадах», и в египетских текстах, а в «Пуране» рассказывается, как Полярная звезда стала таковой. Народы саами и американские индейцы до недавнего времени почитали Полярную звезду и верили, что если она сойдет с места, Земля погибнет в катастрофе. А в некоторых египетских захоронениях, где, как известно, делались попытки изобразить «идеальный», вечный мир, куда переселяется душа — «двойник» покойного, и «двойники» нарисованных предметов, обнаружены и изображения «идеальной» карты звездного неба, значительно отличающиеся от настоящей.
Итак, от удара планета перевернулась. Конечно, по отрывочным сведениям, дошедшим до нас в передаче от поколения к поколению и от источника к источнику, трудно судить о действительном смещении географических направлений и координат. Тем более, что глобальных катастроф, сопровождавшихся сдвигом земной оси, на памяти человечества могло быть несколько — и о каком из них идет речь в том или ином случае, мы не знаем.
Например, согласно Геродоту, египетские жрецы рассказывали ему, что солнце четырежды нарушало свое движение. О том, что «ход звезд менял свое направление четыре раза» со ссылкой на египтян писал и латинский автор Помпоний Мела. О «четырех веках», завершившихся катаклизмами, писал Гесиод и священная книга индусов «Бхагавата Пурана». Согласно преданиям майя, прежде нынешнего было «четыре солнца» других. В вавилонских астрономических текстах описаны три пути Солнца — путь Ану, путь Энлиль и путь Эа. В трактате «Санхедрин» из «Талмуда» сказано: «За семь дней до Потопа Священный изменил первоначальный порядок, и солнце поднималось на западе, а заходило на востоке» — то есть, какое-то изменение связывается с другой, более поздней катастрофой.
Кстати, сам факт подобных катаклизмов может объяснить многие загадки палеонтологии, палеоботаники и этнографии. Например, почему в Сибири когда-то росли тропические растения и жили слоны, а в море у Шпицбергена сформировались коралловые рифы, за полярным кругом найдены следы произрастания магнолии, калины, кипарисов, платана, каштанов, тополя, в Гренландии — винограда (А. Кондратьев, «Атлантиды пяти океанов», Л., 1987). Или почему темнокожие расы живут в жарких странах, а светлокожие — в холодных. Ведь логически, если они происходили путем «естественного отбора», должно быть наоборот — черный цвет хорошо поглощает солнечные лучи, белый — плохо. Значит, негры, австралийцы, папуасы должны были бы «получиться» в холодном климате. В случае «переворотов» Земли эта загадка находит решение.
Между прочим, Овидий писал в связи с мифом о Фаэтоне: «Именно тогда, как считают люди, народы Эфиопии стали чернокожими, после того, как их кровь была притянута к поверхности их тел жаром». А в преданиях самих африканцев — племени сандаве из Танзании, говорится: «Давным-давно, во время возникновения, земля была прохладной, и в дождях не было недостатка. Солнце не иссушало страну. В ту эпоху Луна управляла миром. Солнце же обитало на севере земли. Однажды оно увидело Луну, полюбило и последовало за ней на юг» (В.Б. Иорданский, «Звери, боги, люди», М., 1991).
И причины для таких космических катастроф могли быть различными. Так, многие древние сказания упоминают о том, что в незапамятные времена на небе не было Луны. А другие предания, распространенные у полинезийцев, американских индейцев, бурят, киргизов, якутов, эскимосов, рассказывают о рождении планеты Венера. Но подробное исследование действительной вероятности этих причин или их последовательности во влиянии на земные события, представляется задачей слишком уж сложной, да и выходит за рамки настоящей работы. Поэтому вернемся к той катастрофе, которая положила конец процветанию Арктиды и привела к исходу древних ариев. И если по легендам нам нелегко восстановить количественные характеристики поворота Земли, то ясно, что сам он имел место, и что катастрофа вызвала смещение земной оси (а может быть, и изменение других планетарных параметров — орбиты, скорости движения по ней, скорости — а то и направления вращения).
В результате смещения Арктида, располагавшаяся где-то южнее, стала полярной областью. Не исключено, что некоторое время Земля колебалась, приходя к новому положению равновесия — «Семь Планет... смешались с небесной сферой для битвы с созвездиями», «Солнце и Луна пришли в движение», «небесная сфера начала вращаться». Естественно, при резком повороте планеты людям должно было запомниться ненормальное движение Солнца и Луны, а при «переезде» из экваториальной области в полярную бросилось бы в глаза именно «вращение» небесной сферы — раньше созвездия перемещались по небосклону в течение ночи с востока на запад, а после катаклизма вдруг стали перемещаться по кругу около некоего центра.
И разумеется, все это сопровождалось колоссальными стихийными бедствиями — сильнейшими землетрясениями, разломами, усилением всех видов тектонической деятельности — «оглушающими громами гигантских демонов и их битвой с созвездиями», «великой тряской и большой водой», наводнениями, глобальными пожарами и бомбардировкой более мелкими сателлитами астероида, вроде «града железных камней», «осколков взорвавшегося неба» или «огненного дождя».
Шамбаров В.Е. Беседы о Руси древнейшей
В книге «Бундахишн» говорится, что Дух Разрушения обрушился на небо «и потащил его вниз, в Пустоту» (4.3). «И Ахриман прыгнул в форме змея, и затоптал столько неба, сколько его было под землей, и разорвал его» (4.4). «Затем он накинулся на воды, которые... расположены ниже земли; и он проделал дыру в середине земли и прошел через нее внутрь». «В полдень он обрушился на мир и сделал его темным, как ночь». «Он затемнил небо, которое выше, и то, которое ниже земли» (4.5). «И он принес водам иной вкус» (4.6). «На землю он напустил пресмыкающихся в телесной форме, и они смешивались друг с другом, эти гады, кусающие и ядовитые, змеи-драконы, скорпионы, ядовитые ящерицы, так что на всей земле не осталось места даже величиной с острие иглы, свободного от пресмыкающихся» (4.7). «И в растения он внес столько яда, что они тут же засохли» (4.8). Он принес на землю «отраву и боль, болезни и лень» (4.9). «Небесная сфера начала вращаться, и Солнце и Луна пришли в движение, и земля была поражена оглушающими громами гигантских демонов и их битвой со звездами» (4.10). «Затем Ахриман набросился на огонь, и он смешал его с тьмой и дымом; и Семь Планет вместе со многими демонами и их приверженцами смешались с небесной сферой для битвы с созвездиями» (4.12).
Греческий миф о Фаэтоне дошел до нас лишь в римских художественных переложениях (напр. «Метаморфозы» Овидия). Но и здесь мы можем различить черты какой-то космической катастрофы. «Землю охватило пламя, сначала на возвышенностях, и она раскололась глубокими трещинами, и вся влага на ней высохла. Луга сгорели, превратившись в белый пепел... Большие города рухнули вместе со стенами, и бескрайний пожар обратил целые народы в пепел... Леса были охвачены огнем вместе с горами... Дымились воды Дона; горит вавилонский Евфрат, кипят Фазис, Ганг, Дунай, Алфей... Нил в ужасе растекался во все концы земли... Огромные трещины зияют повсюду...
Даже море сжимается... Горы, прежде покрытые глубоким морем, выпрыгнули наружу..». Моря начинают пересыхать, и морские божества страждут от зноя. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны, а их упряжь и обломки колесницы разбросало по всему небу. А Фаэтон с горящими на голове кудрями пронесся по небу, как падающая звезда, и упал в волны реки Эридан. «Заставив все сотрясаться от могучих толчков, она (земля) опустилась немного ниже, чем обычно». Гелиос при гибели сына от скорби закрыл свой лик. «Если верить рассказам, однажды целые сутки прошли без солнца. Но горящий мир давал свет».
Предания о некой глобальной катастрофе, погубившей почти все человечество, содержатся в легендах многих народов.
Например, очень строгое, безо всяких прикрас, описание катаклизма, находим мы в преданиях аборигенов Австралии. «В те далекие времена, когда люди еще не жили племенами, пришла на землю великая тряска и большая вода. Задул самый сильный из ветров, пошел дым и полетела пыль с гор. Так было много дней и ночей и еще много дней и ночей. А потом вдруг все затихло. Не было ветра, но пропал воздух. Стало очень трудно дышать, и умерло много людей. Вдруг опять задул ветер, загремел гром, затряслась земля, и покатились по суше большие волны воды.
Остались живы только те люди, которые забрались высоко на утесы. Ушла большая вода, и по земле запрыгали рыбы, такие, каких еще никто никогда не видел. Спустились люди с высоких утесов и удивились. Там, где были холмы, стали долины, а на месте прежних долин выросли холмы. Солнце тоже начало делать все наоборот: раньше оно приходило с севера и уходило на юг, а после великой тряски и большой воды стало приходить с востока и уходить на запад» («Сказки народов мира», М.,1987).
Новозеландцы-маори рассказывают, что «мощные ветры, бешеные шквалы, тучи, плотные, яростные, дико мчащиеся, бешено взрывающиеся, обрушились на мир, а в середине их Тангроа, отец ветров и штормов, и они уничтожили гигантские леса, вздыбили воды в волны, чьи гребни вздымались на высоту гор. Земля издавала ужасные стоны, и мчались волны океана». Туземцы островов Пуамоту говорят, что «земля погрузилась в океан, но была вытащена». Жители Самоа вспоминают о временах, когда «упало древнее небо» — поднялись тучи, «потом возник запах... запах стал дымом, который снова стал тучей... Море тоже поднялось, и в грандиозной катастрофе земля утонула в море... Новая земля поднялась из лона земли прошлой». О «падении неба» рассказывают легенды африканских племен овахереро, канга и луанги. Предание бразильского племени кашинауа сообщает, что «молнии сверкнули, и ужасно зарокотал гром, и все испугались. Потом небеса взорвались, и куски упали и убили всех и всех. Небо и земля поменялись местами». Согласно Страбону, о том же помнили кельты.
Буддийские тексты рассказывают, что «сначала поднялось огромное грозное облако. Поднялся ветер, чтобы разрушить мировой цикл... все дома на земле были разрушены... ветер перевернул землю вверх дном и швырнул ее в небо... пространства в сто ли, двести, триста, пятьсот ли треснули и были выворочены ветром... рассеяны в пыль в небе и разметаны». Это произошло, когда «миры столкнулись с мирами». В рукописях Авилы и Молины, собиравших поверья американских индейцев, сказано, что произошло столкновение звезд, люди и животные пытались укрыться в пещерах. «Едва они добрались туда, как море, выходя из берегов после ужасного сотрясения, начало подниматься над берегом Тихого океана... заливая долины и равнины вокруг». В вавилонском «Эпосе о Гильгамеше» с горизонта поднялось темное облако и обрушилось на землю, земля съежилась от жара пламени, «шесть дней ураган, потоп и буря продолжали уничтожать землю... и все люди были обращены в глину».
В финском эпосе «Калевала» описывается, что на землю с неба обрушился град железных камней, солнце вместе с луной были украдены с неба, опора неба ослабела, а потом от вспышки огня зажглись новое солнце и новая луна. В исландской «Волуспе» бились в небе «яркий змей, глядящий с небес» и «бешеный волк», что сопровождалось бурями, потом «мрак закрывает солнце», от сильного удара «раскололось небо... Из жилищ своих должны бежать люди... земля тонет в море, жаркие звезды катятся с небес, яростно дыбятся воды...жар до неба доходит».
«Попол-Вух», книга преданий майя, рассказывает: «Большие и малые горы сдвинулись и покачнулись». «Повсюду крушение и гибель... море вышло из берегов... было большое наводнение... Поверхность земли потемнела, и темный дождь лился дни и ночи... А над их головами был гром большого пожара». Сообщается также, что горы одновременно извергли огонь, пар и потоки лавы. Пошел огненный дождь, новые горы выросли из земли, и лава выливалась из разверзшихся земных трещин.
«Манускрипт киче» дополняет: «Земля потемнела, и дождь продолжался день и ночь. И люди метались повсюду, как безумные; они пытались забираться на крыши, и дома с грохотом падали; они пытались взбираться на деревья, а деревья отбрасывали их в сторону; а когда они пытались укрыться в подвалах и пещерах, те внезапно оказались закупоренными... Земля сотрясалась, а движение Солнца было прервано».
А «Анналы Куаухтитлан» сообщают, что во время катастрофы «лился дождь, но не из воды, а из огня и докрасна раскаленных камней». У индейцев Британской Колумбии, Тихоокеанского побережья Северной Америки, Колорадо, Оклахомы легенды гласят, что появились огромные тучи и наступила такая жара, что реки и океан кипели. «Горели горы, горела земля, все горело...Пожар поднимался к небу, где было пламя, большие молнии и факелы... Вода бесновалась, она прибывала, будто толпа рек, покрывала землю и зажигала огонь, катясь к югу... Вода поднималась на высоту гор». Присутствовало и некое небесное чудовище, которое летело «со свистом на губах; пока оно двигалось, оно дуло во всю мочь и производило ужасный шум». (см. напр. И. Великовский, «Столкновение миров», Р-н / Д, 1997).
Древнегреческий автор Гесиод в своей «Теогонии» пишет о катастрофе: «Жизнь дающая земля растрескалась от огня... вся земля и воды океана кипели... казалось даже, будто земля и бескрайнее небо сомкнулись; и такой мощный удар произошел, будто землю раскололи, а небо сверху обрушилось на нее... Огромная земля стонала... Большая часть этой огромной земли была выжжена ужасным паром..»..
Платон пишет в «Тимее» о том, что Земля «охваченная бурей ветров» столкнулась с неизвестным огнем, возникшим извне или «огромной глыбой земли», или водами «сильнейших потоков, которые пенятся и вырываются из берегов». Сенека тоже описывал потопы и пожары, чуть не погубившие Землю. Ссылаясь на знаменитого халдейского астролога и астронома, он писал: «Берос, переводчик Бела, связывал причину этих пертурбаций с планетами».
В древнекитайской энциклопедии «Синг-ли-та-Цуен-шу» рассказывается: «Следуя природной конвульсии, море выходит из берегов, из земли возникают горы, реки меняют свое течение, люди и все существа погибают». В других китайских легендах опять упоминается о падении неба, которое произошло «когда обрушились горы». «Леса горели...и вся земля была затоплена». Ужасная волна «которая достигла неба», обрушилась на землю, «вода поднялась над высокими горами, а предгорий вообще не было видно». «Пять планет сошли со своего пути. Ночью звезды падали, как дождь. Земля тряслась».
При этом «яркая звезда исторглась из созвездия Ин». В преданиях сибирских вогулов: «Бог послал море огня на землю..».. В легендах лапландцев «центр земли дрогнул от ужаса, так что верхние слои земли провалились, и многие люди упали в эти пещеры, чтобы там погибнуть», а затем с неба спустился бог Юмбел, «вызвал дующий штормовой ветер и разъяренных воздушных духов... Вспененная, быстрая, поднявшаяся до неба, пришла морская стена, сокрушая все. Юмбел одним ударом заставил перевернуться землю; потом он снова выровнял мир». Эскимосы из Гренландии рассказывали миссионерам, что в старые времена мир перевернулся.
Разумеется, здесь приведена лишь небольшая часть подобных легенд и преданий, но и она способна дать представление о масштабах катастрофы и вызванных ею бедствиях. У различных народов, живших в разных регионах планеты картины катаклизмов, конечно же, отличаются — в памяти людей оставались, передаваясь из поколения в поколение, те губительные факторы, которые максимально проявились в землях проживания их предков.
Но можно представить и приблизительную общую картину. Например, ясно, что катастрофа пришла извне, из космоса — это вторжение Ахримана, падение Фаэтона, обрушившееся небо, столкновение с «огромной глыбой земли», падение «осколков неба» или «яркой звезды», летящего «небесного чудовища» и т.п. А в диалоге Платона «Тимей» египетские жрецы прямо указывают Солону насчет мифа о «Фаэтоне»: «Положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда: в самом деле тела, вращающиеся вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара».
Ряд теорий, как научных, так и оккультных, говорят о том, что какое-то небесное тело — возможно, часть разрушившегося Фаэтона, его крупный осколок-астероид, врезалось в Землю.
Предполагается, что удар пришелся в южное полушарие, в районе Антарктиды («разорвал небо, сколько его было под землей», «накинулся на воды, которые... расположены ниже земли»). Вторгшееся тело проломило земную кору («проделал дыру в середине земли и прошел через нее внутрь»), где и остановилось. «Ад находится в середине земли, в том самом месте, где Дух Разрушения просверлил дыру и ринулся внутрь». (Книга «Бундахишн», 4.13).
Современные оккультисты и авестийцы-астрологи, основываясь на древних текстах, даже уточняют, что «дьявол» прошел Землю почти насквозь, но не смог пробить центрального плотного ядра, отклонился и завяз внутри. Кстати, это хорошо согласуется и с католическими преданиями о судьбе «падшего ангела», низринутого с неба — например, модель, изложенная у Данте в «Божественная комедии» описывает, что Сатана вонзился в южное полушание и застрял в центре планеты. А у тюркских народов само название «Фаэтон» близко к обозначению дьявола — «шайтан».
Подтверждаются эти теории и геологическими данными. Так, в 1957 г. Антарктической экспедицией США под толщами льда была обнаружена огромная воронка диаметром около 250 км и глубиной до 800 м. Конечно, из-за покрывающих ее сейчас ледников точный возраст кратера установить невозможно, но анализ однозначно показывает его космическое происхождение, причем это самый большой подобный кратер, известный в настоящее время на Земле. Согласно проделанным расчетам, такую воронку могло оставить, например, космическое тело, имевшее массу 13 млрд. тонн и летевшее со скоростью 70.500 км/час (хотя расчеты, разумеется, приблизительные) («Гигантский кратер в Антарктиде», алиманах «На суше и на море», М., 1978).
Но, судя по всему, главный осколок летел не один, и на Землю обрушилось несколько ударов различной силы. «По соседству» с Антарктидой, в Австралии, довольно часты находки тектитов, мелких стекловидных обломков метеоритного происхождения, оплавленных при вхождении из космоса в атмосферу — по-видимому, они сопровождали вторжение самого крупного тела («дождь из огня и докрасна раскаленных камней»). Котловина от большого метеорита известна и в Аризоне, причем ее возраст определен методом радиоуглеродного анализа и составляет как раз около 25 тысяч лет.
А легенды местных индейцев говорят о том, что в этом месте спустилось с неба какое-то божество «в облаке огня». Кстати, это опровергает мнения некоторых скептиков о том, что устные народные предания попросту не могли донести до нас никакой информации на таких огромных промежутках времени. Мы видим, что дело обстояло как раз наоборот — память о глобальных катаклизмах неимоверного прошлого считалась настолько важной, что добросовестно сохранялась, облекаясь в мифологические формы и передаваясь из поколения в поколение. Видим мы и то, что 25 тыс. лет назад уровень развития людей уже позволял делать оценки происходящих явлений и осуществлять такую передачу сведений.
Стихийные бедствия на Земле — наводнения, бури, землетрясения, извержения вулканов, должны были начаться еще до столкновения — и в результате космических катаклизмов, нарушивших равновесие Солнечной системы, и в результате приближения к Земле постороннего тела. На этой стадии астероид должен был вызвать гравитационное смещение внутренних слоев Земли, морские приливы, притянуть к себе какую-то часть атмосферы: «и потащил его (небо) вниз, в Пустоту», «и небо съежилось от него в ужасе, в точности как съеживается овца, когда на нее нападает волк».
И наконец, последовал удар — точнее, серия ударов такой силы, что произошло смещение земной оси. «Солнце тоже начало делать все наоборот: раньше оно приходило с севера и уходило на юг, а после великой тряски и большой воды стало приходить с востока и уходить на запад». Об этом говорит не только австралийская легенда, но и предания других народов. Египетский «Магический папирус Харриса» сообщает о «смещении огня и воды, когда юг стал севером, а Земля перевернулась». О том, что она «перевернулась» сообщают также «Папирус Ипувера» и «Папирус Эрмитажа».
Тексты, обнаруженные в египетских пирамидах, рассказывают, что «светило перестало жить на западе, и теперь на востоке светит новое». О том, что когда-то запад и восток поменялись местами, писали Страбон в «Географии», Солин, Платон в «Политике». О том же говорит стихотворение, обнаруженное при раскопках в сирийском городе Угарите. Различные виды движения солнца упомянуты в иероглифах Мексики. Небо и земля поменялись местами в сказаниях бразильских индейцев, земля перевернулась в сказаниях эскимосов.
О том, что солнце должно было взойти на севере, а взошло на востоке, рассказывают не только австралийцы, но и предания майя и ацтеков. В «Калевале» после катастрофы Солнце и Луна становятся «новыми».
А в легендах индейцев поуни «настоящими», т.е. прежними направлениями горизонта считаются северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Эти же направления служили основными в империи инков. Согласно Сенеке, раньше полярным созвездием была не Малая, а Большая Медведица (еще раз возвращаясь к «звездной прародине» — не отсюда ли предание древних ариев, что они пришли как раз с Большой Медведицы?). Арриан об определении направления по звездам пишет: «Финикийские мореплаватели делают это по Малой Медведице, а остальные люди по Большой».
Утверждение, что Большая Медведица — полярное созвездие, содержится и в индийских «Упанишадах», и в египетских текстах, а в «Пуране» рассказывается, как Полярная звезда стала таковой. Народы саами и американские индейцы до недавнего времени почитали Полярную звезду и верили, что если она сойдет с места, Земля погибнет в катастрофе. А в некоторых египетских захоронениях, где, как известно, делались попытки изобразить «идеальный», вечный мир, куда переселяется душа — «двойник» покойного, и «двойники» нарисованных предметов, обнаружены и изображения «идеальной» карты звездного неба, значительно отличающиеся от настоящей.
Итак, от удара планета перевернулась. Конечно, по отрывочным сведениям, дошедшим до нас в передаче от поколения к поколению и от источника к источнику, трудно судить о действительном смещении географических направлений и координат. Тем более, что глобальных катастроф, сопровождавшихся сдвигом земной оси, на памяти человечества могло быть несколько — и о каком из них идет речь в том или ином случае, мы не знаем.
Например, согласно Геродоту, египетские жрецы рассказывали ему, что солнце четырежды нарушало свое движение. О том, что «ход звезд менял свое направление четыре раза» со ссылкой на египтян писал и латинский автор Помпоний Мела. О «четырех веках», завершившихся катаклизмами, писал Гесиод и священная книга индусов «Бхагавата Пурана». Согласно преданиям майя, прежде нынешнего было «четыре солнца» других. В вавилонских астрономических текстах описаны три пути Солнца — путь Ану, путь Энлиль и путь Эа. В трактате «Санхедрин» из «Талмуда» сказано: «За семь дней до Потопа Священный изменил первоначальный порядок, и солнце поднималось на западе, а заходило на востоке» — то есть, какое-то изменение связывается с другой, более поздней катастрофой.
Кстати, сам факт подобных катаклизмов может объяснить многие загадки палеонтологии, палеоботаники и этнографии. Например, почему в Сибири когда-то росли тропические растения и жили слоны, а в море у Шпицбергена сформировались коралловые рифы, за полярным кругом найдены следы произрастания магнолии, калины, кипарисов, платана, каштанов, тополя, в Гренландии — винограда (А. Кондратьев, «Атлантиды пяти океанов», Л., 1987). Или почему темнокожие расы живут в жарких странах, а светлокожие — в холодных. Ведь логически, если они происходили путем «естественного отбора», должно быть наоборот — черный цвет хорошо поглощает солнечные лучи, белый — плохо. Значит, негры, австралийцы, папуасы должны были бы «получиться» в холодном климате. В случае «переворотов» Земли эта загадка находит решение.
Между прочим, Овидий писал в связи с мифом о Фаэтоне: «Именно тогда, как считают люди, народы Эфиопии стали чернокожими, после того, как их кровь была притянута к поверхности их тел жаром». А в преданиях самих африканцев — племени сандаве из Танзании, говорится: «Давным-давно, во время возникновения, земля была прохладной, и в дождях не было недостатка. Солнце не иссушало страну. В ту эпоху Луна управляла миром. Солнце же обитало на севере земли. Однажды оно увидело Луну, полюбило и последовало за ней на юг» (В.Б. Иорданский, «Звери, боги, люди», М., 1991).
И причины для таких космических катастроф могли быть различными. Так, многие древние сказания упоминают о том, что в незапамятные времена на небе не было Луны. А другие предания, распространенные у полинезийцев, американских индейцев, бурят, киргизов, якутов, эскимосов, рассказывают о рождении планеты Венера. Но подробное исследование действительной вероятности этих причин или их последовательности во влиянии на земные события, представляется задачей слишком уж сложной, да и выходит за рамки настоящей работы. Поэтому вернемся к той катастрофе, которая положила конец процветанию Арктиды и привела к исходу древних ариев. И если по легендам нам нелегко восстановить количественные характеристики поворота Земли, то ясно, что сам он имел место, и что катастрофа вызвала смещение земной оси (а может быть, и изменение других планетарных параметров — орбиты, скорости движения по ней, скорости — а то и направления вращения).
В результате смещения Арктида, располагавшаяся где-то южнее, стала полярной областью. Не исключено, что некоторое время Земля колебалась, приходя к новому положению равновесия — «Семь Планет... смешались с небесной сферой для битвы с созвездиями», «Солнце и Луна пришли в движение», «небесная сфера начала вращаться». Естественно, при резком повороте планеты людям должно было запомниться ненормальное движение Солнца и Луны, а при «переезде» из экваториальной области в полярную бросилось бы в глаза именно «вращение» небесной сферы — раньше созвездия перемещались по небосклону в течение ночи с востока на запад, а после катаклизма вдруг стали перемещаться по кругу около некоего центра.
И разумеется, все это сопровождалось колоссальными стихийными бедствиями — сильнейшими землетрясениями, разломами, усилением всех видов тектонической деятельности — «оглушающими громами гигантских демонов и их битвой с созвездиями», «великой тряской и большой водой», наводнениями, глобальными пожарами и бомбардировкой более мелкими сателлитами астероида, вроде «града железных камней», «осколков взорвавшегося неба» или «огненного дождя».
Шамбаров В.Е. Беседы о Руси древнейшей