/ Новости сайта / Космос / Впервые зарегистрировано инфракрасное излучение «суперземли»
11.05.2012

Впервые зарегистрировано инфракрасное излучение «суперземли»

«Суперземля» 55 Рака е рядом со своей звездой

Астрономам из США и Бельгии удалось выделить собственное инфракрасное излучение «суперземли».

Здесь стоит напомнить, что ИК-излучение экзопланеты было впервые зарегистрировано в 2005 году космическим телескопом «Спитцер». Такого результата учёные добились при отслеживании перемещений «горячего Юпитера» — гиганта с массой, близкой к юпитерианской. Когда он, совершая орбитальное движение, скрывался за своим светилом, общий поток излучения, фиксируемый наблюдателями, уменьшался, что и позволило отделить свет «горячего Юпитера» от света звезды.

Позже аналогичные исследования выполнялись на других телескопах (скажем, «Хаббле» и «Кеплере»), но всегда на примере планет размером с Нептун или Юпитер. Напротив, в работе американо-бельгийской группы речь идёт о сравнительно небольшой экзопланете 55 Рака е, по массе превосходящей Землю, но значительно уступающей газовым гигантам.

Регистрируемое «Спитцером» падение инфракрасной яркости при перемещении 55 Рака е за диском звезды (иллюстрация НАСА / JPL-Caltech / MIT).

55 Рака е, хорошо знакомая нашим читателям, была обнаружена в 2004 году по её гравитационному влиянию на родную звезду (то есть методом Доплера). К тому моменту солнцеподобное светило 55 Рака, удалённое на ~40 световых лет от Земли, уже успело обзавестись тремя экзопланетами, а в 2007-м к ним была добавлена ещё одна. В этой сложной планетной системе 55 Рака е занимает орбиту наименьшего радиуса, на один оборот по которой уходит 18 часов.

Новые наблюдения 55 Рака е были проведены с помощью «Спитцера» на длине волны в 4,5 мкм. Астрономы зафиксировали сразу четыре прохода экзопланеты за светилом, получив надёжные данные о её инфракрасном излучении и выяснив, что тепло с её «нагретой» стороны (у 55 Рака е период вращения синхронизирован с орбитальным, а потому она всегда обращена к своему солнцу одной стороной) практически не переносится на «холодную». Кроме того, авторы подтвердили уже имевшуюся у них информацию о малых бондовском альбедо (характеристике отражательной способности планеты) и эксцентриситете орбиты 55 Рака е.

Отчёт об инфракрасных наблюдениях 55 Рака е опубликован в издании Astrophysical Journal; препринт статьи можно загрузить с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Лаборатории реактивного движения.

видео