Мораторий на техосмотр продлят до 2013 года
С нового года жизнь российских автомобилистов кардинально изменилась: в действие вступили поправки к нормативно-правовым актам, регулирующим прохождение техосмотра.
Кто-то говорит о существенном упрощении этой процедуры, кто-то – о полной профанации самой идеи техосмотра, который начали продавать уже вполне официально. Между тем, депутаты Госдумы и страховщики, под контроль которых перешли все вопросы, связанные с ТО, готовят внушительный пакет поправок к этому закону. Обещается, что он станет намного более продуманным, и упростит нелегкую жизнь автолюбителей. При этом парламентарии утверждают, что окончательно отменять техосмотр никто не будет, более того, это невозможно. Новая версия закона, между тем, может быть совсем не такой, как предполагалось изначально.
В беседе с корреспондентом Autonews.ru первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков отметил: «Пока поправки к законопроекту прошли только первое чтение, а в первом чтении, как правило, закладывается основа, концепция будущего документа, не более. Ко второму чтению она обрастает дополнениями, которые могут в корне изменить саму суть законопроекта».
Парламентарий уверен, что техосмотру в России, несмотря ни на что, уготована долгая жизнь: «К сожалению, отменить его, как того требуют многие автовладельцы, невозможно – нас не поймут европейские коллеги». А примеры Украины и Грузии, где эта процедура ушла в прошлое, считает Вячеслав Лысаков, некорректны. Хотя бы из-за того, что «вся Грузия по населению и территории равна одному большому российскому городу». Что же касается славянской республики-соседки, то депутат призывает вспомнить, к чему привел разгон дорожной полиции в этой стране: «К полному беспределу».
Однако у бывших советских республик все же есть чему поучиться. Например, убрать из обихода лишние бумаги: в частности, сам талон техосмотра, а также и доверенности, как письменные, так и генеральные. Ведь в полисе ОСАГО уже прописаны люди, которые имеют право управлять данной конкретной машиной, указывает Лысаков. Впрочем, можно пойти и дальше: «Думаю, нам необходимо перейти к универсальному полису ОСАГО без ограничений. И еще один момент: есть полисы КАСКО, в которых прописано абсолютно все, включая ответственность перед третьими лицами – так зачем тогда их владельцам обыкновенная автогражданка? Их надо освободить от ОСАГО», - рассуждает депутат.
Вполне возможно, автомобилисты получат и другие бонусы. В частности, предлагает Вячеслав Лысаков, можно было бы максимально упростить техосмотр для тех, кто обслуживается в неавторизированных сервисах, работающих на законных основаниях (то есть, речь, отдельно подчеркнул собеседник нашего издания, не о дилерах).
«Правда вряд ли получится протащить эту идею в чистом виде», - признает парламентарий. Что касается сроков, когда поправки будут рассмотрены в Госдуме во втором чтении, то здесь уверенности нет: либо это произойдет под конец весенней сессии, либо в осеннюю сессию. Т.е., фактически, закон заработает только под конец года – после третьего чтения, необходимо, чтобы изменения были закреплены указом премьер-министра.
Между тем, опрошенные нами эксперты настаивают на своем: техосмотр должен быть отменен раз и навсегда.
«С ТО и доверенностями надо поступить просто: отменить их. Это единственный выход, - считает автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Знаете, есть в этом мире несколько стран, две из которых – бывшие советские республики, где техосмотра не существует. Это Грузия и Украина. Причем, на Украине ТО был отменен год назад, примерно тогда же, когда бывший президент Медведев неудачно пошутил насчет техосмотра. И ничего страшного не произошло, статистика даже не колыхнулась».
Именно с двумя вышеупомянутыми странами и надо сравнивать Россию, убежден Асланян: «Если у них хорошо получилось, значит, и у нас получится. Украина всегда была известна своим нищим автопарком, а Грузия – высочайшим уровнем коррупции. Что же касается Европы и США, то не надо врать! Говорят, в Америке есть техосмотр. Нет его там».
Он также подвел под это экономическую базу: «Куда страховые компании девают деньги, свои сверхприбыли? Они всегда скрывают инвестиционные доходы – попробуйте задать вопрос об этом, пинком под зад вышвырнут с интересными повреждениями. Помните, когда появилось ОСАГО? Помните, когда вверх рванула стоимость квадратного метра жилья? Вот именно поэтому и рванула, ведь страховщики начали вкладывать полученные деньги в строительный сектор. В результате перспективные квартиры стали для нас недоступны – и это сделали на наши же деньги. Это, как минимум, нечестно, а как максимум – преступление в квадрате».
С Сергеем Асланяном согласен и лидер Общероссийского общественного Движения России Виктор Похмелкин: «Техосмотр надо отменить, сама идея уже давно себя изжила, никто ни за что не отвечает, вся ответственность все равно на водителе. Оставить эту процедуру можно только для транспорта, использующегося в коммерческих целях. А эти обсуждения и поправки – они уводят от главного. Тем более, не надо ссылаться на страны Запада: в Европе везде по-разному, в большинстве штатов США этой процедуры в нашем понимании нет, а Европейская конвенция обязывает проводить техосмотр только для коммерческого транспорта, все остальное – рекомендательные меры, не обязательные к соблюдению. Что же касается выезда за границу, для этого есть грин-карты. Так ездят те же украинцы».
Но техосмотр есть, был и будет, убежден Похмелкин: «Депутаты боятся ответственности, поэтому и не говорят об отмене ТО. Да и не они принимают решения, это уже давно ясно. Ясно и то, что ситуация в ближайшем будущем улучшаться не будет. Если не будет соответствующей на то политической воли».
Игорь Яворский
Источник: autorambler.ru.