Искусство каменного века было живым
К такому выводу французский дуэт пришёл в результате 20-летних изысканий, результаты которых периодически публиковались в местных изданиях и только сейчас попали в международный журнал. Особого внимания удостоились пещеры Шове и Ла-Бом-Латрон.
Например, картина длиной десять метров в Шове представляет собой, как предполагают исследователи, охотничью историю. Рассказ начинается в того, что несколько львов, пригнув уши и опустив головы, преследуют добычу. Рядом изображены мамонты и другие животные. Во второй части картины прайд из шестнадцати львов бросается на убегающего зубра. Некоторые львы меньше других: вероятно, художник понимал, что такое перспектива.
В Шове также обнаружен восьминогий зубр: исследователи полагают, что тем самым художник попытался изобразить бегущее животное, наложив два положения ног одно на другое.
В общей сложности в 12 французских пещерах Азема и Ревер насчитали 53 фигуры, которые бегут, трясут головой или мотают хвостом. В знаменитой пещере Ласко 20 животных имеют больше голов, ног и хвостов, чем нужно.
В пещерах Испании и Франции к тому же обнаружены каменные и костяные диски с несколькими вырезанными изображениями бегущего животного — словно стоп-кадры короткого мультфильма. В центре дисков — отверстие, как будто древние европейцы и впрямь крутили игрушку, и на глазах зачарованного зрителя рисунок оживал. Исследователи убеждены, что всё было именно так — по крайней мере эксперименты с продеванием в отверстие сухожилий животных дали именно такой эффект.
Кстати, похожим образом работал тауматроп, изобретённый в 1825 году: два изображения (например, вазы и цветов) совмещались в одно благодаря их быстрому движению.