Вход / Регистрация
24.11.2024, 02:11
Первая мировая эковойна
Животные и растения используя человека ведут территориальные войны по всему миру.
Проблема биологических инвазий (от латинско- го invasio — вторжение) не только биологическая, но и экономическая: пришельцы агрессивно меняют захватываемые территории, вынуждая отдельные регионы и целые страны вступать с собой в противостояние на государственном уровне. В россии проблемой пришельцев заняты пока лишь ученые, они рассказали во что превращается природа страны.
Обитатели Земли постоянно пытаются расселиться по планете. Но за миллионы лет эволюции нашлось множество других видов, которые мешают им завоевать всю Землю. И только в последние сотни лет человек спутал природе все карты. В хозяйственных целях он поселяет полезные (для него) виды растений и животных в совершенно новых для них местах. Но еще больше видов он перемещает совершенно случайно, не замечая того.
Семена растений на подошвах ботинок и одежде переезжают через океан. Грузовым транспортом по миру разъезжают насекомые и другие беспозвоночные. Например, с зерном мигрируют вредители сельского хозяйства, с лесом — жучки- древоточцы. Балластные воды — удобный транспорт для путешествия рыб, а также медуз, рачков и другого планктона, кроме того, любители выращивают заморские растения на приусадебных участках, а экзотических животных держат дома. Всегда есть вероятность, что кто-то из них попадет в дикую природу.
Последствия от внедрения в экосистемы могут быть разными: пришельцы могут изменять среду обитания местных видов: они могут вытеснять их в конкурентной борьбе за ресурсы; они могут быть хищниками: наконец, они могут переносить возбудителей заболеваний или сами вызывать заболевания аборигенных видов.
Мигранты с юга
Многие растения из южных областей продвинулись далеко на север, например, североамериканское растение эхиноцистис, или колючеплодник, его еще иногда называют «бешеный огурец», хотя исторически это название принадлежит другому растению семейства тыквенных. «Он за 50 лет дошел от Закарпатья до Архангельска и теперь может там давать жизнеспособные семена, — объясняет старший научный сотрудник кафедры высших растений биологического факультета МГУ Сергей Майоров — когда растение продвигается на север, у него укорачивается жизненный цикл, оно быстрее развивается — это самая главная адаптация к северным условиям». В Московской области колючеплодник вытесняет местные виды — повой, повилику хмелевидную.
Невзрачное сорное растение амброзия, также приехавшее в европу из Северной америки, намного опаснее. На юге России, в Ставропольском и Краснодарском краях, в период пыления амброзии от аллергии страдают 30–40% жителей. И это настоящая экономическая катастрофа. Сорняк постепенно продвигается на север вдоль железных дорог. «Как оказалось, у амброзии очень активно идут микроэволюционные процессы, то есть быстро появляются новые генотипы, приспособленные к новым условиям», — объяснил Сергей Майоров.
Как рассказал научный сотрудник кафедры высших растений биологического факультета МГУ Светлана Полевова, в ловушку пыльцевого мониторинга на крыше метеостанции МГУ каждый год в августе попадает пыльца амброзии. А в Московской области неоднократно находили цветущие растения. Значит ли это, что амброзия добралась до Москвы? «Пока нет, — успокоил Сергей Майоров. — Эти растения вырастают в основном из занесенных семян, обычно в нашем климате амброзия не дает жизнеспособные семена».
Но, возможно, скоро научится. Самый яркий пример растения-агрессора — пресловутый борщевик, это выходец с Кавказа, там он растет себе в горах, в альпийском поясе, и вниз не спускается, рассказывает Сергей Майоров. В 40-х годах прошлого века начались опыты по его интродукции в средней полосе, привлекала большая и быстрорастущая биомасса, которую можно использовать на корм скоту, заготавливая в виде силоса. Так думали вначале, пока не узнали, что борщевик вызывает серьезные ожоги, кроме того, если коров кормить таким силосом, их молоко становится невкусным, опыты прикрыли, но было уже поздно.
Борщевик очень быстро распространился по средней полосе России. Сначала он продвигался вдоль дорог, затем пошел по лесным полянам, по долинам рек. Сейчас это настоящая катастрофа — борщевик вездесущ, он захватывает опушки лесов, заполняет собой долины рек. Способов его остановить практически нет. Уничтожать борщевик механически долго, трудно и неэффективно — после скашивания он очень быстро вырастает снова.
Гербицидами (химикатами, уничтожающими растения) можно отравить все вокруг, теоретически есть биологический способ борьбы с инвазивным видом — найти питающееся им животное, какую-нибудь гусеницу, например. Сложность в том, что у этой гусеницы должна быть монодиета — только это растение, иначе она съест все остальные. В случае с борщевиком, объясняет ученый, это очень трудно сделать. Борщевик относится к многочисленному семейству зонтичных, а у них общие враги.
Найти союзников
Примеры успешной биологической борьбы с инвазивными растениями есть, говорит Сергей Майоров. Самый известный пример — опунция в Австралии. Этот южноамериканский кактус сейчас заселил субтропическую зону всех континентов. В австралию его завезли специально, чтобы использовать в качестве живой колючей изгороди, а опунция пустилась в неконтролируемый рост. Справиться с ней удалось с помощью моли, которая питается кактусами, поскольку в австралии других кактусов нет, моль стала интенсивно уничтожать опунцию, и ее численность сократилась до разумного.
На североамериканских Великих озерах пришлось бороться с чилимом — водяным орехом: он разрастался, вытеснял местные виды, заполнял собой мелководье. Специалисты нашли листоеда, который «чилим изрядно потрепал», и решили проблему. Биологический метод оказывается успешным, если мы имеем дело с изолированным таксоном, который слабо связан с местной биотой, подводит итог Сергей Майоров. Если делать все грамотно, этот метод более эффективен, чем механический, и менее опасен, чем химический.
Ученые занесли злостных нарушителей границ нашей средней полосы в специальную «черную книгу флоры Средней россии». В ней содержатся подроб-ные сведения о 52 наиболее агрессивных и широко распространенных инвазионных видах. Авторы проследили динамику их расселения и отметили ее на картах, они оценили экономический ущерб от вселенцев, предложили методы по контролю их численности и даже дали рекомендации по их возможному использованию. Опубликован черный список из 100 других чужеродных видов растений, за которыми надо присматривать, чтобы предотвратить их появление на нашей территории.
Так как биологические инвазии создают проблемы экономические, а порой социальные и медицинские, в США и Европе ими уже давно занимаются на государственном уровне, там все исследования, связанные с биологическими инвазиями, хорошо финансируются и зачастую кормят фундаментальную науку. В нашей стране до недавнего времени на них совсем не выделялось денег, правда, объясняет Сергей Майоров, западные страны раньше нас осознали масштаб явления.
Европейцы подсчитали, что чем больше в стране доход на душу населения, тем больше там появляется инвазивных видов. объяснение простое: с ростом уровня жизни все меньше остается ненарушенных природных территорий, которые только и могут оказать сопротивление видам-вселенцам.
Детали мира №11(13) 2012