/ Новости сайта / Наука и Технологии / Что будет, если Земля столкнется с черной дырой
17.07.2012

Что будет, если Земля столкнется с черной дырой

Оценка: 0.0    2654 5 Наука и Технологии

Одна из популярных сегодня страшилок гласит: в нашу планету может врезаться черная дыра. Что останется от Земли, если такое и в самом деле произойдет? Ведь ученые, на удивление, не считают подобный катаклизм фантастическим.

Напомним, что астрофизики называют черными дырами области пространства-времени с необычайно сильным гравитационным полем. Что бы туда ни попало, обратно оно не вернется. Это касается даже света. Вот почему черные дыры и получили свое название: тело, поглощающее весь свет, падающий на него, и не испускающее собственного, кажется абсолютно черным.

До сих пор речь шла лишь о гигантских дырах, которые, как правило, располагаются в центре галактик. И образуются при коллапсе светил. Если на пути нашей планеты попадется гигантский монстр, ей, конечно, не выжить - сожрет. Хотя вероятность подобной встречи крайне мала - на грани теоретической. Оказывается, куда больше шансов столкнуться с «меньшим братом» гиганта.

В последнее время появились гипотезы, которые расширили «дырявое семейство». Мол, сразу после Большого взрыва - почти 14 миллиардов лет назад, - наравне с колоссальными возникли и микроскопические черные дыры - эдакие дырочки диаметром много меньше атома. Тем не менее вещество такой крохотули настолько плотное, что она, по мнению ученых, может весить, как астероид с поперечником в несколько сотен метров, - миллиарды тонн.

Астрофизики предполагают: «дырочки-тяжеловесы» вполне могут врезаться в Землю, подлетая со скоростью 200 - 400 километров в секунду. Что при этом произойдет?

«ДТП» НА СОЛНЦЕ

Казалось бы, черная дыра, пусть даже крохотная - размером с атомную частицу, но очень тяжелая - в миллиарды тонн, должна разнести нашу планету вдребезги. Но ученые, на удивление, так не считают.

- Результатом встречи будет сейсмическая волна, которая достигнет всех точек поверхности планеты примерно одновременно, - уверяют профессора Шраван Ханасоуг и Ян Ло из Принстонского университета. - Столкновение приведет к относительно небольшому землетрясению магнитудой 4. В его эпицентре лишь могут вздрогнуть стекла окон, задрожат здания. Но разрушения вряд ли произойдут.

Кроме того, ученые определили: миниатюрные черные дыры врезаются непосредственно в Землю примерно раз в 10 миллионов лет. А вот рядом «малышки» пролетают гораздо чаще: раз в 100 тысяч лет.

- Крошечные дыры трудно засечь, - признается профессор Ханасоуг. - Пока удается лишь обнаруживать столкновения их с Солнцем. Во время подобных «ДТП» оно начинает слегка вибрировать на ультразвуковых частотах.

Идею поиска миниатюрных черных дыр недавно предложил коллектив ученых под руководством Иосифа Хрипловича из новосибирского Института ядерной физики имени Будкера. По их расчетам, пролет миниатюрной дыры сквозь Землю должен сопровождаться звуковой волной, а также образованием особого радиоактивного следа в толще планеты.

ВЗРЫВ НАД ТУНГУСКОЙ

Эти исследования навели ученых на одну удивительную гипотезу: Тунгусский метеорит, который якобы упал в эвенкийской тайге в 1908 году, вовсе не был метеоритом. И не кораблем пришельцев, как утверждают некоторые уфологи. Катастрофа стала результатом столкновения Земли с черной дырой! Удар был такой силы, что более 2000 квадратных километров леса у реки Подкаменная Тунгуска повалило, как траву.

Альберт Джексон и Майкл Риан, сотрудники отдела теории относительности Техасского университета, еще в 1973 году предположили: миниатюрная черная дыра вошла в Землю в Центральной Сибири, прошила планету насквозь и вышла в районе Северной Атлантики.

В то время - почти 40 лет назад - гипотеза американцев показалась совсем уж невероятной. И была дружно отвергнута коллегами. Хотя причину катаклизма в российской глуши астрономы так и не нашли. Они до сих пор деликатно обходят тему, называя событие тунгусским явлением.

- Похоже, что Земля сталкивается с крохотными черными дырами гораздо чаще, чем предполагалось ранее, - говорит профессор Кэтрин Мак из Университета Кембриджа, опубликовавшая результаты своего исследования в научном журнале New Scientist. - Эти столкновения способны вызывать и взрывы, и землетрясения.

- Если эти невидимые черные дыры размером с атом столкнутся с человеком, они могут его убить? - спросила я у знакомого астронома, пожелавшего остаться неизвестным, потому что вопрос показался не очень научным.

- Из самых общих соображений можно предположить, что действие будет подобно выстрелу, - объяснил он мне. - Если «пуля» не заденет жизненно важные области организма, то, думаю, это будет не смертельно. Но замечу: за все время наблюдений не было ни одного случая попадания метеорита в человека. А уж метеоритов гораздо больше в окрестностях Земли, чем миниатюрных черных дыр.

Людмила Машонкина.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Людмила Машонкина:

- Еще в конце 1960-х - начале 1970-х теоретики - Зельдович, Новиков, Хокинг - предсказали образование мелких черных дыр сразу после Большого взрыва. Маленькие, так называемые первичные, черные дыры могут быть той темной материей, природу которой пока безуспешно пытаются понять ученые. Если эти черные дыры «выжили» за время существования Вселенной, то время от времени они действительно должны сталкиваться с нашей планетой, с Солнцем и другими небесными телами.

Столкнувшись с Землей, первичная черная дыра прошивает всю планету насквозь примерно за минуту. Опознать это событие можно по сферическим волнам, которые возникают в недрах. Они отличаются от тех сейсмических волн, порожденных обычными землетрясениями. Приборы смогут выделить уникальный сигнал.

Что касается Тунгусского метеорита, то гипотеза Джексона и Риана была отвергнута, в частности, потому что не было обнаружено каких-либо последствий в месте выхода первичной черной дыры из Земли. Но действительно причину этой катастрофы ученые до сих пор не нашли.

Источник: kp.ru.