Американцы подняли со дна Атлантики 48 тонн серебра
Почти 48 тонн! Это уникальная, поистине хирургическая работа, заявил основатель «Одиссея» Грег Стемм. Специальные роботы на глубине 4700 метров(!) вырезали под водой отверстия в перегородках судна, собирали слитки, грузили и отправляли на поверхность. Управление роботами – дистанционное! Серийные номера и другая маркировка слитков совпадает с документами страховки времен Второй мировой. Судя по документам, 80 процентов ценного груза еще на дне.
|
Впрочем, это не все сюрпризы «Одиссея». В 160 километрах от «Герсоппы» на дне Атлантического океана лежит еще один английский корабль, потопленный немцами. «Мантола». Он вез около 20 тонн серебра. Но там глубина «детская», по сравнению с «Герсоппой». Всего 2.5 километра.
|
Между прочим, оба «клада» для американского «Одиссея» нашла в сентябре прошлого года экспедиция российского научно-исследовательского судна «Южморгеология».
Подъем сокровищ начался лишь 31 мая. До конца года «Одиссей» намерен забрать из морской пучины все серебро.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
СЕРЕБРЯНЫЕ «ЛАРЦЫ»
Британское торговое судно ГЕРСОППА («SS Gairsoppa») было спущено на воду в августе 1919 года в Ньюкасле. Длина -125 м, ширина - 16 м, вес - 5237 тонн. Названо по имени индийского водопада Герсоппа. Судно совершало коммерческие рейсы на Дальний Восток, в Австралию, Африку, Индию. В 1940-м было приписано к военно-транспортному министерству Англии для перевозки военных грузов. В декабре вышло из Калькутты в свой последний рейс. На борту - около 7 тысяч тонн грузов (чугун, чай, серебряные слитки и т.д.) В африканской Съерра-Леоне присоединилось к конвою судов SL 64, направлявшемуся в Ливерпуль без боевого сопровождения. В феврале 41-го в опасной Северной Атлантике они должны были соединиться с конвоем HG 63 под охраной двух боевых кораблей. Но германская подлодка рассеяла HG 63, потопив 7 судов. Из-за сильного шторма, недостатка горючего тяжелогруженая «Gairsoppa» снизила скорость, отстала от каравана и пошла в одиночку на дозаправку в ближайший ирландский порт Голуэй. 17 февраля была торпедирована немецкой подлодкой U-101 и затонула в 500 км от побережья. Из 85 членов экипажа спасся лишь помощник капитана Ричард Айрес. Через 13 дней он добрался в шлюпке до берега. Был награжден за мужество и умер в 1992 г.
Британский 137-метровый сухогруз «МАНТОЛА» (SS Mantola), наоборот, ушел в последний рейс из Лондона в индийскую Калькутту. 4 февраля 1917 г. На борту - 165 членов экипажа, 18 пассажиров, 17 тонн серебра и другой груз. Капитан - Дэвид Джеймс Чивас, потомок создателей знаменитого шотландского виски братьевЧивас. 8 февраля «Мантолу» торпедировала немецкая подлодка U-81. Команда и пассажиры спаслись. Кроме семи человек. Их шлюпка перевернулась.
В 2010 году американская фирма Odyssey Marine Exploration (один из мировых лидеров морского кладоискательства, поднявший из глубин немало злата-серебра, артефактов, затонувших в промежутке от древних Пунических войн до Второй мировой) заключила контракт с министерством транспорта Англии. «Одиссей» взял на себя все расходы по поиску, подъему ценного груза, за что получил права на 80 процентов от стоимости слитков. 20 процентов отходит английской казне. Для поиска «Одиссей» зафрахтовал российское научно-исследовательское судно «Южморгеология». Это судно уже арендовал в 1995 году известный американский охотник за морскими сокровищами Пол Тидуэлл. Наш экипаж тогда нашел для Пола в Тихом океане на глубине 5102 метра японскую подлодку И-52. В 1944-м она перевозила большое количество золота и стратегического сырья для фашистской Германии и была торпедирована американцами. С помощью низкочастотного гидроакустического комплекса МАК-1М и другого уникального оборудования «Южморгеология» обнаружила на дне Атлантики оба «серебряных корабля».
ЦЕНА ВОПРОСА
Тройская унция серебра (31,1034768 граммов) сейчас стоит 27 долларов. Тонна серебра – примерно $868 тысяч. Всего на двух кораблях, судя по документам, было около 260 тонн ценного груза. Так что общая стоимость кладов тянет на 225 миллионов баксов. 80 процентов отходит, согласно контракта, «Одиссею». 20 процентов – английской казне. Возможно, когда все сокровища поднимут на поверхность, пересчитают и приступят к дележке, цена унции подскочет. Стоимость серебра на мировом рынке постоянно меняется. Но не факт, что пучина морская отдаст «Одиссею» все сокровища. В 80-х годах англичане поднимали советское золото с затопленного нацистами в апреле 1942 года крейсера «Эдинбург». Он вез из Мурманска 5534 кг благородного металла. Плату СССР за британское оружие. Крейсер лежал на глубине всего 250 метров. И все же 60 кг золота так и остались на дне.
С «Южморгеологией» сполна расплатились за работу по контракту. Так что на долю «серебряного клада» нам рассчитывать нечего.
ОБЛОМ
«Черный лебедь» улетел
Некоторые СМИ называют находки «Одиссея» в Атлантике крупнейшим подводным кладом в истории человечества. Если брать количество серебра, то это верно. Однако по стоимости были клады куда круче! В 1985-м американец Мэл Фишер поднял у побережья Флориды золота, серебра, других драгоценностей на $400 млн. С испанского галеона "Аточа", налетевшего на рифы в 1622 году. Мэл искал «Аточу» 16 лет, потеряв в море старшего сына Дирка и его жену. Но рекорд «короля кладоискателей» Фишера перебил все тот же «Одиссей». В мае 2007 г он обнаружил на глубине 1080 метров у берегов Европы старинный фрегат. На борту – 17 тонн сокровищ более чем на полмиллиарда долларов! Главное богатство - 595 тысяч старинных золотых и серебряных монет.
«Одиссей» не указал точного места находки и названия судна, засекретив объект под кодом «Черный лебедь». Права на сокровища тут же предъявили испанцы, отправив сторожевые корабли для задержания «черных» кладоискателей. Но «Одиссей» успел переправить поднятые ценности секретным авиарейсом в США. И спрятал в городе Тампа (штат Флорида), где расположена штаб-квартира компании. Мадрид подал иск на возвращение ценностей. Доказав, что «Черный лебедь» - на самом деле их фрегат «Мерседес». Он шел из Перу в испанский порт Кадис и был потоплен англичанами 5 октября 1804 года у португальского мыса Санта-Мария. Перу тоже хотело получить свою долю: испанцы, де, чеканили те монеты из нашего злата-серебра. Испания показала кукиш: в ту пору вы были нашей колонией! Предполагаемые наследники купцов, перевозивших свои богатства на «Мерседес», тоже жаждали сокровищ. Начались судебные разборки. В них втянули даже Госдепартамент США. Тяжба длилась почти пять лет! «Одиссей» проиграл суды. Даже требование к Испании компенсировать издержки за хранение сокровищ в сумме 413 тысяч баксов судьи не удовлетворили. Наследники купцов тоже остались с носом. В феврале 2012 года два самолета ВВС Испании вернули монеты на родину.
"Завершился путь, начавшийся 200 лет назад... «Мерседес» выполнил свою миссию. И доставил свой груз. Это не просто деньги. Это наша история", - заявил посол Испании в Вашингтоне Хорхе Дескайара де Масарредо.
С британскими «серебряными» кораблями «Одиссей» не стал пиратствовать, а заключил официальный договор.
Источник: kp.ru.