Китай начал вытеснять США из Афганистана?
Зона племен на северо-востоке Пакистана – часть территории, которую Исламабад фактически не контролирует. Власть над этой территорией принадлежит пуштунам-талибам. Фактически, это часть Афганистана, которая осталась за его пределами в результате дипломатических маневров России и Великобритании в середине XIX века, так называемой «Большой Игры». Эта территория всегда была «головной болью» – сначала для советской армии, затем – для США и даже для Пакистана. Хотя последний получал от этой ситуации значительные выгоды. Но СССР и США эти территории воспринимались как неизменный источник проблем, причем обе страны не имели официальных возможностей действовать здесь без ведома Исламабада.
На этот раз Пакистан официально решил подыграть своим «спонсорам» –
США. Главком пакистанских сухопутных войск генерал Ашфак Парвез Каяни в
своей речи по случаю отмечавшегося вчера Дня независимости предупредил:
«Ни одно государство не станет мириться с параллельной системой власти».
И пообещал, что пакистанская армия начнет в ближайшее время зачистку племенных территорий от талибов.
Известие об этом было с воодушевлением встречено в Пентагоне. Глава Пентагона Леон Панетта подтвердил информацию о будущей «зачистке» «зоны племен» и объявил о преодолении кризиса отношений с Пакистаном. В начале июля Исламабад вновь разрешил транзит грузов, но первые же американские конвои были разгромлены талибами, базировавшимися на афганской границе и в той же «зоне племен».
Впрочем, несмотря на обоюдные заверения Исламабада и Вашингтона в
новой «дружбе» и успехе будущей операции, американцы могут оказаться не
столь довольны ее результатами, как рассчитывают. Характерны
формулировки пакистанского и американского генералитета. Например о том,
что перед пакистанской армией будет поставлена задача уничтожения исключительно террористов «Аль-Каиды», а не прочих группировок. Хотя «Аль-Каида» – это далеко не «Талибан», а понятия «международный терроризм» и «боевики-пуштуны» – пересекаются лишь частично.
На этой территории проживают миллионы пуштунов. Причем называть их «мирным населением» можно лишь разного рода международным правозащитникам. Большинство из этих пуштунов – родом из Афганистана, и считать мирным и не вовлеченным в «террористическую деятельность» население, больше тридцати лет участвующее в гражданской войне, это, как минимум, самонадеянно. Как и рассчитывать на тотальное «замирение» территории с такими обитателями приемлемыми для международной политики способами.
Более вероятной выглядит версия, что, когда Исламабад объявит «зону племен» территорией, контролируемой пакистанскими войсками, это еще больше свяжет руки США и командованию коалиционных сил в регионе. То есть, каждый неофициальный рейд и авиаудар по территории, кишащей боевиками, станет поводом для дипломатического демарша страны с более чем сотней ядерных боеголовок и поддерживаемой Китаем. Такая ситуация в разы увеличит стоимость «урегулирования» инцидентов, подобных тому, что случился 26 ноября. Напомним, после июльского примирения, США перечислили Пакистану около $1,2 миллиардов долларов «на борьбу с терроризмом».
Еще одна версия причин для пакистанской операции не противоречит предыдущей, но, больше напоминает сюжет политического детектива. Часть российских и американских политологов считает, что основным соперником США в Афганистане и окрестностях является не полумифическая «Аль-Каида», а Китай. Китай, который стремится не только пнуть «большого брата», но и получить выход к Аравийскому морю – более выгодным торговым маршрутам, а также к ресурсам региона. Сторонники этой версии считают, что Китай неофициально контролирует Исламабад. Кроме того, Пекин в значительных количествах поставляет соседям вооружения и инструкторов. Все большая дестабилизация региона в таком контексте оказывается выгодна Пекину – как способ отвлечь внимание США от собственной экспансии и укрепить влияние в Пакистане.
Операция по «зачистке» «зоны племен» может стать первым шагом либо
к созданию «независимого Пуштунистана», либо к присоединению пуштунских
районов Афганистана к Пакистану, чего последний добивается довольно
давно. В случае успеха такой операции, политический профит Китая и
Пакистана будет невероятен. Считается, что разделение нынешнего
Афганистана по национальному признаку – один из наиболее достоверных
способов остановить гражданскую войну. Которая, напомним, в отличие от
борьбы с «шурави» и американцами, велась и ведется именно между
пуштунами и таджико-узбекским населением (т.н. «Северный альянс» и тп).
Если разделение и замирение произойдет с подачи Пакистана и Китая, то
эти страны смогут «утереть нос» США, преуспев за недолгое время там, где сверхдержавы – СССР и США бесславно потратили десятилетия.
Китай получит выход к акваториям Ближнего Востока и трубопроводы через
территории дружественных государств, а нищий Пакистан – значительный
прирост территории и неиссякаемый источник пополнения бюджета –
афганские героиновые плантации. Если, конечно, сам внезапно не лишится
половины территории в пользу «свободного Пуштунистана».