/ Новости сайта / Космос / Солнце оказалось почти идеальным шаром с неизменной формой
17.08.2012

Солнце оказалось почти идеальным шаром с неизменной формой

Оценка: 0.0    2059 4 Космос
17.08.2012 Новые высокоточные измерения геометрической формы Солнца, сделанные с борта космической обсерватории SDO, показали, что наше светило является практически идеальным шаром, причем его форма сохраняется вне зависимости от солнечного цикла, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Поскольку Солнце не имеет твердой поверхности, его форма (точнее форма его видимой «поверхности» — фотосферы) зависит от его гравитации, скорости вращения, магнитного поля и потоков плазмы в его недрах. Под действием вращения оно должно быть немного сплюснутым — расстояние между полюсами должно быть меньше экваториального диаметра.

В течение последних 50 лет ученые пытались точно измерить геометрические параметры звезды, однако из-за атмосферных искажений изображения результаты не сходились друг с другом. Из этих расхождений был сделан вывод, что форма Солнца меняется в зависимости от 11-летнего солнечного цикла.

Группа Джеффа Куна (Jeff Kuhn) из Гавайского университета использовала данные камеры HMI (Helioseismic and Magnetic Imager) на борту орбитального солнечного телескопа SDO, которая позволяет получить в 16 раз более точные изображения, чем лучшие камеры на борту других космических солнечных телескопов. Прибор HMI делает в день 15 тысяч фотографий Солнца, свободных от атмосферных искажений.

Анализ данных, собранных за два года наблюдений, показал, что форма Солнца очень мало отличается от идеального шара — если бы оно было шаром диаметром один метр, его экваториальный диаметр был бы лишь на 17 миллионных долей метра больше расстояния между полюсами. Таким образом Солнце намного «круглее» Земли, которая сплюснута у полюсов на 21 километр, или почти на одну шестисотую доли экваториального диаметра.

Кроме того, пишут ученые, «степень сплюснутости Солнца практически постоянна и почти не зависит от колебаний солнечной активности».

По мнению авторов исследования, «идеальность» формы Солнца оказалась значительно выше теоретически ожидаемой благодаря тому, что верхние слои светила двигаются при вращении медленнее, чем внутренние.

РИА Новости