Вход / Регистрация
16.11.2024, 04:17
Пощечина Иоанну Кронштадтскому
Авторская статья о событиях давно минувших лет, но как нельзя кстати подходящая нашему сегодняшнему времени.
В те годы, когда протоиерей Иоанн Ильич Сергиев был уже всенародно известен, а в кронштадтский Андреевский собор к нему на литургию ежедневно уже съезжались тысячи людей со всей России, произошел один вопиющий случай. Во время службы на амвон поднялся некий студент и прикурил (sic!) от лампады на иконостасе. Отец Иоанн в это время уже вышел с чашей для причащения. Он в недоумении посмотрел на молодого человека и с гневом спросил: «Что ты делаешь?» В ответ молодой человек не покраснел, не застыдился и не вышел поспешно из храма. Он подошел к отцу Иоанну и резко, наотмашь ударил его по лицу рукой. От удара отец Иоанн сильно качнулся. Евхаристические Дары расплескались из чаши на пол, и потом пришлось вынимать несколько плит из амвона, чтобы утопить их в Балтийском море. До революции оставалось совсем недолго.
***
Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы, чего он был, несомненно, достоин. Говорю это с полной ответственностью за каждое слово, ничуть не сгущая красок: если бы народ действовал в подобных случаях более жестко и адекватно, наглость шакалов уменьшалась бы на глазах. Говорю это также и с точки зрения последующей истории, которая для нас уже является прошедшей, а тогда лишь предчувствовалась и неясно различалась. Недалеко были уже времена неслыханного поругания веры, но прежде, нежели душить попов епитрахилью или «причащать» раскаленным оловом, нужно было кому-то начать с дерзкого глумления над Церковью, таинствами и служителями.
Древний Змей выползал из-под земли, и его отравленное дыхание рисовало многим миражи близкого всемирного счастья. Во имя будущего нужно было прощаться с прошлым. Кощунство – одна их форм подобного прощания. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда простой мужик на спор вынес за щекой из храма Причастие, чтобы выстрелить в Святые Дары из ружья (!). Было дело, Есенин выплюнул (!) Святое Причастие, в чем бахвалился перед Блоком. Вроде бы в том же замечен был в гимназические годы будущий любимец Ленина – Бухарин. Многие, имже несть числа, срывали затем с себя нательные кресты с радостью, и если бы можно было, то согласились бы смыть с себя и крещение какой-нибудь жертвенной кровью, как это хотел сделать Юлиан Отступник. Нужно понять, что в канун революции большие массы народа натуральным образом бесновались, дав место в своем сердце врагу. И у одних это беснование было облачено в гражданский пафос, а у других – в оправдательные речи для этого пафоса. Диавол был закономерно неблагодарен со временем и к тем, и к другим, пожрав с костями и строителей «нового мира», и разрушителей «старого», и любителей придумывать одобрительные аргументы для тех и других.
Но кем был в своих собственных глазах упомянутый студент? Хулиганом? Кощунником? Нет, что вы! В своих глазах он был героем и выразителем социального протеста. Какие-то поверхностные брошюры помогли ему сформировать жалкое мировоззрение. «Вы мне ответите за инквизицию, за Джордано Бруно и за гибель цивилизации ацтеков», – возможно, бормотал он, вынашивая планы, как отомстить Церкви. Должен же что-то гневное бормотать про себя глупый человек в свои прыщавые годы, когда бес уже вселился в него и тащит на свои дела. Ведь и сегодня, в период всеобщей грамотности, люди бормочут подобную ахинею.
Студент, вероятно, крепко веровал, но не в Воскресение Христово, а в торжество прогресса и в гуманизм. Ради одной веры он оскорблял другую, всюду заметную, но сердцем не усвоенную. Он оскорблял эту веру, стремясь приблизить ее конец.
Тогда он ушел из храма на своих ногах, и, что было с ним после, мы доподлинно не знаем. Но мы хорошо знаем, что было в общих чертах с этими многочисленными «бледными юношами со взором горящим». Тот, кто вошел в храм с целью ударить священника, вряд ли проживет затем всю жизнь в «благочестии и чистоте». Его неизбежно окрылит сошедшая с рук безбожная выходка, и в глазах многих он станет смельчаком, презирающим ветхие устои. Что запретит ему бросать бомбы в жандармов, или строчить антиправительственные листовки по ночам, или точить топор, как новый Раскольников? Что запретит ему окунуться в вихрь борьбы с самодержавием, ища то ли счастья для миллионов, то ли большей, хотя и минутной, славы себе? И если он дожил до Февраля, то со слезами радости и с визгом, свойственным всем взвинченным натурам, он приветствовал отречение императора. Потом был Октябрь, и если он не был среди большевиков Троцкого-Ленина, то мог оказаться среди тоже радикальных и любивших пострелять эсеров.
Кто убил его, оставшегося в живых тогда, в Андреевском соборе? Ведь наверняка кто-то убил его в том сумасшедшем XX столетии, когда самые невинные люди редко удостаивались смерти в собственной постели? Да кто угодно. Пуля белых в гражданскую. Пуля красного палача в застенках «красного террора». Та же пуля того же палача, только позже, когда «социализм уже был построен». А может – голод и цинга на стройке века или нож уркагана – на той же стройке. А может, он сам залез в петлю, видя, как не похоже то, за что он боролся, на то, что подобные ему бесноватые люди (не без его участия) построили. В этом случае он сэкономил для Родины пулю, хотя никто за это спасибо ему не сказал.
***
Но перенесемся на время опять в Андреевский собор Кронштадта. Еще не было бунта на Императорском флоте. Еще не было мятежа, для подавления которого Тухачевский сотоварищи побегут по льду в атаку при поддержке артиллерии. Гумилев еще не расстрелян. Еще на троне – последние Романовы, а в храме чудотворно служит Всероссийский пастырь Иоанн Ильич Сергиев. Вот какой-то мерзавец поднимается на амвон и прикуривает от лампады над местной иконой папиросу…
Завтра почтеннейшая публика, хихикая, прочтет об этом событии заметку в свежих номерах либеральной прессы.
Завтра почтеннейшая публика, хихикая, прочтет об этом событии заметку в свежих номерах либеральной прессы.
Протоиерей Андрей Ткачев
29 августа 2012 года
29 августа 2012 года
На мой взгляд, тут как нельзя кстати слова Бернард Шоу: Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
 
Источник: http://www.pravoslavie.ru
Комментарии 65
1 2 3 4 »
0
boiyko
31.08.2012 05:52
[Материал]
"Надо самому общаться с Богом без всяких посредников и жить по Совести" - тоже заблуждение, кочующее из одной темной головы в другую.
Зачем ходить в храм, если Бог в душе? Бог не в душе, а на Небесах. Он - это не просто некое состояние нашей души и совокупность жизненных принципов и представлений. Бог - это реально существующая Личность, наш Небесный Отец, Который установил истинное учение о спасении человеческих душ, которое несет Православная Церковь Христова. В православных храмах совершаются Таинства, без которых ни полноценное Богообщение, ни, тем более, спасение души просто не возможно. Таинство Евхаристии, где происходит соединение с Богом, возможно только в церкви. Если следовать Божией воле, заключенной в учении Церкви, то Дух Божий действительно придет в душу человека. А те, кто считает себя выше Церкви Божией, имеют в своих душах либо просто свои нелепые фантазии вместо Бога, либо, что много хуже, в их душах поселяются иные... "боги". Потому что Сам Господь Иисус Христос сказал своим последователям "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни." (Ин. 6, 53). Задача христианина – соединиться с Богом, ощутить Царство Божие в своей душе как реальное Божественное присутствие. Цель христианской жизни – реальное пребывание в Боге. Но чтобы действительно соединиться Богом человеку нужно участвовать в таинствах, установленных Самим Богом. Таинственное питание человеческой души Божественной благодатью осуществляется в храме. Именно в храме христианин получает живое соединение с Богом, приобретает Божественную благодать, которая укрепляет его в повседневной жизни. Именно в храме преподаются таинства, соединяющие человека со своим Творцом. Таинственна и сама храмовая молитва и человеческое предстояние Богу в храме. В этом предстоянии пребывает Сам Бог, сказавший: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 28: 20), И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Главное - жить честно! А религия нужна некоторым для душевного спокойствия. 1) Религия как раз на всю жизнь избавляет от спокойствия, т.е. уверенности в собственной чистоте и непорочности (которую в данном случае именуют "честностью"). 2) Если внимательно посмотреть на честность любого человека, не просвещённого Божественной благодатью, то основой этой честности в глубине души окажется гордость. 3) Христианство - это личная связь с Богом, Богообщение, приближение к Богу (которое невозможно без очищения от грехов и стяжания добродетелей), а не просто некая мировоззренческая теория или свод нравственных правил. 4) Бог - источник чистоты и святости и получить их мы можем только приобщившись к Нему. "Собственные добродетели" - это иллюзия, самообман, духовная прелесть. Атеизм - это тонкий лед, по которому один человек еще как-то может некоторое время передвигаться, но целый народ - провалится и утонет (Френсис Бэкон). Доказательство этому - вся мировая история, особенно новейшая. Но и один человек долго не сможет придерживаться здравых моральных правил (порожденных, кстати, именно Христианством), если его принципы будут держаться на неких зыбких, ни на чем не основанных представлениях и догадках вместо твердого стержня ортодоксальной христианской духовности. Кроме того, без правильного исповедания Христианской веры невозможно спасение человеческой души, и тут никакая показная порядочность безбожника не поможет. Вера - это жизнь, это воздух, которым мы дышим и живем, и она дает не душевное спокойствие (это, как раз, христианину противопоказано, надо не успокаиваться, а непрерывно каяться), а смысл жизни и спасение души. |
0
boiyko
31.08.2012 05:33
[Материал]
К вопросу о "церковных богатствах"
В церкви с людей только деньги собирают! Те деньги (на свечи, крещение, венчание и подобное), которые мы отдаём в храме - это жертва Богу, заповеданная ещё в Ветхом Завете, и до него, творимая ещё Адамом и его сыновьями. Таинство же Причащения и покаяния (исповеди) бесплатны, а это самые главные таинства, без которых невозможно иметь жизни вечной. "Патриарх Алексий при встречах с духовенством постоянно подчеркивал: в храмах не должно быть слов «цена», «стоимость», «плата». Лучше говорить «жертва на такую-то свечу», «пожертвование на такую-то молитву»". Судить обо всем, руководствуясь принципом: "Все ради бабла" - признак примитивности мышления. Если человек рассуждает именно так, то ему сложно что-либо доказать, он просто заявит, что вы тоже преследуете некую выгоду. Для нас же очевидно, что Церковь Воинствующая, действующая в нашем падшем мире, нуждается во всех тех факторах земного существования, которые нужны активным человеческим объединениям, в том числе и в деньгах. Для верующего жертвование средств Церкви - это один из способов доказать свое понимание миссии Церкви, свою готовность не только брать у нее, но и давать. Насильно или шантажом в Православной Церкви никто деньги не вымогает. Можно, в принципе, десятилетиями ходить в православный храм, и не пожертвовать при этом ни копейки - и это вам не только не поставят в вину, этого просто никто не заметит (в отличие от псевдохристианских сект, «выколачивающих» из своего поголовья «десятину», 10% ежемесячного дохода) Можно, будучи нуждающимся, попросить помощи у Церкви - и получишь ее, если такая возможность помочь у данного прихода имеется. Итак, дело не в деньгах Церкви, а в неприязни к Православию и зависти к тем, в ком "простой советский человек" подозревает некий достаток и вообще превосходство над собой. Это и порождает такие вопросы. ОТКУДА У ЦЕРКВИ ДЕНЬГИ? http://azbyka.ru/vopros/kuraev_cerkov_v_mire_ludey_02-all.shtml |
0
Олка
31.08.2012 01:08
[Материал]
Можно им сочувствовать. Я имею в виду, что не стоит вмешиваться в этот конфликт эмоционально. Не поддерживать гнев и осуждение. Если у церкви проблемы начались, то это дано свыше. Так я думаю. За то, что уводят людей от Бога. То есть слишком защишать их не стоит. Но и нападать лично я не хочу. В церкви есть и хорошие люди. Но я ни одну сторону не считаю правой. Буду идти своим путем. У меня есть информация, которой я доверяю. Буду держаться этого и доверять своим чувствам, интуиции...
|