Беспозвоночные вымирают не хуже остальных
Каждый пятый вид беспозвоночных находится под угрозой исчезновения, сообщает Зоологическое общество Лондона. На бесхребетных существ приходится, по некоторым оценкам, до 99%
биоразнообразия планеты. Однако до сих пор никому не удавалось провести
всеобъемлющий обзор их природоохранного статуса.
Даже Международный союз охраны природы (МСОП), публикующий Красную книгу с 1963 года, рассмотрела лишь менее 1% беспозвоночных.
Голожаберные моллюски в опасности! (Фото WaterFrame / Imagebroker / FLPA.) |
Бен Коллен и его коллеги одними из первых смогли оторвать взор от крупных харизматических животных. Результатом многолетних исследований стал вывод о том, что наиболее уязвимыми сегодня являются пресноводные беспозвоночные, в том числе крабы и улитки. Наименьший риск вымирания у самых подвижных созданий вроде бабочек и стрекоз.
В целом под угрозой исчезновения могут находиться 34% пресноводных беспозвоночных, в том числе более половины мировых запасов пресноводных улиток и слизней. На юго-востоке США, где находится одна из «горячих точек» разнообразия пресноводных, может быть уничтожено почти 40% моллюсков и ракообразных, чему виной строительство плотин и загрязнение окружающей среды. В океанах вымирание грозит почти трети рифообразующих кораллов — в основном из-за изменения климата, которое приводит к обесцвечиванию кораллов и подкислению океана.
Потеря среды обитания, загрязнение окружающей среды и инвазивные виды угрожают беспозвоночным по всему миру. Прочие группы не в лучшем положении. Среди позвоночных животных и растений на краю находится каждый пятый вид.
Каким же образом исследователям удалось охватить настолько огромную группу живых существ? Г-н Коллен и его коллеги применили «социологический» подход, ограничившись 1 500 известными видами (а сколько ещё не найдено!) из четырёх таксонов (пресноводные моллюски, стрекозы, скарабеоидные, бабочки), составивших репрезентативную выборку. Использовались стандартные критерии МСОП, учитывавшие популяционную динамику и географические тенденции. В обзор также включены глобальные оценки положения дел у ракообразных, пресноводных крабов, рифообразующих кораллов и головоногих моллюсков.
Опрошено несколько тысяч экспертов, проведён ряд семинаров, привлечены данные таксономических и региональных обзоров — например, доклада МСОП о пресноводном биоразнообразии в Африке. В итоге общее число охваченных видов беспозвоночных превысило 12 тыс.
Но биологи остались недовольны. Критики указывают на то, что выборка слишком мала для подобных обобщений, а также на то, что критерии, которыми пользуется МСОП для других животных, здесь не подходят, ведь всякая мелочь вроде членистоногих имеет весьма ограниченный ареал «по определению».
На это можно ответить, что ничего другого пока просто нет, поэтому не стоит придираться к первым попыткам сделать хотя бы что-то. Кроме того, как справедливо отмечает г-н Коллен, важно иметь последовательную схему. Даже если вид сохраняется в течение тысяч лет на небольшом ареале, для его уничтожения достаточно одного коммерческого проекта, и это стоит учитывать.
Результаты исследования будут представлены 7 сентября на Всемирном конгрессе по охране природы в Чеджу (Южная Корея).
Подготовлено по материалам Nature News.