Вход / Регистрация
28.11.2024, 18:51
А-40 — апогей развития отечественной гидроавиации
А-40 — апогей развития отечественной гидроавиации России с протяжёнными морскими границами необходимо иметь не только сильный флот. Также большую роль в защите морского пространства играет и гидроавиация.
В данной статье пойдёт речь о легендарном реактивном гидросамолёте А-40 «Альбатрос», которому до сих пор нет равных в мире.
В 1970-е годы для борьбы с подводными лодками НАТО Советский Союз имел эффективные турбовинтовые гидросамолёты Бе-12 и вертолёты-амфибии Ми-14, которые несли на борту противолодочное оружие. Несмотря на приемлемую бомбовую нагрузку и вооружение, недостатком в системе обороны морских границ СССР было отсутствие реактивной амфибии с большим радиусом действия, а самолёты наземного базирования Ил-38 и Ту-142 представляли собой более уязвимую мишень для воздушных ударов. Реактивный гидросамолёт мог бы укрыться в бухтах и мысах, а затем нанести контрудары по эскадрам противника.
В 1972 году ОКБ-49 в Таганроге под руководством Генерального Конструктора А.К. Константинова начал инициативное проектирование нового перспективного реактивного гидросамолёта, способного бороться с новейшими подводными лодками НАТО. Несмотря на успешные проектные работы, в Министерстве авиапромышленности нашлись противники А-40, и только вмешательство Командующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова спасло новый проект от закрытия.
Создание реактивной летающей лодки оказалось крайне сложной задачей. Нобходимо было учесть не совсем удачный опыт эксплуатации реактивного предшественника А-40 — Бе-10. Этим можно объяснить, почему с начала проектирования, до первого полёта А-40, который состоялся 8 декабря 1986 года, прошло 14 лет. Первые испытания «Альбатроса» показали надёжность самолёта-амфибии — опытная машина, пилотируемая экипажем под руководством заслуженного лётчика-испытателя Е.А. Лахмостова, благополучно приземлилась.
Однако успех легендарного гидросамолёта был ещё впереди — несмотря на то, что было выпущено всего три прототипа, на А-40 было установлено 148мировых рекордов, которые не превзойдены до сих пор! Поистине, уникальная амфибия, опередившая своё время на долгие десятилетия!
А в 1991 году на авиавыставке в Ле Бурже (Франция) «Альбатрос», за изящность своих форм получил почётное звание «Мисс Париж-91». А-40 стал единственным иностранным самолётом-участником салона, который посетил президент Франции Франсуа Миттеран. Казалось, «Альбатроса» ждёт блестящее будущее. Однако, как известно, большинство военных авиапроектов было приостановлено и загублено с распадом СССР. Та же печальная участь постигла и легендарный А-40 — «Альбатрос» не пошёл в серию...
Ещё в 1993 году англичане проявляли желание приобрести партию таких гидросамолётов с целью замены устаревших противолодочных самолётов HS.801 «Nimrod» — уникальные характеристики А-40 и по сей день не дают покоя западным фирмам:
Лётные данные:
Максимальная скорость — 820 км/ч;
Дальность полёта — 5500 км;
Практический потолок — 13000 м;
Продолжительность патрулирования — 12 ч;
Боевая нагрузка — 6500 кг;
Также мореходные качества самолета-амфибии обеспечивают возможность его эксплуатации при ветровой волне высотой до 2,2 м. и зыби до 1 м.
Оценивая лётно-боевые качества А-40, можно смело сказать, что если бы новейший гидросамолёт серийно поступил на вооружение авиации ВМФ России, то оборона морских границ нашей страны поднялась бы на принципиально новый уровень.
Несмотря на жесточайший экономический кризис, конструкторы на выставке в Геленджике в 2000 году показали новую версию легендарной амфибии — А-40М с более мощными винтовентиляторными двигателями Д-27, которые обеспечивают большую дальность полёта. А-40М также может нести новое, более совершенное радиоэлектронное оборудование. По словам тогдашнего заместителя командующего морской авиацией контр-адмирала Лавро, сказанным в ходе работы авиасалона, «есть уверенность, что А-40М найдет свое место в ВМФ». Но и после этой выставки НИ ОДИН А-40 ТАК И НЕ ПОСТУПИЛ НА ВООРУЖЕНИЕ АВИАЦИИ ВМФ!
Пока происходят показы единичных экземпляров уникальных реактивных амфибий и пока чиновники невнятно говорят о «федеральных целевых программах», ВМС НАТО получает более современные надводные корабли и АПЛ типа «Триумфатор». Поэтому Россия должна как можно быстрее получить серийные А-40, которые не упустят ни одной подводной цели...
Константин Фёдоров
В данной статье пойдёт речь о легендарном реактивном гидросамолёте А-40 «Альбатрос», которому до сих пор нет равных в мире.
В 1970-е годы для борьбы с подводными лодками НАТО Советский Союз имел эффективные турбовинтовые гидросамолёты Бе-12 и вертолёты-амфибии Ми-14, которые несли на борту противолодочное оружие. Несмотря на приемлемую бомбовую нагрузку и вооружение, недостатком в системе обороны морских границ СССР было отсутствие реактивной амфибии с большим радиусом действия, а самолёты наземного базирования Ил-38 и Ту-142 представляли собой более уязвимую мишень для воздушных ударов. Реактивный гидросамолёт мог бы укрыться в бухтах и мысах, а затем нанести контрудары по эскадрам противника.
В 1972 году ОКБ-49 в Таганроге под руководством Генерального Конструктора А.К. Константинова начал инициативное проектирование нового перспективного реактивного гидросамолёта, способного бороться с новейшими подводными лодками НАТО. Несмотря на успешные проектные работы, в Министерстве авиапромышленности нашлись противники А-40, и только вмешательство Командующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова спасло новый проект от закрытия.
Создание реактивной летающей лодки оказалось крайне сложной задачей. Нобходимо было учесть не совсем удачный опыт эксплуатации реактивного предшественника А-40 — Бе-10. Этим можно объяснить, почему с начала проектирования, до первого полёта А-40, который состоялся 8 декабря 1986 года, прошло 14 лет. Первые испытания «Альбатроса» показали надёжность самолёта-амфибии — опытная машина, пилотируемая экипажем под руководством заслуженного лётчика-испытателя Е.А. Лахмостова, благополучно приземлилась.
Однако успех легендарного гидросамолёта был ещё впереди — несмотря на то, что было выпущено всего три прототипа, на А-40 было установлено 148мировых рекордов, которые не превзойдены до сих пор! Поистине, уникальная амфибия, опередившая своё время на долгие десятилетия!
А в 1991 году на авиавыставке в Ле Бурже (Франция) «Альбатрос», за изящность своих форм получил почётное звание «Мисс Париж-91». А-40 стал единственным иностранным самолётом-участником салона, который посетил президент Франции Франсуа Миттеран. Казалось, «Альбатроса» ждёт блестящее будущее. Однако, как известно, большинство военных авиапроектов было приостановлено и загублено с распадом СССР. Та же печальная участь постигла и легендарный А-40 — «Альбатрос» не пошёл в серию...
Ещё в 1993 году англичане проявляли желание приобрести партию таких гидросамолётов с целью замены устаревших противолодочных самолётов HS.801 «Nimrod» — уникальные характеристики А-40 и по сей день не дают покоя западным фирмам:
Лётные данные:
Максимальная скорость — 820 км/ч;
Дальность полёта — 5500 км;
Практический потолок — 13000 м;
Продолжительность патрулирования — 12 ч;
Боевая нагрузка — 6500 кг;
Также мореходные качества самолета-амфибии обеспечивают возможность его эксплуатации при ветровой волне высотой до 2,2 м. и зыби до 1 м.
Оценивая лётно-боевые качества А-40, можно смело сказать, что если бы новейший гидросамолёт серийно поступил на вооружение авиации ВМФ России, то оборона морских границ нашей страны поднялась бы на принципиально новый уровень.
Несмотря на жесточайший экономический кризис, конструкторы на выставке в Геленджике в 2000 году показали новую версию легендарной амфибии — А-40М с более мощными винтовентиляторными двигателями Д-27, которые обеспечивают большую дальность полёта. А-40М также может нести новое, более совершенное радиоэлектронное оборудование. По словам тогдашнего заместителя командующего морской авиацией контр-адмирала Лавро, сказанным в ходе работы авиасалона, «есть уверенность, что А-40М найдет свое место в ВМФ». Но и после этой выставки НИ ОДИН А-40 ТАК И НЕ ПОСТУПИЛ НА ВООРУЖЕНИЕ АВИАЦИИ ВМФ!
Пока происходят показы единичных экземпляров уникальных реактивных амфибий и пока чиновники невнятно говорят о «федеральных целевых программах», ВМС НАТО получает более современные надводные корабли и АПЛ типа «Триумфатор». Поэтому Россия должна как можно быстрее получить серийные А-40, которые не упустят ни одной подводной цели...
Константин Фёдоров
 
Комментарии 11
0
iSSkRA
01.10.2012 22:17
[Материал]
и что прожорливая, ты на западную авиацию посмотри жрут также, авиация в принципе не экономная штука, ты на автомобиле поэкономить можеш, а тут экономия закончится плачевно, экономия в авиации заключяется в двигателе, а количество топлива обеспечивает хорошую дальность что очень хорошо.
|
0
Torosav
01.10.2012 23:26
[Материал]
Дилетантское суждение, сразу видно - "знаток авиации" ))) Boing-747 возьмем к примеру: макс. коммерческая загрузка - 76 300 кг., емкость топливных баков 243 400 л. Нравится такой расклад ? 3/4 приходится на топливо, и ничего, летает уже больше 30-ти лет. А гидросамолеты - это вообще отдельная тема. Специфика фюзеляжа не позволяет создать аэродинамически-правильную обтекаемую форму. По этой причине говорить об экономичности в этой области бессмысленно.
|
0
Mars
02.10.2012 01:36
[Материал]
Молодой человек, вы безусловно не дилетант. И очень правильно привели цифры...да ни к месту.Специфика , не в форме физюляжа,а в расположении двигателей(для гидропланов).
Все равно, что сравниват, кто сильнее:кит или слон А, это уже профанация и дешевый популизм. Продолжайте самообразование(тоже не плохо). Потом и поговорим. |
0
Torosav
02.10.2012 04:59
[Материал]
За "молодого человека" спасибо конечно..) Моя старшая внучка в школу уже пошла, она, думаю, оценит Ваш юмор.. Так вот юноша, судя по Вашим перлам, к авиации Вы имеете весьма далекое отношение..) Не расположение двигателей, а именно реданные обводы лодки гидроплана создают трудности в создании аэродинамически-правильной конструкции. Не пытайтесь рисоваться на публику, может ой как некрасиво получиться. Засим, диспут заканчиваю - Ваша категоричность в суждениях говорит о бесполезности оного..
|