Выбор фона:
/ Новости сайта / Другое / Взгляд сквозь тысячу парсек
03.10.2012

Взгляд сквозь тысячу парсек

Оценка: 0.0    3492 17 Другое
13:28
Всего лишь двадцать лет назад каждый мальчишка страны, которой больше нет, мечтал полететь в космос. Биографии героев-космонавтов учили в школе, самодельные телескопы собирали на коленке в гаражах, книги о космосе зачитывали до дыр, а я был уверен, что истинное предназначение человека – стряхивать пыль далёких планет со своих сапог.

Честно сказать, я уверен в этом и сейчас, хотя мечтать о далёких планетах и чудесных открытиях  давно уже стало уделом чудаков. Более того, нас всех пытаются убедить, что и в те времена люди не мечтали. Им это запрещалось под страхом расстрела и немедленной ссылки в ГУЛАГ.  Но как могли люди без мечты преобразить лицо одной шестой части суши, превратив отсталую, дряхлую империю в мирового лидера, совершить революционные прорывы во многих областях знания, создать новые направления в искусстве?

Об одном из таких направлений, о живописи "мира будущего” я и хочу начать разговор.

Так случилось, что сейчас этот жанр выродился, художники забыты, а и их творения практически неизвестны. В лучшем случае они пылятся в закромах маленьких музеев, в худшем безвозвратно утеряны. Я хорошо помню, как в детстве, читая книги о тёмных средних веках, о том как неповторимые шедевры, гордость человеческой цивилизации безжалостно уничтожались или просто выбрасывались на помойку, сжимал кулаки от злости и невозможности ничего изменить. Радовала меня тогда только мысль о том, что те времена далеко позади и больше такое никогда не повторится. Я ошибался. Тёмные века пришли снова. И всё, что сейчас можно сделать – это попытаться сохранить и максимально широко распространить память о произведениях искусства, полузабытых технических достижениях, никому сейчас не нужных научных открытиях, созданных в советскую эпоху.

Начну с рассказа о выдающемся художнике, певце космической эры, которая так и не наступила, Георгии Ивановиче Курнине.

Биография

Детство Курнина прошло в Средней Азии, в столице Узбекистана городе Ташкенте, где он родился в 1915 году. Там же Георгий Иванович окончил художественное училище, а затем – искусствоведческий  факультет Среднеазиатского государственного университета. Еще в студенческие годы его излюбленным живописным жанром стал пейзаж.  И со студенческой же скамьи Курнин выработал свой особый творческий метод. Дело в том, что Георгий Иванович обладал исключительной зрительной памятью. Дар отпечатывать зрительный образ в своем воображении во всех мельчайших подробностях и хранить долгое время, позволял ему не писать с натуры. Все пейзажи Средней Азии – тема раннего творчества Курнина – созданы исключительно по памяти, по впечатлению, без предварительных эскизов и набросков. Так художник продолжал работать и в последующие годы.

Когда у Георгия Ивановича пробудился интерес к космосу, сказать сложно. Согласно воспоминаниям одних, Курнин чуть ли не с раннего детства увлекся астрономией, а другие утверждают, будто именно являвшиеся ему перед мысленным взором и переносимые затем на холсты образы далеких планет побудили заинтересоваться этой темой, перечитывать всю доступную в СССР научную и научно-фантастическую литературу о космосе.

В 1949 году Георгий Иванович Курнин поселился в Сочи. На протяжении двух десятков лет лишь только близкие были в курсе творческих открытий художника. А творчеству Курнин посвящал практически все свое время, ведя более чем аскетический образ жизни. Было время, когда искусствовед Георгий Иванович Курнин читал лекции сочинским художникам (называвших его между собой «князь Мышкин»). Но любая необходимость отвлекаться от главного дела жизни досаждала ему. Заботу о Курнине взяла на себя его старшая сестра, став и хозяйкой в доме, и секретарем, и «спонсором» – именно ее скудная пенсия и была основным источником существования художника.

Но в начале 70-х с необычными творениями Курнина познакомился лётчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Виталий Иванович Севастьянов. Картины потрясли его. Конечно, с орбитальной станции не видны пейзажи далеких планет и космонавт не мог с полной уверенностью поручиться, что они выглядят именно так, но то, что вероятность этого очень велика, он был убежден. Севастьянова действительно поразило то, насколько точно воспроизвел художник дух космоса, дух Вселенной. Тем более удивительно, что писать свои картины Георгий Иванович начал за десятилетие до первого полета человека в космос. Сейчас, когда есть фотоснимки поверхностей разных планет, сделанные с помощью мощнейших телескопов с Земли и с космических кораблей, провидческий дар сочинского художника еще более очевиден.

Благодаря содействию Севастьянова о творчестве Курнина стало известно всему миру. Публикации в журналах и выставки, начиная с 1971 года, следовали одна за другой. Успех был под стать творениям – фантастический, астрономический. Однако повседневной жизни Георгия Ивановича это практически никак не коснулось. Лишь гостей стало в дом приходить больше, и при том достаточно именитых. Только вот в голову им прийти не могло, что художник, чье имя гремит по всему миру, за чьи работы предлагаются баснословные суммы, так и ведет более чем аскетический образ жизни. Не прельщали Курнина ни огромные гонорары, предлагаемые за космические полотна зарубежными почитателями его творчества, ни перспектива безбедного существования с собственной специально оборудованной студией и всеми самыми благоприятными условиями для плодотворной работы – он считал, что его творения, его «дети» могут принадлежать только родной стране, только родному городу, где они создаются.

Не всем выставкам и проектам из-за политических катаклизмов восьмидесятых годов суждено было осуществиться. Из-за нестабильности в жизни общества интерес и к космосу, и к искусству в целом, и к творчеству Георгия Ивановича Курнина в частности, мягко говоря, поостыл. Однако в 1988 году буквально за несколько дней до смерти художника закончились съемки фильма о нем, который был посмертно показан на московском телевидении.

Все картины Георгия Ивановича и по сей день находятся в Сочи – в хранилищах Музея истории города. По слухам даже еще во вполне приличном состоянии – то есть не сгнили окончательно. Вот уж парадокс нашего времени, нувориши тратят сотни тысяч долларов на покупку бесталанной, но разрекламированной мазни, в то время как настоящее искусство попросту гниёт.

Картины Курнина – это полотна внушительных размеров – два на три метра. Почему именно два на три? Таков размер самого большого простенка в квартирке Георгия Ивановича. Было бы больше места, скорее всего и произведения были бы еще более монументальными.

Георгий Иванович Курнин создал более тридцати пейзажей иных планет. Все их он мыслил в качестве иллюстраций к своей книге – научно-фантастическому роману, о котором, к сожалению, кроме того, что он писал его, иных сведений найти не удалось.

Севастьянов (летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук) о художнике

Пожалуй, никто в прошлом так точно и с такой тщательностью не регистрировал необыкновенные небесные явления, как древние астрономы Востока, По единодушному утверждению хроник, в 1054 году в созвездии Тельца засияла очень яркая, никем не виденная ранее звезда-гостья.

По блеску она превосходила Венеру и некоторое время была третьим, после Солнца и Луны, светилом. Позднее выяснилось, что звезда-гостья – теперь ее называют сверхновой – вспыхнула в центре знаменитой Крабовидной туманности.

Эту вспышку – редчайшее явление во Вселенной – я увидел на полотне художника Георгия Ивановича Курнина. Мгновенное свечение сделало хрустальными громады скал и фиордов, подступивших к морю ("Взрыв сверхновой звезды”).

Я не берусь судить о мастерстве Курнина как искусствовед или художник. Тема его произведений близка мне как космонавту. Не раз я пытался представить себе, какими могли бы быть проявления жизни на других планетах, в других галактиках. Курнин показывает нам миры Синего Солнца, Желтого Солнца. Рубиново-Красного Солнца… Работы очень различны и по цвету и по композиции, но все они как бы слились в единую симфонию космоса.

Меня убедило в правдивости, если так можно выразиться, фантазии художника точно переданное переплетение света и тени, мягкий переход от одного тона к другому. Именно такая переливчатая гамма цветов видится человеку, побывавшему в космосе. Контрастом по сравнению с первым полотном, написанным в холодных синих тонах, представляется "Закат па планете Большого Красного Солнца”. Огромный багровый диск застыл над горизонтом, отдавая последнее тепло лианоподобным растениям, как бы прощающимся с ним.

Я не без удивления узнал, что Георгий Иванович сначала "слышит” картину, ярко представляя цвет в музыке, и лишь потом пишет ее. Так Блок слышал еще не созданные стихотворения, так Скрябин "пробовал” цвета на слух.

Услышанный и представленный до мельчайших подробностей космический сюжет художник "выплескивает” на большой холст. Его фантастические симфонии ложатся на просторные, размером 2×3 метра, холсты.

И еще одна особенность, отличающая творчество этого фантаста. На его полотнах вы не увидите космической техники. Она осталась где-то за пределами картины. И это, на мой взгляд, естественно, правдиво. Человек, прилетевший на неизведанную планету, о которой столько мечталось, поначалу будет жадно осматриваться. Георгий Иванович очень точно передает настроение этих волнующих первых минут. Когда я разглядывал полотна в мастерской художника, мне подумалось: написать такое под силу только увлеченному, знающему, интересному человеку. И действительно, Георгий Иванович, посвятивший более двадцати лет своей жизни космической фантастике, оказался именно таким человеком. Он необыкновенно требователен к себе.

И я верю, что годы труда и упорного творческого поиска принесут заслуженное признание сочинскому фантасту.

Картины Георгия Ивановича Курнина

Планета Большого Красного Солнца
Взрыв сверхновой звезды
Планета Голубого Солнца - 3
Планета Голубого Солнца - 5
Пейзаж Марса в районе полярной шапки
Пейзаж Луны освещённый Землёй
Рождение планеты в системе двух солнц
Рождение планеты в системе двух солнц (второй вариант)
Планета Трёх Солнц (первый контакт)
Планета системы трёх Солнц
Планета Изумрудно-Зелёного Солнца
Планета Зелёного Солнца. Восход.
Планета Зелёного Солнца
Планета с тремя лунами
Планета с пятью лунами
Закат солнца на Венере




 
Источник:  http://www.frontier.net.ua


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 17

0  
Filippsky 05.02.2014 19:01 [Материал]
Что за глупость,какие гонорары!!! Г.Курнин жил так бедно,что только и мечтал о самых нищенских гонораах,никто ему ничего не предлагал,тем более студий,ни тем более за рубежом,там своих художников хватает!!!! Знаю не понаслышке,я дружил с Г.Курниным,не раз был у него дома,он бредил Космосом,писал роман об осьминоидах,но технику не знал совершенно,поэтому её и не изображал!
0  
Ася 03.10.2012 17:55 [Материал]
Ребята, не унывайте! Все равно в душе тяга к зездам осталась: смотришь на них с таким восторгом и скучаешь, как за домом.
0  
Nadeja 03.10.2012 20:38 [Материал]
Ася,вы абсолютно правы.Я,думаю,что мы не зря смотрим на небо,особенно звездное.Я очень люблю воду/рыба/,но меня больше тянет к звездам. smile
0  
Nadeja 03.10.2012 14:48 [Материал]
Азимовым зачитывалась еще в далекой молодости.Вообще любила фантастику.А сейчас все что раньше считалось фантастикой-реальность.И еще интересней,еще больше хочется узнать и увидеть. smile
0  
RoY_SvaroG 03.10.2012 14:57 [Материал]
Интерестно. Почему же "любила" а не "люблю"? Уже не нравиться читать "сказочки"?
0  
Nadeja 03.10.2012 20:33 [Материал]
Я не считаю фантастику сказочками,все сбудется в свое время.А книги читать не могу сейчас.Шрифты мелкие.А на компе его увеличить можно.Да и смотреть интереснее. biggrin
0  
RoY_SvaroG 04.10.2012 07:24 [Материал]
Понимаю. Зрение. Не гуд... Но на счет сравнения "смотреть" и "читать", я считаю, что никакое "смотреть" не сравниться с "читать" и собственной фантазией B)! Я вообще, когда читаю, текста не вижу..., а вижу картинку, разворачивающееся действия! Вот где спец эфекты крутые! Да еще и в сумащедшем качестве! biggrin
0  
lentyuka 03.10.2012 20:46 [Материал]
не так давно "сказками" называли доклады царю,прикольно звучит "сказка о доходах такой-то..." biggrin
0  
RoY_SvaroG 03.10.2012 14:35 [Материал]
А Айзека Азимова есть великолепная повесть на эту тему. Не поленитесь найдите и прочитайте. Называется "Конец вечности".
0  
Alexei2012 03.10.2012 14:18 [Материал]
Талантливые произведения. Точно. Вот только вряд ли «задача» наша «стряхивать пыль далеких планет». Как сказал знаменитый режиссер А. Тарковский устами героя его фильма Солярис – Мы теряем чувство космического. Древним оно было доступнее. Может и «мы» лишь «эпизод» в грандиозном «колесе времени». Не с нас все началось и не нами это закончится. Кто знает, кто знает …
http://www.youtube.com/watch?v=pomxRB9NEFM&feature=youtu.be
0  
бодья 03.10.2012 14:08 [Материал]
Ага===только большинство из них сейчас спиваються из -за не востребованности
0  
Tihiro 03.10.2012 14:52 [Материал]
Засрали всё околоземное пространство мусором и на Юпитер собрались...
Полная безответственность мечтатели хреновы.
0  
Красотка 03.10.2012 13:59 [Материал]
Низкий поклон за статью))))
Наконец!!!
Пошлааааааааа!!!!
Волнааааааа!!!!
Аааааа!!!
Мы еще попылим,каблучками цокая по Юпитеру)))
0  
Tihiro 03.10.2012 14:42 [Материал]
biggrin
0  
Джай 03.10.2012 13:43 [Материал]
.....книги о космосе зачитывали до дыр, а я был уверен, что истинное предназначение человека – стряхивать пыль далёких планет со своих сапог....
Даааа, у людей была мечта, а что сейчас? И все таки я стану странником Вселенной biggrin я верю - я буду в рядах первопроходцем новых планет, звездных систем и галактик, а потом и вселенных biggrin
Смотри как людей загнали в думки о деньгах, материальном благе, власти и возвышении самости sad печально однако...
0  
astor9 03.10.2012 15:36 [Материал]
Да, раньше была мечта у советского народа, стремление к лучшему будущему, мечта бороздить просторы вселенной! А сейчас нас задавили и заставили мыслить размерами нашей маленькой планетки, завалили долларами и электронными приставками, чтоб не отвелкались на глобальные проекты, замусорили мозг людям, отобрали мечту! Развитие цивилизации остановилось и идет полная деградация! Для чего сейчас мы живем - непонятно! dry
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Древние мегалиты, расположенные в районе села Харташен в Армении
Главное в жизни человека это игра. От войны и спецслужб до выращивания картошки. При этом талантливы (от Везунчик)
Древние мегалиты, расположенные в районе села Харташен в Армении
Попробуйте острозаточенный карандаш подносить к переносице. Все ухищрения человека связаны с психиче (от Везунчик)
Древние мегалиты, расположенные в районе села Харташен в Армении
Я думаю что архитектура греческих храмов с колоннами это развитие идеи менгиров. Ритуальный смысл в (от Везунчик)
Биологи обнаружили дельфина, разговаривающего с собой
topzz говорил о мне, если не понимаете игры местных троллей не лезьте (от satt)
Загадка пирамиды Менкаура: Искусство и тайны древнеегипетской архитектуры
Пирамида не относится к тому фараону. Облицовка везде была гранитная, и на фото её часть срезали пла (от Gr70)