/ Новости сайта / Космос / Новое объяснение аномалии «Пионеров» идёт вразрез с предыдущими
10.10.2012

Новое объяснение аномалии «Пионеров» идёт вразрез с предыдущими

Согласно гипотезе, выдвинутой физиком-теоретиком Сергеем Копейкиным из Миссурийского университета (США), аномалия «Пионеров» «может объясняться влиянием расширения Вселенной на движение фотонов, составляющих световые и радиоволны».

Иными словами — аномалия «Пионеров», покинувших Землю в начале 1970-х, является лишь мерой хаббловской константы, а вовсе не реальным торможением обоих аппаратов.

Начиная с 20 а. е. от Солнца, «Пионеры» демонстрируют снижение скорости, неожиданное для их разработчиков. Теперь к гипотезам о неоднородном выделении тепла прибавилось объяснение кажущегося торможения расширением Вселенной. (Иллюстрация JPL / NASA.)

По мысли учёного, поскольку движение «Пионеров» измерялось при помощи радиоволн, так называемая аномалия могла быть воображаемой, простым следствием несовершенств наших измерительных инструментов, полагающих, что расстояние до тела равно времени путешествия к нему (и обратно) фотонов. Фотоны же двигаются быстрее, чем ожидается по ньютоновской теории, вызывая тем самым иллюзию торможения «Пионеров» без самого торможения.

Не зря, подчёркивает г-н Копейкин, аномальное ускорение численно близко к произведению скорости света на постоянную Хаббла: это просто мера влияния расширения Вселенной (стоящего за постоянной Хаббла) на радиоволны, при помощи которых мы измеряем удаление «Пионеров» от Земли и их скорость!

Стоп-стоп, скажете вы, ведь аномалии «Пионеров», кажется, уже нашли решение?

Сергей Копейкин не обошёл и это: «Предыдущие исследования фокусировались на механических объяснениях аномалии "Пионеров", таких как "отдача" от тепла, исходящего от электрогенераторов космического аппарата, которые придают ему импульс в сторону, противоположную направлению полёта. Но это объясняет лишь от 15 до 20% наблюдаемого торможения, в то время как совокупность факторов, относящихся к фотонам, даёт объяснение остальным 80–85%».

Разумеется, влияние расширения Вселенной на распространение фотонов хотя и невелико, но должно учитываться для каждого объекта, предназначенного для полёта за пределы Солнечной системы. «Точное измерение физических параметров Вселенной поможет нам сформировать базис для планирования межзвёздных путешествий», — заключает учёный.

Соответствующее исследование опубликовано в журнале Physical Review D, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Кстати, знаете ли вы, что «Вояджер-1», в чём-то родственный «Пионеру» аппарат, скорее всего, уже покинул Солнечную систему?

Подготовлено по материалам Миссурийского университета.

okne 10.10.2012 16:39 [Материал]
ZetaTalk: Замедление Движения Зондов
Примечание: записано во время дебатов в sci.astro в 2001 году

--------------------------------------------------------------------------------

Неизвестная сила, которая, по-видимому, является причиной притягивания двух отдаленных космических зондов и, кажется, игнорирует традиционные законы физики, осталась для астрономов в глубокой тайне. Космические аппараты Пионер 10 и Пионер 11, постоянно путешествовавшие, в течение десятилетий по солнечной системе в противоположных направлениях, преодолели в пространстве значительно меньшее, чем следует, расстояние.
CNN
Почему зонды замедлились? Эти зонды смещает обратно не гравитация от Солнца, а поток частиц, которых человечество в настоящее время не знает. Почему все планеты в солнечной системе выстроены в одной плоскости - плоскости эклиптики? Этот феномен наблюдается также у колец вокруг Сатурна, и у земных океанов, которые более вспучены на экваторе, чем на полюсах. Это вещество, проявляющееся в положении планет, колец и океанов, которое человечество может наблюдать, выбрасывается скорее из талии вращающегося солнца или планеты, чем на полюсах, вещество, обладающее движущей силой. Но выбрасывается не то, что хранится на их талии, поскольку если только выбрасывать, кольцо вокруг их талии не сохранялось бы так хорошо. Существует некоторый тип возврата - возврат обратно во вращающееся солнце или планету через полюса, и затем поток в направлении талии, чтобы заполнить образовавшийся недостаток, вызванный выбрасыванием. Это явление вызвано не потоком гравитационных частиц, поскольку поток гравитационных частиц равномерен по всем направлениям. Разве какой-либо объект на полюсах весит больше, при чем на экваторе? И это не поток магнитных частиц, поскольку кольца вокруг Сатурна и спутники планет, принадлежащих эклиптике, принимают своё положение независимо от их магнитных свойств.

Солнечный ветер невидим человеку, однако его влияние вполне заметно на хвостах комет. Таким же образом, поток этих неизвестных человечеству частиц, которые вынуждают планеты располагаться в плоскости эклиптики, может быть обнаружен только из того факта, что эклиптика существует. Ожидалось, что зонды, притягиваемые вдали захватывающим гравитационным полем Солнца настолько, насколько этой тяге может противодействовать их инерция, будут плыть с предсказуемой скоростью, но они делают это медленнее. Ответ заключается в потоке вымывающихся обратно частиц, которые сохраняют планеты описывающими реверансы в плоскости эклиптики, а кольца Сатурна такими аккуратными, видимыми сбоку как тонкая линия. Точно так же, как вспученные вокруг земного экватора океаны перетекают к полюсам, откуда вода возвращается обратно к экватору течениями, образующимися на глубине океана, давление, оказываемое потоком этих частиц, неравномерно. Давление, производимое с двух сторон (в направлении плоскости, в которой располагается вещество - прим. перев.), такое же, как давление, оказываемое потоком, возвращающимся обратно к вращающемуся солнцу или планете, являющимися гравитационными центрами, удерживающими вращающееся вещество своей хваткой. Стиснутое в плоскость летающее вещество относится к плоскости экватора вращающегося объекта, большее давление оказывается с двух противоположных сторон, располагая это вещество по кольцу или в плоскости эклиптики.

Зонды были запущены отчасти для того, чтобы исследовать планеты солнечной системы, и направление определялось как их реактивными двигателями, так и отклонением из-за гравитации вблизи планет, мимо которых проходит их путь. Таким образом, пока они летели туда, где находятся сейчас, сила гравитации только от Солнца не была единственным силовым влиянием на зонды. Теперь, возможно, факторы, влияющие на их скорости, это только их инерция и гравитационное притяжение Солнца. Добавьте к этому фактор потока возвращающихся частиц, действие которого направлено наружу от эклиптики (видимо, по нормали к её плоскости - прим. перев.), но немедленно после того, как они покидают плоскость эклиптики, текущих обратно к Солнцу. Поскольку поток частиц оставляет эклиптику, он течет в сторону от неё, а на обратном ходу это продвижение происходит в другую сторону, так течение этого потока вокруг эклиптики становится замкнутым, охватывая её широкими циркулирующими кругами, которые пролегают к полюсам Солнца. Это движение в стороны воздействует на скорость удаляющихся зондов, поскольку они делают боковые перемещения в том или другом направлении, однако, бесконечно малые, но они также требуют времени. (Описание причины торможения зондов будет понятно, если их траектория отклоняется от плоскости эклиптики - прим. перев.) А как может быть иначе? Если какой-то человек идет только в прямом направлении, он дойдёт быстрее, чем другой, которому требуется время, чтобы иногда отскакивать в сторону на тот или другой путь.