/ Новости сайта / Космос / Суперземля в созвездии Рака может быть гигантским алмазом
11.10.2012

Суперземля в созвездии Рака может быть гигантским алмазом

Большая каменистая экзопланета, вращающаяся вокруг звезды 55 Cnc в созвездии Рака на расстоянии в 40 световых лет от Земли, может оказаться не водной "суперземлей", а гигантским алмазом, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

"Это наша первая попытка изучить внутреннее устройство каменистой планеты с радикально иным химическим составом по сравнению с Землей. Скорее всего, поверхность этой планеты покрыта слоями графита и алмазов, а не водой и гранитом", - заявил руководитель группы планетологов Никку Мадхусудхан (Nikku Madhusudhan) из Йельского университета (США).

Авторы статьи изучали новые данные о массе, размере и других параметрах экзопланеты 55 Cnc e, собранные в ходе последних транзитов - проходов планеты по диску светила - в 2011 и 2012 годах.

Данная планета была открыта в 2004 году американскими астрофизиками по небольшим периодическим колебаниям в скорости движения светила относительно Земли. Этот метод обнаружения не позволял вычислить точную массу, радиус и параметры орбиты планеты, из-за чего ее природа оставалась тайной для ученых.

В 2011 году астрофизики смогли "поймать" транзит 55 Cnc e при помощи орбитальной обсерватории MOST и найти точные значения этих параметров. В октябре прошлого года астрофизики под руководством Мишеля Гийона (Michael Gillon) из Университета Льежа в Бельгии проанализировали новые данные и пришли к выводу, что эта планета представляет собой гигантский водный мир.

Мадхусудхан и его коллеги усомнились в этом предположении - планета находится слишком близко к звезде и вода на ней должна просто испариться, даже при наличии защитной оболочки из пара. Исследователи еще раз проанализировали физические характеристики 55 Cnc e и построили несколько компьютерных моделей, описывающих планету при различном химическом составе ее недр.

Оказалось, что наиболее правдоподобной была модель, в которой суперземля состояла из углерода, карбида кремния и небольшого количества силикатов и массивного железного ядра. По словам ученых, такой состав недр 55 Cnc e исключает возможность существования на ней океана.

Как считают планетологи, эта планета, скорее всего, представляет собой гигантский алмаз или смесь из пластов графита и алмаза. На это указывает чрезмерно большое количество углерода в недрах 55 Cnc e, которое не встречается на Земле или похожих на нее планетах в Солнечной системе и вне ее пределов. По расчетам астрономов, залежи алмазов занимают как минимум треть планеты.

"Углеродная природа 55 Cnc e дает новый импульс идее о том, что каменистые планеты могут сильно отличаться друг от друга по химическому составу и геологии. Недра планет, состоящих из углерода и карбидов, проводят тепло совершенно не так, как это делает Земля, в результате чего, сценарий их геологической эволюции может сильно отличаться от земного", - заключают авторы статьи.

Alex31107 11.10.2012 22:05 [Материал]