/ Новости сайта / Наука и Технологии / В метеорите впервые обнаружены образцы марсианского грунта
12.10.2012

В метеорите впервые обнаружены образцы марсианского грунта

Оценка: 0.0    1395 1 Наука и Технологии

Прожилки чёрного стекла в метеорите, который недавно упал в Марокко, содержат следы марсианского грунта. Специалистам выпал редкий шанс взглянуть на условия, царившие на поверхности Красой планеты в глубокой древности.

Крупнейший из фрагментов метеорита Тиссинт (на фото Natural History Museum, London) весит 1,1 кг.

Автоматические станции и роверы, отправляемые на Марс, имеют ограниченные возможности для изучения добытых ими образцов. Пока они не начнут возвращаться на Землю, нам придётся довольствоваться метеоритами, что и сделали Хаснаа Шеннауи Ауджехане из Университета Хассана II (Марокко) и её коллеги.

В июле 2011 года многие стали свидетелями того, как огненный шар прочертил небо и упал где-то в пустыне. 7-килограммовый метеорит Тиссинт разбился на мелкие фрагменты, которые быстро подобрали учёные и коллекционеры.

Предварительное изучение показало, что химический состав объекта соответствует таковому у марсианского базальта. Скорее всего, этот кусок породы выбило около 700 тыс. лет назад в результате столкновения Красной планеты с астероидом.

Большинство из примерно 90 марсианских обломков, ныне известных учёным, пролежали в разных местах нашего мира долгие годы. Тиссинт — всего лишь пятый метеорит, который удалось найти сразу после падения на Землю, чем он и ценен.

Исследователи обнаружили большое количество чёрного стекла, которое содержит изотопы углерода и азота, характерные для марсианской атмосферы, чего и следовало ожидать. Сюрпризом стал относительно большой запас редкоземельных элементов, которые не содержались в других частях метеорита. Необычен в первую очередь набор изотопов церия, которые свидетельствуют о том, что некогда церий окислялся, и происходило это, скорее всего, близ поверхности планеты.

Учёные полагают, что слабокислая вода могла выщелачивать редкоземельные элементы из марсианского грунта и откладывать их в трещинах поверхностной породы. Тепло, образовавшееся при ударе астероида, растопило материал в трещинах, и впоследствии он кристаллизовался в виде чёрного стекла.

Железо на этом искусственно раскрашенном снимке внутренностей одного из фрагментов метеорита обозначено красным, магний — зелёным. (Фото Science / AAAS.)

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам NewScientist.

бякин 12.10.2012 22:37 [Материал]