Вход / Регистрация
24.12.2024, 20:40
Подземная тайна горы Таврос
Многие горы скрывают в своих недрах какие-то тайны. Однако все они не идут ни в какое сравнение с тем, что за считанные годы соорудили люди в скальной толще горы Таврос, что стоит над живописнейшей Балаклавской бухтой Крымского полуострова.
Название этого объекта может показаться длинноватым, но зато оно исчерпывающим образом передает его суть: «Совершенно секретное противоатомное сооружение первой категории (то есть выдерживающее прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы. – Прим. автора), предназначенное для укрытия малых и средних подводных лодок, их докового ремонта и восстановления, а также их личного состава». Когда-то здесь базировались подводные лодки с атомными торпедами и крылатыми ракетами на борту, а сегодня располагается Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Лучшего памятника холодной войне просто не придумать!
После Второй мировой войны бывшие союзники по антигитлеровской коалиции – СССР и США, – так и не договорившись о сферах влияния, решили добиться раздела мира уже с помощью силы. Американцы имели перед нами то преимущество, что уже обладали атомной бомбой, а посему новую войну они решили планировать с учетом применения ядерного оружия. Один за другим появились зловещие планы нападения на СССР: «Бушвекер-1947» и «Бушвекер-1948», «Кронкшафт», «Офтекс-1949» и «Дропшот» – самый продуманный и широкомасштабный. В соответствии с ним атомные удары по территории Советского Союза должны были наноситься не только силами стратегической авиации, но и самолетами с авианосцев в Средиземном море. Естественно, что советские адмиралы тут же посчитали необходимым иметь на этот случай хорошо защищенное убежище для своих субмарин, решение о строительстве которого было принято в 1952 году. На возведение объекта выделялось 322 миллиона рублей, а его полезная площадь должна была составить 15 тысяч квадратных метров.
Предполагалось, что новый военный объект будет не только ремонтно-техническим сооружением, но также и арсеналом, а еще послужит ядерным убежищем для нескольких тысяч человек – жителей Балаклавы. В 1956 году, по личному указанию Н.С. Хрущева, к строительству подключились метропроходчики, так что работы велись круглосуточно. О том, что это был за труд, свидетельствуют такие цифры: только из штольни, где планировалось провести канал для подводных лодок, строители извлекли свыше 200 тысяч кубометров скальной породы (приблизительно 40 тысяч большегрузных КамАЗов). Бетонные своды и стены объекта были в среднем полутораметровой толщины, а горные пласты над сооружением – 126-метровой.
В результате получился канал, устроенный по дуге в 30 градусов и прорезающий гору насквозь. Вход и выход из него надежно закрывались бетонными воротами (или батопортами): весом 120 тонн – «Северный» и 150 тонн – «Южный». Они обеспечивали защиту объекта от взрыва атомного боезаряда мощностью 100 килотонн, то есть в четыре с лишним раза более мощного, чем те бомбы, что были сброшены в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки. Внутри этой рукотворной пещеры имелись многочисленные герметичные двери разной толщины, позволявшие полностью изолировать одну часть объекта от другой.
Когда строительство в 1962 году завершилось, то в недрах подземной крепости стало возможным укрыть от ядерного удара девять малых или семь средних дизельных подводных лодок вместе с их экипажами и соответствующим запасом топлива и боеприпасов. Как известно, капитан Немо, герой романов Жюля Верна, очень любил прятаться на своем «Наутилусе» в различных подводных пещерах, однако о таком убежище он мог только мечтать!
Склад для хранения ядерных боеприпасов подводных лодок – как крылатых ракет, так и торпед – был сдан в эксплуатацию в 1963 году. И вход, и выход из арсенала в сторону водного канала защищался противоударными и герметически закрывающимися воротами, которые вместе со шлюзовыми камерами обеспечивали надежную защиту персонала от всех поражающих факторов ядерного взрыва. Вес лишь одной створки ворот составлял 10 тонн, а ее толщина равнялась 60 сантиметрам. Двери из листовой стали весили по 480 килограммов каждая. Служили в арсенале только мичманы и офицеры, дававшие подписку «о неразглашении». Ядерные боеприпасы перевозили на специальной тележке вручную (!), а ее колеса для защиты от статического электричества обшивались латунью. Поскольку сегодня в «противоатомном сооружении» музей, то и эту самую тележку, и еще многое другое можно теперь увидеть в качестве экспонатов. При этом в самом помещении для хранения обычных и ядерных зарядов размещены две музейные экспозиции: «История создания и развития Военно-морских Сил Вооруженных Сил Украины» и «Минно-торпедное вооружение».
В замкнутом пространстве, каким было хранилище ядерных боеприпасов, существовала опасность возникновения природного статического электричества. Поэтому весь персонал работал в специальной одежде и обуви, подошвы которой пронизывали тонкие медные проволочки. Контроль работы был тройным: сначала каждая операция проговаривалась, затем выполнялась с озвучиванием осуществляемых действий, а после этого еще и записывалась в специальный журнал, так что любого рода ошибки исключались здесь в принципе.
Снаружи сам объект имел мощную систему охраны: четыре ряда колючей проволоки, проходившей по всему склону горы. Во втором ряду были заложены сигнальные мины, а по первому еще и пропускался электрический ток. Для стрелков предусматривались окопы и бетонные доты, а в случае захвата убежища противником оно минировалось и подрывалось, для чего вдоль всей стены галереи водного канала со стороны ядерного склада были заранее устроены специальные прямоугольные гнезда для толовых шашек.
То, что случилось с балаклавским объектом дальше, иначе как закономерностью не назовешь. Старые лодки, для которых он был построен, с вооружения снимались, а новые – как будто этого нельзя было предвидеть заранее – сюда уже не помещались из-за более внушительных габаритов. И получилось так, что обслуживать на подземной базе, съевшей сотни миллионов народных рублей, стало просто нечего. Ни российские субмарины, ни единственная украинская подводная лодка ремонтироваться здесь теперь не могли, и все закончилось тем, что оборудование комплекса было демонтировано и вывезено. Конечно, будь у нас все тот же политический строй, с расходами на модернизацию убежища считаться бы не стали. Но в 1991-1994 годах всем стало ясно, что холодная война – теперь уже достояние истории, так что от подобного дорогостоящего мероприятия экономику как России, так и Украины это избавило. И только в 2003 году, после создания на основе «Совершенно секретного противоатомного сооружения» Военно-морского музея сюда опять пришла жизнь.
Вячеслав ШПАКОВСКИЙ
Журнал Тайны XX века
Название этого объекта может показаться длинноватым, но зато оно исчерпывающим образом передает его суть: «Совершенно секретное противоатомное сооружение первой категории (то есть выдерживающее прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы. – Прим. автора), предназначенное для укрытия малых и средних подводных лодок, их докового ремонта и восстановления, а также их личного состава». Когда-то здесь базировались подводные лодки с атомными торпедами и крылатыми ракетами на борту, а сегодня располагается Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Лучшего памятника холодной войне просто не придумать!
В ответ на зловещие планы
После Второй мировой войны бывшие союзники по антигитлеровской коалиции – СССР и США, – так и не договорившись о сферах влияния, решили добиться раздела мира уже с помощью силы. Американцы имели перед нами то преимущество, что уже обладали атомной бомбой, а посему новую войну они решили планировать с учетом применения ядерного оружия. Один за другим появились зловещие планы нападения на СССР: «Бушвекер-1947» и «Бушвекер-1948», «Кронкшафт», «Офтекс-1949» и «Дропшот» – самый продуманный и широкомасштабный. В соответствии с ним атомные удары по территории Советского Союза должны были наноситься не только силами стратегической авиации, но и самолетами с авианосцев в Средиземном море. Естественно, что советские адмиралы тут же посчитали необходимым иметь на этот случай хорошо защищенное убежище для своих субмарин, решение о строительстве которого было принято в 1952 году. На возведение объекта выделялось 322 миллиона рублей, а его полезная площадь должна была составить 15 тысяч квадратных метров.
«Мечта капитана Немо»
Предполагалось, что новый военный объект будет не только ремонтно-техническим сооружением, но также и арсеналом, а еще послужит ядерным убежищем для нескольких тысяч человек – жителей Балаклавы. В 1956 году, по личному указанию Н.С. Хрущева, к строительству подключились метропроходчики, так что работы велись круглосуточно. О том, что это был за труд, свидетельствуют такие цифры: только из штольни, где планировалось провести канал для подводных лодок, строители извлекли свыше 200 тысяч кубометров скальной породы (приблизительно 40 тысяч большегрузных КамАЗов). Бетонные своды и стены объекта были в среднем полутораметровой толщины, а горные пласты над сооружением – 126-метровой.
В результате получился канал, устроенный по дуге в 30 градусов и прорезающий гору насквозь. Вход и выход из него надежно закрывались бетонными воротами (или батопортами): весом 120 тонн – «Северный» и 150 тонн – «Южный». Они обеспечивали защиту объекта от взрыва атомного боезаряда мощностью 100 килотонн, то есть в четыре с лишним раза более мощного, чем те бомбы, что были сброшены в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки. Внутри этой рукотворной пещеры имелись многочисленные герметичные двери разной толщины, позволявшие полностью изолировать одну часть объекта от другой.
Когда строительство в 1962 году завершилось, то в недрах подземной крепости стало возможным укрыть от ядерного удара девять малых или семь средних дизельных подводных лодок вместе с их экипажами и соответствующим запасом топлива и боеприпасов. Как известно, капитан Немо, герой романов Жюля Верна, очень любил прятаться на своем «Наутилусе» в различных подводных пещерах, однако о таком убежище он мог только мечтать!
Арсенал для апокалипсиса
Склад для хранения ядерных боеприпасов подводных лодок – как крылатых ракет, так и торпед – был сдан в эксплуатацию в 1963 году. И вход, и выход из арсенала в сторону водного канала защищался противоударными и герметически закрывающимися воротами, которые вместе со шлюзовыми камерами обеспечивали надежную защиту персонала от всех поражающих факторов ядерного взрыва. Вес лишь одной створки ворот составлял 10 тонн, а ее толщина равнялась 60 сантиметрам. Двери из листовой стали весили по 480 килограммов каждая. Служили в арсенале только мичманы и офицеры, дававшие подписку «о неразглашении». Ядерные боеприпасы перевозили на специальной тележке вручную (!), а ее колеса для защиты от статического электричества обшивались латунью. Поскольку сегодня в «противоатомном сооружении» музей, то и эту самую тележку, и еще многое другое можно теперь увидеть в качестве экспонатов. При этом в самом помещении для хранения обычных и ядерных зарядов размещены две музейные экспозиции: «История создания и развития Военно-морских Сил Вооруженных Сил Украины» и «Минно-торпедное вооружение».
В замкнутом пространстве, каким было хранилище ядерных боеприпасов, существовала опасность возникновения природного статического электричества. Поэтому весь персонал работал в специальной одежде и обуви, подошвы которой пронизывали тонкие медные проволочки. Контроль работы был тройным: сначала каждая операция проговаривалась, затем выполнялась с озвучиванием осуществляемых действий, а после этого еще и записывалась в специальный журнал, так что любого рода ошибки исключались здесь в принципе.
«И враг не прорвется!»
Снаружи сам объект имел мощную систему охраны: четыре ряда колючей проволоки, проходившей по всему склону горы. Во втором ряду были заложены сигнальные мины, а по первому еще и пропускался электрический ток. Для стрелков предусматривались окопы и бетонные доты, а в случае захвата убежища противником оно минировалось и подрывалось, для чего вдоль всей стены галереи водного канала со стороны ядерного склада были заранее устроены специальные прямоугольные гнезда для толовых шашек.
Закономерный финал
То, что случилось с балаклавским объектом дальше, иначе как закономерностью не назовешь. Старые лодки, для которых он был построен, с вооружения снимались, а новые – как будто этого нельзя было предвидеть заранее – сюда уже не помещались из-за более внушительных габаритов. И получилось так, что обслуживать на подземной базе, съевшей сотни миллионов народных рублей, стало просто нечего. Ни российские субмарины, ни единственная украинская подводная лодка ремонтироваться здесь теперь не могли, и все закончилось тем, что оборудование комплекса было демонтировано и вывезено. Конечно, будь у нас все тот же политический строй, с расходами на модернизацию убежища считаться бы не стали. Но в 1991-1994 годах всем стало ясно, что холодная война – теперь уже достояние истории, так что от подобного дорогостоящего мероприятия экономику как России, так и Украины это избавило. И только в 2003 году, после создания на основе «Совершенно секретного противоатомного сооружения» Военно-морского музея сюда опять пришла жизнь.
Вячеслав ШПАКОВСКИЙ
Журнал Тайны XX века
 
Комментарии 2
0
andreygolovan
15.10.2012 14:50
[Материал]
Отличная статья - в ней коротко и ясно излагается содержание часовой экскурсии по этому объекту в Балаклаве. Могу лишь добавить несколько пикантных подробностей:
1. Когда Хрущев приехал туда и узнал, что подлодки последних моделей в штольнях не помещаются, он пришел в ярость и пообещал отдать объект под винзавод. Лучше бы так и сделали. 2. Фразу "оборудование комплекса было демонтировано и вывезено" надо понимать как "разворовали и растащили". Виновные не названы до сих пор. 3. Для маскировки строительства объекта рядом была устроена погрузочная станция балаклавского карьера флюсовых известняков. Холодная война давно закончилась, а посреди курортной Балаклавы продолжают с грохотом и пылью грузить щебень в железнодорожные вагоны, поскольку денег на перенос погрузочной станции за пределы курорта никто выделять не собирается - мол, туристы потерпят, глотали пыль и будут глотать дальше, что с ними станется? |