Питерский инженер точно предсказывает бедствия, но ему не верят
Инженер из Петербурга «видит» катастрофы раньше всех. 13 октября был - Международный день по уменьшению опасности бедствий. Но как конкретно это сделать? Большой вопрос! Есть человек, утверждающий, что знает ответ.
Петербуржец Александр Захаров - инженер, называющий себя кризисным аналитиком, более двадцати лет занимается прогнозированием чрезвычайных ситуаций.
Одинокий пророк
Природные и техногенные катастрофы стали регулярными. Спасательные работы требуют более миллиарда долларов в год. Вот если бы можно было заранее предвидеть несчастье - сколько бы человеческих жизней спасли, сколько средств сберегли!
Александр Захаров успешность своей деятельности оценивает от 95 до 98% точных попаданий. С учётом того, что куда менее трудная задача прогнозов погоды имеет достоверность, не превышающую 65%, самооценку пророка следует признать невероятно высокой. Однако серьёзной проверкой результатов его предсказаний если и занимались, то лишь эпизодически и отдельные ведомства. Так каковы же объективные данные?
В конце июня Захаров вывесил на сайте предупреждение: с 4 по 12 июля будут сильные наводнения на Северном Кавказе или в Краснодарском крае, Якутии, на Алтае. 3 июля на петербургском канале ТВ-100 он подтвердил прогноз.
4 июля в Краснодарском крае начались проливные дожди, в течение нескольких последующих дней выпала трёх-пятимесячная норма осадков, от наводнений в Крымском районе пострадали 24 тысячи человек, в Геленджике - 7 тысяч, общее число жертв - 172 человека.
10 июля в телепрограмме «Х-версии. Другие новости» на общероссийском канале ТВ-3 он сообщил (и 13 июля повторил) о новой полосе наводнений с 15 по 25 августа в тех же районах Краснодарского края, что пострадали в июле. 22-го затопило станицу Новомихайловскую.
В июне кризисный аналитик отправил главе Федерального агентства воздушного транспорта Александру Нерадько в ответ на его запрос прогнозы авиакатастроф на вторую половину года. 12 сентября значился как один из самых опасных дней. Именно в этот день на севере Камчатки разбился самолёт Ан-28.
Как же реагируют на эти прогнозы заинтересованные лица?
Обычно - никак. 10 марта 2011 года, за три дня до ядерной катастрофы на Фукусиме, Захаров принёс свои графики в офис регионального отделения МЧС и отдал дежурному под расписку. Накануне крушения польского самолёта под Смоленском он приехал в генеральное консульство Польши и передал свои материалы, убеждая: надо, мол, что-то делать…
Станешь знаменитым - приходи
Своё ноу-хау исследователь не открывает. Суть его объяснений такова: каждая катастрофа сопровождается высвобождением колоссальной энергии, которая накапливается, и есть признаки, указывающие на её концентрацию. Как повышенная температура указывает на скрытое от глаза воспаление в организме, так и массовый падёж птиц, всплывание мёртвой рыбы, исчезновение пчёл, выброс китов на берег и прочее экологическое неблагополучие даёт прогнозисту катастроф материал для системного анализа. При тотальной взаимосвязанности всех явлений в природе нет ничего случайного: даже бортовой номер самолёта и название корабля служат для Захарова исходной информацией для прогноза.
Понимания того, как делаются прогнозы Захарова, нет не только у меня.
Однажды мы вместе с ним посетили Главное управление по делам чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Санкт-Петербурга. Нас принял замначальника Владимир Тыра.
- Нам нужен не прогноз опасных дней вообще, - возразил он моему спутнику, - а конкретно где, когда и что случится.
- Но для этого требуется совместная работа, - парировал прогнозист, - ваша статистика, исходные данные по интересующим объектам.
- Мы - бюджетная организация, у нас на эту работу ресурс не предусмотрен. Вас уже проверяли в противопожарном институте и управлении ЧС при правительстве Петербурга. Но где-то сменились люди, где-то работа заглохла. Поэтому результатов нет.
Прощаясь, Владимир Тыра пожелал Захарову признания и выразил надежду на новые встречи. Мол, парень, добивайся успеха, а вот когда тебя признают, приходи, может быть, мы и воспользуемся твоими достижениями.
Но... даже не надо быть прогнозистом, чтобы точно сказать: при таком подходе лучше не будет.
Я был обязан лично проверить способности Захарова. 26 сентября он написал мне прогнозы на первую неделю октября. Вкратце, их суть: с 1 по 8 октября будет обвал техногенных катастроф, включая несколько падений самолётов. Всю неделю я отслеживал новости. Итог: 1-го разбились самолёты под Анапой и в Швейцарии, 6-го - в Судане. В эту же неделю произошли наводнения в Испании, стлокнулись корабли в Гонконге, отравились люди в Иркутске и в Германии, сгорели нефтезавод в Саратове и пищевой комбинат в Новгородской области, оползень в Китае разрушил школу, в Калифорнии столкнулись 47 автомобилей.
Справедливости ради должен оговориться, сомнения в высокой точности прогнозов Захарова у меня всё же остались:
а) Он отметил 1, 4 и 8 октября как самые катастрофичные дни. В реальности таким был только день 1 октября, остальные – обычные для данной недели;
б) Масштаб перечисленных событий все-таки разный: если отбросить пожары, где пострадали сравнительно немногие, картина усреднится;
в) Каков общий, «средний» фон катастроф – может, до и после выделенной недели случается примерно то же самое (к примеру, 29 сент. в Югре сгорел завод, этот пожар, судя по сообщениям, сильнее всех октябрьских); каков вообще критерий отличия катастроф от происшествий? Если его ввести, может оказаться, что в начале октября катастроф вообще не было;
г) Захаров заверил, что после трагической недели, начиная с 9 октября до конца месяца резонансных происшествий больше не будет. Однако и в последующие дни рвались артиллерийские снаряды в Оренбурге, ливни унесли жизни жителей Дербента…
С учетом всех этих оговорок достоверность октябрьского прогноза может отнюдь не достичь заявленной величины 95%.
На эти мои вопросы Александр Маратович ответил: детализация масштаба происшествия – отдельный большой вопрос, который мы просто не имеем возможности обсудить на сравнительно малом газетном пространстве; весь октябрь вообще более насыщен происшествиями, чем предыдущий месяц, потому, дескать, неприятные события продолжают происходить.
Дальнейшее уточнение ситуации на октябрь, по Захарову, таково: днями локальных катастроф будут 15 октября и пять дней с 18 по 22 октября – могут быть землетрясения, оползни, ливневые потоки, пожары, взрывы, аварии на транспорте.
Комментарии 6
0
sezam
18.10.2012 09:51
[Материал]
Кстати, реальные предсказания могут быть неточными. В смысле - если человек просто чувствует, что что-то произойдет, а что именно и когда точно - может ошибаться.
К точным предсказаниям всяких атсрологоф - доверия меньше. Типа вычисляют по звездам... Не все там расписано! Просто они пытаются найти закономерности между расположением звед и событиями - а звезды, если и влияют, то очень слабо. |
0
maikl2m
17.10.2012 21:58
[Материал]
"...пять дней с 18 по 22 октября – могут быть землетрясения, оползни, ливневые потоки, пожары, взрывы, аварии на транспорте."
Да уж, "суперпредсказание". Сейчас каждый день где-то трясет, затапливает, горит, взрывается, про аварии на дорогах вообще молчу... Уже начинает казаться, что день, когда ни одного такого события не не произойдет будет означать начало Конца Света. |