Подкормка планктона у канадских берегов вызвала фурор
На прошлой неделе благодаря британской газете The Guardian мир узнал
о том, что в июле у берегов Западной Канады в океан было высыпано более
100 т сульфата железа. Цель начинания была двоякой: «для подпитки
планктона», поглощающего углекислый газ из атмосферы в процессе
фотосинтеза, а также ради «повышения численности лосося».
Мы не знаем, как на это отреагировала морская экосистема, но на суше
этот шаг вызвал бурю эмоций: учёные злятся, коренные народы разобижены,
противники геоинженерных решений в ярости. «Гардиан» сообщала, что самый
масштабный в истории геоинженерный проект стал вопиющим нарушением
международных договоров. Говорилось также о том, что американский
предприниматель Расс Джордж задурил голову вождям народа хайда с
островов Хайда-Гуаи (бывшие острова Королевы Шарлотты).
Оказывается, удобрением океана занималась целая корпорация. (Фото HSRC.) |
В действительности всё было немного не так. Когда с г-ном Джорджем связались редакторы журнала Nature, он обрушился с критикой на СМИ. По его словам, от начала до конца это был проект самих хайда.
Рыбацкая деревушка Олд-Массетт, в которой располагается совет народа хайда и живёт менее тысячи человек, очень хотела восстановить местную популяцию лосося, повысив концентрацию фитопланктона, лежащего в основании морской пищевой цепи. Как рассказывает глава компании Джон Дисней, отвечающий также за экономическое развитие деревни, в феврале 2011 года жители проголосовали за выделение $2,5 млн фирме Haida Salmon Restoration Corporation (HSRC). Ранее г-н Джордж возглавлял фирму Planktos из Сан-Франциско, которая пыталась коммерциализировать технологию удобрения океана с помощью железа. К нему обратились представители HSRC, и он согласился стать «главным учёным» корпорации. Расходы на этот проект деревня собиралась погасить за счёт продажи углеродных кредитов.
«Мы создали жизнь там, где её не было», — говорит г-н Дисней, утверждая, что в результате фитопланктон расцвёл на площади около 10 тыс. км² и привлёк рыб, птиц и китов. «Единственная разница с тем, что делали другие, заключается в том, что мы поднялись на ступеньку выше», — подчёркивает предприниматель. Это правда: в океан сбросили в пять раз больше железа, чем в ходе предыдущих экспериментов. Но ни один учёный ещё не видел данных, говорящих об успехе или провале проекта. «Я не собираюсь никого голословно осуждать, но эксперименты так не делаются, — говорит морской биолог Виктор Сметачек из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (ФРГ). — Это довольно сложная наука, и было бы лучше, если бы такими вещами занимались учёные».
Насчёт законности проекта тоже остаются сомнения. Удобрение океанов запрещено добровольным международным мораторием на геоинженерные проекты, а также договором о загрязнении океана. Оба документа делают исключения для научных экспериментов, но ими рекомендовано заниматься только правительственным организациям по защите окружающей среды. И соответствующее канадское агентство ещё в мае предупредило авторов проекта, что им потребуется разрешение. Но они так и не удосужились его получить, о чём 18 октября заявил канадскому парламенту экологический министр Питер Кент. Начато расследование. Выяснилось, что HSRC получила 70 тыс. канадских долларов от Канадского национального исследовательского совета, а Национальное управление океанических и атмосферных исследований США предоставило 20 буёв для слежения за состоянием воды. Чиновники утверждают, что ничего не знали о планах по удобрению океана: думали — это всё лосося ради.
Но ведь это и впрямь так или иначе имеет отношение к лососю! И Джейсон Блэксток из Оксфордского университета (Великобритания) полагает, что вскоре подобные предприятия станут повсеместной проблемой. Люди будут заниматься этим, утверждая, что делают это не для изменения климата, а для чего-то другого, причём на локальном уровне.
Продажа углеродных кредитов по итогам такого рода проектов? Специалисты сильно сомневаются. Очевидно, что на официальных рынках вроде Европейской системы торговли квотами на выбросы ими торговать нельзя. Значит, придётся искать покупателей где-то ещё.
Не столь однозначно и воздействие удобрения океана на поглощение углекислого газа. По итогам эксперимента, проведённого в 2004 году, г-н Сметачек обнаружил, что по крайней мере половина углерода, поглощённого планктоном, опустилась на дно после гибели организма. Но другие исследования показали, что углерод остаётся в активном биологическом цикле.
Неясно также, поможет ли это лососю. Небывало обильный косяк нерки (Oncorhynchus nerka) в 2010 году прошёл через два года, после того как из-за извержения вулкана на Аляске в океан попал богатый железом пепел, спровоцировавший цветение фитопланктона. Однако многие учёные остаются на этот счёт скептиками.
Так или иначе, но HSRC согласилась предоставить специалистам все свои данные. «Они совершили беспрецедентное, — говорит Джон Найтингейл, директор ванкуверского аквариума. — Я хочу максимум информации, максимум анализа и максимум дебатов».
Подготовлено по материалам Nature News.