Вход / Регистрация
22.12.2024, 14:30
Причины появления примет и суеверий
За тысячелетия существования русской культуры, благодаря внимательности, а в большинстве случаев, благодаря воображению, современные люди знают множество примет. Причину их появления можно найти среди имеющихся исторических фактов, либо вывести логически, представив ситуацию, о которой говорится в примете.
Условно, все приметы можно разделить на десять типов:
1. Явления природы, времена года
2. Растительный мир
3. Животные: дикие и домашние
4. Человек: смерть, тело, вредные привычки, дела человека, болезни
5. Бытовое хозяйство и одежда
6. Профессия, учеба, работа
7. Праздники
8. Еда
9. Дни недели
10. Свадьба и семья
Различаются они не только по предмету, о котором идет речь, но также и по достоверности. В каждой группе баланс правдивых, верных наблюдений и вымысла, заблуждений, заметно разнится. В предложенном выше списке, типы расположены в порядке уменьшения общего количества достоверных примет. Впрочем, группы начиная с шестой по девятую включительно почти равны по этому показателю, но у каждой различны причины появления. Но одно правило касается всех суеверий – если они касаются темы к добру/ к худу, значит они ложны и основаны на ошибочных мнениях, а иногда и вовсе безосновны.
Каким же приметам можно полностью доверять? С первого взгляда может показаться, что это приметы, касающиеся природных явлений. Наши предки долгое время наблюдали температуру в отдельное время года, замечали начало похолоданий, начало таяния снегов, другие климатические явления, на основании чего могли делать прогнозы. Быть может, для того времени и местности они и были правильными, но в условиях быстрого потепления климата, с большим распространением поверий по местности, даже такие приметы нельзя считать достоверными. Кроме того, в народных приметах часто можно заметить субъективный взгляд на явления. Примером являются весьма распространенные приметы подобного рода: «Если в такой-то день будет холодно/жарко/пойдет дождь или град/будет снег/будет сильный ветер, то зима/лето/осень/весна будет морозной/засушливой/жаркой/дождливой». Мало того, что подобный подход антинаучен, так еще и разные люди могут оценить среднюю температуру одного времени года совершенно по-разному (особенно, если в тот самый день, относительного которого ведется наблюдение, было знаменательное природное явление).
Наряду со стихийными приметами стоят приметы относительно растений и животных. Впрочем, можно заметить, что разница между природой и живым миром в данном вопросе весьма прозрачна, первое зависит от второго, а второе от первого. Верными можно считать некоторые признаки, связанные с появлением или опаданием листьев. Так, замечание, что когда на дубе появляется зелень – можно начинать купаться, по понятным причинам, не лишено смысла. А вот идея, что из расколотого молнией дерева что-то создавать, выпиливать, обновлять – грех, полностью абсурдна. Грех перед кем? Перед силами природы, христианским Богом, Зевсом, Перуном? В чем заключается преступление? Не понятно. Просто грех. Так предки сказали. Это поверье относится к основанным на предубеждениях. В расколотом дереве видели дурной знак, некое проклятие, предупреждение.
Приметы про диких и домашних животных имеют под собой достаточно прочную основу многовековых наблюдений охотников и деревенских жителей, у которых всегда водилась какая-нибудь живность. В сомнительные приметы можно сразу занести утверждения о цвете животного: черное животное – к худу, к убытку, белое – к достатку, к удаче, и другие суеверия, например, касаемо трехцветных кошек. Причина – в той же предубежденности, необразованности, приверженности к фантазиям. К приметам же охотников можно относится с большей долей доверия, потому, что повадки зверей действительно легче заметить, чем, скажем, соответствие всхода семян и появления какого-либо вида птиц. Например, замечено, что убегая от людей, заяц чаще всего бежит через грибные места. Мало того, что это достаточно интересная примета, так к тому же и полезная!
Вот самое абсурдное и просто смешное суеверие, касающееся животных, которое удалось встретить: «Самому комару не нужна чужая кровь, он добывает её для особой змеи, в которую воплотился сам дьявол и которая сама не может добыть себе её; обычно это происходит так: напившись крови, комар приседает на мгновение – прощается с жизнью – и потом летит прямо в разинутую глотку змеи, где навсегда и пропадает». На чем, как не на невежестве, могут быть основаны такие утверждения.
Большая часть примет о человеке, а конкретно – о человеческом теле, касается родимых пятен и почесываний в различных местах. Почему? Потому что трудно найти человека, у которого не было родимого пятна, а уж тем более, нет того, кто бы никогда не чесался. Почесывания, как предмет наблюдения, имеют место в психологии, например, для определения правдивости слов человека. Народные приметы предлагают использовать эти признаки для других целей – определить, богатство ждет или бедность, прибыль или убыль, здоровье или болезнь, в общем, те насущные вопросы, которые чаще всего волнуют человека. А значит, находят выход в доступных широким массам выражениях - в приметах.
Смерть человека также не остается без внимания. В данном вопросе почти все приметы касаются предостережений во время похоронного ритуала. С научной точки зрения – все они бессмысленны и основаны на страхе, неосведомленности человека о природе смерти, хотя имеется возможность, что целиком озабоченный соблюдением ритуала, родственник или друг не будет слишком печалиться о большой потере.
Перейдем к бытовым приметам. Тут, насчет каждой нужно судить в отдельности. Некоторые призваны действительно сберечь человека от какого-либо несчастного случая, не посвящая того в истинную причину, почему так нельзя делать, например: «Не зашивать одежду на себе», что легко объясняется с позиции логики – можно уколоться.
Другие замечания подобного рода могут содержать и наполовину ложные высказывания, например: «Нельзя есть в темноте – дети ворами будут». Всем понятно, что дети становятся ворами вовсе не по этой причине, а истинный смысл в том, чтобы не съесть ничего испортившегося, не поранится ножом или вилкой, но, видимо, автор этого поверья имел убеждение, что подобные «пророческие» выражения должны повергать в шок, пугать людей, для закрепления результат. К этому же типу можно отнести примету - «Качая ногой – качаешь черта». Тут имеет место более тонкая подоплека, психологическая. Если человек, качающий ногой, находится в помещении не один, то можно представить, что окружающим будет весьма неприятно наблюдать за постоянно двигающейся конечностью. Если же человек один, то покачивание ногой может вызвать состояние легкой возбужденности, внутреннего беспокойства.
Хоть и попадаются спорные приметы, порой выдуманные на пустом месте, отчасти верные, отчасти не верные, но есть такие, верить в которые нельзя, ни при каких обстоятельствах. Это свадебные приметы. Придуманы они, по всей видимости, старушками – бездельницами, страдающими от скуки, чтобы заставить понервничать и без того волнующихся молодоженов, или занять чем гостей. Некоторые из этих суеверий даже не отличаются особой выдумкой, взять хотя бы известную примету: «В мае женишься/выйдешь замуж – всю жизнь маяться будешь». Наглядное использование фонетической созвучности, не имеющее под собой реальной основы.
Таким образом, можно утверждать, что приметы возникают по следующим причинам: длительное наблюдение за природными явлениями; предубеждения против чего-то малоизученного, страшного, сильного; желание оградить будущее поколение от мелких жизненных неурядиц, иногда не объясняя причины появления правила; пресечение вредных привычек пресечение вредных привычек; страх перед сверхъестественными силами; простая скука, желание развлечь себя, «подкинув» кому-нибудь повод для беспокойства, а также просто по необразованности.
Почему же, среди неимоверного обилия примет, лишь единицы можно назвать правдивыми? Возможно, ответ кроется в том, что приметы появляются именно благодаря наблюдениям, а не чему-то еще. Наблюдение, а, следовательно, и полученные результаты, могут быть слишком субъективны, поверхностны. Лишь изучая природу, суть самих событий, можно с точностью выявить сам механизм всех явлений.
Источник: earth-chronicles.ru
Условно, все приметы можно разделить на десять типов:
1. Явления природы, времена года
2. Растительный мир
3. Животные: дикие и домашние
4. Человек: смерть, тело, вредные привычки, дела человека, болезни
5. Бытовое хозяйство и одежда
6. Профессия, учеба, работа
7. Праздники
8. Еда
9. Дни недели
10. Свадьба и семья
Различаются они не только по предмету, о котором идет речь, но также и по достоверности. В каждой группе баланс правдивых, верных наблюдений и вымысла, заблуждений, заметно разнится. В предложенном выше списке, типы расположены в порядке уменьшения общего количества достоверных примет. Впрочем, группы начиная с шестой по девятую включительно почти равны по этому показателю, но у каждой различны причины появления. Но одно правило касается всех суеверий – если они касаются темы к добру/ к худу, значит они ложны и основаны на ошибочных мнениях, а иногда и вовсе безосновны.
Каким же приметам можно полностью доверять? С первого взгляда может показаться, что это приметы, касающиеся природных явлений. Наши предки долгое время наблюдали температуру в отдельное время года, замечали начало похолоданий, начало таяния снегов, другие климатические явления, на основании чего могли делать прогнозы. Быть может, для того времени и местности они и были правильными, но в условиях быстрого потепления климата, с большим распространением поверий по местности, даже такие приметы нельзя считать достоверными. Кроме того, в народных приметах часто можно заметить субъективный взгляд на явления. Примером являются весьма распространенные приметы подобного рода: «Если в такой-то день будет холодно/жарко/пойдет дождь или град/будет снег/будет сильный ветер, то зима/лето/осень/весна будет морозной/засушливой/жаркой/дождливой». Мало того, что подобный подход антинаучен, так еще и разные люди могут оценить среднюю температуру одного времени года совершенно по-разному (особенно, если в тот самый день, относительного которого ведется наблюдение, было знаменательное природное явление).
Наряду со стихийными приметами стоят приметы относительно растений и животных. Впрочем, можно заметить, что разница между природой и живым миром в данном вопросе весьма прозрачна, первое зависит от второго, а второе от первого. Верными можно считать некоторые признаки, связанные с появлением или опаданием листьев. Так, замечание, что когда на дубе появляется зелень – можно начинать купаться, по понятным причинам, не лишено смысла. А вот идея, что из расколотого молнией дерева что-то создавать, выпиливать, обновлять – грех, полностью абсурдна. Грех перед кем? Перед силами природы, христианским Богом, Зевсом, Перуном? В чем заключается преступление? Не понятно. Просто грех. Так предки сказали. Это поверье относится к основанным на предубеждениях. В расколотом дереве видели дурной знак, некое проклятие, предупреждение.
Приметы про диких и домашних животных имеют под собой достаточно прочную основу многовековых наблюдений охотников и деревенских жителей, у которых всегда водилась какая-нибудь живность. В сомнительные приметы можно сразу занести утверждения о цвете животного: черное животное – к худу, к убытку, белое – к достатку, к удаче, и другие суеверия, например, касаемо трехцветных кошек. Причина – в той же предубежденности, необразованности, приверженности к фантазиям. К приметам же охотников можно относится с большей долей доверия, потому, что повадки зверей действительно легче заметить, чем, скажем, соответствие всхода семян и появления какого-либо вида птиц. Например, замечено, что убегая от людей, заяц чаще всего бежит через грибные места. Мало того, что это достаточно интересная примета, так к тому же и полезная!
Вот самое абсурдное и просто смешное суеверие, касающееся животных, которое удалось встретить: «Самому комару не нужна чужая кровь, он добывает её для особой змеи, в которую воплотился сам дьявол и которая сама не может добыть себе её; обычно это происходит так: напившись крови, комар приседает на мгновение – прощается с жизнью – и потом летит прямо в разинутую глотку змеи, где навсегда и пропадает». На чем, как не на невежестве, могут быть основаны такие утверждения.
Большая часть примет о человеке, а конкретно – о человеческом теле, касается родимых пятен и почесываний в различных местах. Почему? Потому что трудно найти человека, у которого не было родимого пятна, а уж тем более, нет того, кто бы никогда не чесался. Почесывания, как предмет наблюдения, имеют место в психологии, например, для определения правдивости слов человека. Народные приметы предлагают использовать эти признаки для других целей – определить, богатство ждет или бедность, прибыль или убыль, здоровье или болезнь, в общем, те насущные вопросы, которые чаще всего волнуют человека. А значит, находят выход в доступных широким массам выражениях - в приметах.
Смерть человека также не остается без внимания. В данном вопросе почти все приметы касаются предостережений во время похоронного ритуала. С научной точки зрения – все они бессмысленны и основаны на страхе, неосведомленности человека о природе смерти, хотя имеется возможность, что целиком озабоченный соблюдением ритуала, родственник или друг не будет слишком печалиться о большой потере.
Перейдем к бытовым приметам. Тут, насчет каждой нужно судить в отдельности. Некоторые призваны действительно сберечь человека от какого-либо несчастного случая, не посвящая того в истинную причину, почему так нельзя делать, например: «Не зашивать одежду на себе», что легко объясняется с позиции логики – можно уколоться.
Другие замечания подобного рода могут содержать и наполовину ложные высказывания, например: «Нельзя есть в темноте – дети ворами будут». Всем понятно, что дети становятся ворами вовсе не по этой причине, а истинный смысл в том, чтобы не съесть ничего испортившегося, не поранится ножом или вилкой, но, видимо, автор этого поверья имел убеждение, что подобные «пророческие» выражения должны повергать в шок, пугать людей, для закрепления результат. К этому же типу можно отнести примету - «Качая ногой – качаешь черта». Тут имеет место более тонкая подоплека, психологическая. Если человек, качающий ногой, находится в помещении не один, то можно представить, что окружающим будет весьма неприятно наблюдать за постоянно двигающейся конечностью. Если же человек один, то покачивание ногой может вызвать состояние легкой возбужденности, внутреннего беспокойства.
Хоть и попадаются спорные приметы, порой выдуманные на пустом месте, отчасти верные, отчасти не верные, но есть такие, верить в которые нельзя, ни при каких обстоятельствах. Это свадебные приметы. Придуманы они, по всей видимости, старушками – бездельницами, страдающими от скуки, чтобы заставить понервничать и без того волнующихся молодоженов, или занять чем гостей. Некоторые из этих суеверий даже не отличаются особой выдумкой, взять хотя бы известную примету: «В мае женишься/выйдешь замуж – всю жизнь маяться будешь». Наглядное использование фонетической созвучности, не имеющее под собой реальной основы.
Таким образом, можно утверждать, что приметы возникают по следующим причинам: длительное наблюдение за природными явлениями; предубеждения против чего-то малоизученного, страшного, сильного; желание оградить будущее поколение от мелких жизненных неурядиц, иногда не объясняя причины появления правила; пресечение вредных привычек пресечение вредных привычек; страх перед сверхъестественными силами; простая скука, желание развлечь себя, «подкинув» кому-нибудь повод для беспокойства, а также просто по необразованности.
Почему же, среди неимоверного обилия примет, лишь единицы можно назвать правдивыми? Возможно, ответ кроется в том, что приметы появляются именно благодаря наблюдениям, а не чему-то еще. Наблюдение, а, следовательно, и полученные результаты, могут быть слишком субъективны, поверхностны. Лишь изучая природу, суть самих событий, можно с точностью выявить сам механизм всех явлений.
Источник: earth-chronicles.ru
 
Комментарии 6
0
Аня
31.10.2012 06:46
[Материал]
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; (Матф.7:13)
Путь к Богу можно сравнить с тропинкой, которую нужно найти в глухой чаще суеверий. И если ориентироваться только на знамения и чудеса, то можно навсегда остаться в этой чаще. Широкая дорога, по которой многие идут в погибель, закольцована. Человек ищет в чудесах не Бога, а то, что нужно ему. И путь его не к Богу, а от себя к себе любимому. http://teonote.ru/chudesa/ |
0
Манжур
31.10.2012 06:17
[Материал]
В то же время есть много примет, которые "действуют", потому то и называют "примета", т.е. примечено людьми. Как они "работают"? думаю, много связано с биоэнергетикой. Например, нельзя брать с кладбища что-либо (некоторые землю берут с могилы захороненного родственника) ....
|
0
Зарон
31.10.2012 11:29
[Материал]
Брать с могилы... то же самое, что пришёл к кому-нибудь в гости и ушёл со столовым серебром: совесть/самокритика будет поедом есть, выполняя сакральную суть приметы.
И лишние сущности (биоэнергия) ни при чём. Эдакое самопрограмимрование. Как такое объяснение? "путь к богу через его заманухи".... Вы с этими богами, как человек из анекдота, который в темный провал люка кидал колбасу, а оттуда раздавались чавкающие звуки. Когда его спросили - а кто там? Он ответил - понятия не имею, но колбасу жрать - страсть как любит. Но зато звучит-то как пафосно!: "тропинка в чаще..., я буду долго гнать велосипед, в глухих лугах его остановлю.... судьбоносные съезды КПСС... пятилетку за 4 года и 12 месяцев..." Поверьте, кроме противных русскому уху иудейских имен, в их графоманском пароксизме самовозвеличивания ваших имён в будущем не предвидится. Потому и не надо так "аллегорировать". (только без обид) Скажите прямо: ни один человек не имеет ни малейшего понятия - где заканчиваются его самоличные способности как биологического механизма и начинаются якобы "сверхестественные" способности и "дарованные мифическими богами" (правда если их сколько-нибудь останется после выявления первых) П. С. Вторая часть - ответ Ане на пост 9. Не туда вставил |
0
BigFish
30.10.2012 21:58
[Материал]
Сильно Вы знаете во что там Путин с Медведевым верят. А вот приметы пришли из глубокой древности. Многие реально работают, в независимости верят в них или нет. Искать им логическое объяснение - пустая трата времени. Просто пользуйтесь наздровье. Люди просто так придумывать ничего не станут. Троя тоже была мифом, пока ее Шлиман не откопал.
|