/ Новости сайта / Наука и Технологии / Впервые для света продемонстрировано нарушение симметрии по отношению к обращению времени
01.11.2012

Оценка: 0.0    1990 4 Наука и Технологии

У фотонов нет электрического заряда, ergo магнитное поле не может действовать на него: так нас учили в школе. Поэтому-то человечество и эксплуатирует компьютеры на электронной, а не на оптической основе: именно контроль при помощи магнитных полей над электронами составляет основу компьютерной индустрии.

Встречая магнитное поле, электрон огибает его окружности (грубо говоря). Этот механизм управления позволяет направить его в нужную сторону, а вот с фотоном так не получается.

Решение учёных из Стэнфордского университета (США) использует недавние подвижки в области фотонных кристаллов, материалов с периодическим изменением показателя преломления в разных пространственных направлениях. Благодаря варьирующемуся показателю преломления такие кристаллы могут как захватывать и удерживать, так и испускать фотоны. В экспериментальной установке, созданной группой Шань Хуэй Фаня, крохотные полости, выцарапанные на кремниевой подложке, сыграли роль фотонного кристалла. Прилагая электрический ток к сети полостей, формирующих кристалл, исследователи смогли контролировать или, как они это называют, гармонически настраивать фотонный кристалл для того, чтобы тот генерировал эффективное магнитное поле и накладывал силу Лоренца на фотоны.

Исследовательская группа под руководством Шань Хуэй Фаня впервые явила миру метод управления фотонами при помощи магнитного поля. (Здесь и ниже фото Norbert von der Groeben, Shanhui Fan et al.)

При этом им удалось изменить радиус траектории фотона, варьируя ток, приложенный к фотонному кристаллу, равно как и скорость фотона на входе в систему. Используя эти регулирующие механизмы, физики с высокой точностью воздействовали на общую траекторию фотона.

Казалось бы, ничего особенно в этом нет: чтобы магнитное поле воздействовало на фотоны, оно должно влиять на посредника — фотонные кристаллы, что не новость. И тем не менее исследование очень и очень необычно. Дело в том, что учёные заявляют о достижении ими нарушения для света симметрии по отношению к обращению времени.

Резонирующая кристаллическая решётка позволила при помощи регулирования пространственного распределения фаз создать силу Лоренца, действующую на фотоны.

В инженерном отношении это означает, что фотон, двигающийся условно «вперёд», в такой системе будет иметь иные свойства, чем при перемещении «назад». «Нарушение симметрии по отношению к обращению времени критически важно, поскольку открывает совершенно новые возможности по управлению светом. — полагает г-н Фань. — Мы можем, например, полностью исключить движение света назад, уничтожив тем самым отражение». Кроме самоочевидных приложений этих необычных устройств, они, по мнению учёного, полностью ликвидируют рассевание и «шумы» в передаче информации по оптоволоконному кабелю.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature Photonics, а с некоторыми подробностями работы можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Стэнфордского университета.

7370055 03.11.2012 03:08 [Материал]
Ну вот, наконец и до кристалов добрались. Скоро на уровень Атлантиды выйдем... И снова зайдем...
Niko 01.11.2012 21:22 [Материал]
не знаю как в электротехнике, а вот маскировку сделать можно знатную. Ну например для ночного времени. Ибо "полное поглощение и исключение отражения" - это будет тёмным пятном в тёмное время суток. При определённых доработках - и в инфракрасном диапазоне тоже )
sezam 01.11.2012 18:48 [Материал]
Без паллитры не поймешь, а после нее - тем более smile
Но молодцы, чего-то изобретают... может успеют?
Fanfal 01.11.2012 19:02 [Материал]