Как учили глухих триста лет назад
В 1660-х гг. Александр Пофэм, глухой отпрыск благородного английского семейства, приступил к освоению речи. Его учитель Джон Валлис написал по такому случаю своеобразный учебник, который в 2008 году был обнаружен в поместье Литлкот и тщательно изучен.
Лингвист Дэвид Крэм из Оксфордского университета, рассказавший о находке на специальном мероприятии Королевского общества, считает, что Валлис намного опередил своё время.
Фото Королевского общества. |
Так повелось с давних пор, что глухих считали дурачками, идиотами, болванами (собственно, это верно по сей день, когда парализованный, лишённый дара речи человек воспринимается слабоумным, тогда как в действительности с интеллектом у него всё в порядке — он всего лишь не может говорить). Им не дозволялось составлять завещание или принимать наследство. А проблема была лишь в том, и Валлис это, кажется, понял одним из первых, что глухих не учили общаться.
Благородное семейство не могло допустить, чтобы их сын потерял высокий статус, и поэтому пригласило в качестве учителей двух выдающихся людей своего времени, титанов английского Возрождения: музыкального теоретика Уильяма Холдера и математика Джона Валлиса (кстати, именно он ввёл знак ∞).
Успех был потрясающим: Александр научился не только общаться, но и говорить (увы, неизвестно, насколько хорошо), стал знаменитостью и был представлен ко двору. Дело кончилось тем, что он женился на дочери одной из самых блестящих интеллектуалок своего времени и был покровителем философа Джона Локка. Репутация семейства была спасена.
Впоследствии между Холдером и Валлисом разгорелся спор о том, кому из них удалось разговорить глухого. Холдер был первым, и поэтому под его руководством Александр, по-видимому, начал произносить первые слова. Но г-н Крэм делает вывод о том, что ученик повторял за учителем, как попугай.
Судя по рукописи в кожаном переплёте, именно Валлис осознал, что речь и общение не равны друг другу. Иными словами, способность производить звуки не гарантирует, что тебя поймут. И наоборот: глухие могут общаться, но, прежде чем учить их речи, надо понять их самих, установить с ними контакт. Результатом стал примитивный символический язык — далёкий прообраз сегодняшнего.
Книжечка содержит подробное описание вокальной артикуляции, геометрические фигуры и символы, упражнения по фонетике, синтаксису и построению фраз.
Валлис, конечно, был не первым. За сотни лет до него монахи бенедиктинского ордена, дававшие обет молчания, выработали собственный язык жестов, на основании которого в Испании предпринимались попытки научить глухих общаться.
Подготовлено по материалам LiveScience.