Вход / Регистрация
21.11.2024, 19:43
Темпло Майор — величественный храм ацтеков
Теночтитлан занимает огромное место в истории месоамериканских индейцев.
Со времен прихода в Новый Cвет конкистадоров, этот город превратился в
настоящую легенду, и одной из неотъемлемых ее частей является храм
Темпло Майор.
Это святилище было настоящим сердцем Теночтитлана, ведь тут свершались самые важные аспекты политической, религиозной и общественной жизни. Кроме того, Темпло Майор стал символом могущества и влияния ацтеков, ведь сюда стекались налоги и приношения со всех уголков великой империи. Храм занимал обширную площадь в двести пятьдесят тысяч квадратных метров в самом центре Теночтитлана. С высоты птичьего полета комплекс Тепло Майор походил на огромный квадрат со сторонами, равными пятисот метрам. Более того, у подножия храма сходились три главные дороги ацтеков — одна вела на юг, к Истапалапе, вторая на север к Тепейяку и третья на запад к Такубе. Главное здание Темпло Майор возвышалось на шестьдесят метров над землей и было одним из самых величественных строений ацтеков.
Храм был крупнейшей структурой города Теночтитлана, расположенной в церемониальном центре столицы империи. По сути Темпло Майор был двойным храмом, образованным типичной для ацтеков усеченной пирамидой. Однако к вершине пирамиды вела двойная лестница, что было крайне необычно для месоамериканской архитектуры. Оказывается на вершине Темпло Майор располагалось сразу два храма - один посвященный культу Тлалока, богу дождя (северная сторона, которая была выкрашена в синий цвет), а другой посвящался Уицилопочтли, богу войны (южная сторона, окрашенная в красный цвет). Кроме того, это строение имело сложную структуру внутри, оно как-будто состояло из четырех отдельных объемных трапеций, нагроможденных друг на друга.
Основной комплекс Темпло Майор был построен в семь этапов. На первом этапе, был расчищен квартал под строительство, а затем в его центре начал возводится сам храм. На втором этапе, который датируется 1428-м годом или ранее, основное здание было построено, на нем стали располагаться две святыни - храмы Тлалока и Уицилопочтли. Кстати говоря, до наших дней наиболее хорошо сохранилось святилище Тлалока, на стенах которого до сих пор можно увидеть фрески, выполненные ацтеками более пяти столетий назад. Третий этап строительства судя по всему происходил во время царствования Ицкоатля, то есть примерно в 1431-м году. В это время были проложены дороги и тропы внутри храмового комплекса. На четвертом этапе, в 1454-м по приказу Монтесумы I, были возведены многочисленные архитектурные элементы — статуи и фрески, особенно преобразились жаровни в святилищах Тлалока и Уицилопочтли. Ученые полагают, что именно тогда был окончательно завершен четвертый слой пирамиды. Передняя часть его платформы была украшена волнистыми змеями, также была возведена балюстрада на главной лестнице. В то же время резным тиснением украсили и огромный каменный диск, который служил храму фундаментом.
На пятом этапе были отштукатурены все этажи пирамиды и часть церемониального зала. Ученые считают, что эти работы производились приблизительно в 1470-м году. Шестой этап был завершен около 1500-го года, именно тогда главный фасад стены Темпло Майор был украшен тремя головами змей. Наконец, седьмой этап строительства, который датируется между 1500-м и 1521-м годом, завершился когда весь церемониальный зал выл выложен резными напольными плитами. Этот этап смогли застать и испанцы, пришедшие покорять империю ацтеков. Интересно, что помимо самого храма, святилищ, различных жертвенных плит, комплекс Темпло Майор включал и множество других сооружений. Там располагалась школа для детей из богатых и знатных семей, площадка для игры в мяч, святилища богов завоеванных народов, площадь для проведения праздников, стена из человеческих черепов — Цомпантли, ну, и конечно же, несколько храмов, посвященных другим богам ацтеков.
Один из них — храм Эхекатля, который был богом ветра и считался одним из воплощений пернатого змея Кецалькоатля. Строение имело кольцевую структуру и стояло перед главным храмом. Его возможная высота достигала тридцати двух метров, возведение храма датируется периодом между 1486-м и 1502-м годом. Единственная его платформа состояла из круга, который прикрывал зубчатый конус. Интересно, что вход в храм был похож на пасть змеи. Расположение этого строения было выбрано не случайно. Эхекатль был богом воздуха, который помогал богу дождя и богу войны. То есть, ацтеки верили, что Тлалок и Уицилопочтли не смогут существовать без Эхекатля, поэтому и построили их храмы рядом.
Всю важность этого комплекса следует рассматривать на основе религиозных представлений Центральной Америки в целом, и только потом уже со стороны культуры ацтеков. Многие ученые, исследовавшие развалины Темпло Майор считают, что он является прекрасным примером смешения традиций и элементов многих индейских культур. В космографии народов Месоамерики мир был похож на квадрат, разделенный на четыре части, а его центр являлся центром Вселенной. Во многих индейских кодексах, дошедших до наших дней, Теночтитлан также изображен в виде квадрата, разделенного диагоналями на четыре части, а в центре стоит Темпло Майор. Поэтому нетрудно догадаться, какую огромную роль в жизни ацтеков играл этот храм. Более того, то, что на вершине пирамиды располагается сразу два святилища, отражает и еще одну концепции космологии народов Месоамерики. Так, ацтеки верили, что наш мир двойственный, и у всего есть противоположная сторона.
Кажется, что ни одна статуя на территории храмового комплекса не случайна. Например, на лестнице главной пирамиды можно увидеть странную скульптуру в виде диска с изображением расчлененного женского тела. Это не просто пример замысловатого искусства ацтеков, а дань мифу о появлении на свет Уицилопочтли. Согласно сказанию, беременность богини-матери Коатликуэ разозлила ее дочь Койольшауки, которая подговорила своих четверых братьев убить мать. Коатликуэ спряталась на вершине высокой горы, а когда из ее чрева появился Уицилопочтли, весь в сияющих доспехах (кстати он олицетворял у ацтеков также и солнце), он убил своих врагов, а тело Койольшауки расчленил и голову забросил в небо, так появилась луна. Более того, ученые считают, что скульптура являлась также и местом жертвоприношений. Иногда жрецы храма Уицилопочтли убивали человека, расчленяли труп, голову бросали вверх, а другие останки скатывали по лестнице, таким образом повторяя миф.
Позади главного храма Темпло Майор можно также увидеть несколько скульптур. Большинство из них подражают творчеству тольтеков. Ученые считают, что ацтекская империя хотела выступать в качестве наследника всех великих цивилизаций Центральной Америки, пытаясь взять от них самое лучшее. О том, что ацтеки чувствовали некоторое единение с другими народами говорит и то, что они разместили на вершине пирамиды святилища Уицилопочтли и Тлалока. Дело в том, что Уицилопочтли считался главным божеством воинственных ацтеков, их покровителем, в то время как Тлалок был главным божеством пантеона многих других индейцев Центральной Америки. То есть и сам Темпло Майор несет в себе богатую символику, некоторые видят в нем объединение малых кочевых племен новичков в долине Мехико, с большими оседлыми народами центрального плато. Матос Монтесума, современный мексиканский археолог, впрочем, считает несколько по-другому. По его мнению, выбор божеств строился на экономических функциях: Уицилопочтли отвечает за войну, необходимую для получения дани с побежденных, а Тлалок руководит сельским хозяйством. Он также предполагает, что ацтеки ассоциировали двух богов со сторонами света, засушливый север представлен Уицилопочтли, а влажный юг Тлалоком.
Храм был также и местом человеческих жертвоприношений. Наиболее распространенным видом которых было вырезание сердца. Эту практику объясняет ацтекский миф о Пятом Солнце: Вселенная является неустойчивой, поскольку она зависит от непрерывности движения солнца, поэтому люди должны постоянно подражать богам, которые пожертвовали сердца, чтобы солнце Теотиуакан оставалось в движении. Хотя человеческие жертвоприношения всегда существовала в Центральной Америке, ученые до сих пор остаются в недоумении, почему у ацтеков они приняли такой глобальный характер. В соответствии с некоторыми летописцами, в 1487-м году было принесено в жертву от трех тысяч до восьмидесяти четырех тысяч человек в течение четырех дней, но эти цифры кажутся преувеличенными, хотя бы из-за технической сложности убийства стольких людей в столь короткое время. Впрочем, то что ступени храма Темпло Майор омыты человеческой кровью, сомневаться не приходится.
Интересно, что несмотря на столь значительную площадь храмового комплекса, его нашли относительно недавно. Это случилось 21-го февраля 1978-го года, когда группа рабочих, которую возглавлял Фелипе Курко Белло, стала прокладывать кабели под землей. Лопата одного из них наткнулась на какой-то камень круглой формы, который впоследствии оказался той самой скульптурой Койольшауки, которая располагалась прямо на лестнице основной пирамиды храма, церемониального центра ацтекской империи. Последующие археологические раскопки обнаружили большую часть Темпло Майор, а также церемониальный участки вокруг него. Он был похоронен на северо-востоке от площади Конституции Мехико, недалеко от пересечения улиц Гватемалы и Аргентины. До этого времени считалось, что храм был потерян с колониальных времен, после завоевания Мексики Эрнаном Кортесом, который приказал разобрать Темпло Майор на камни для строительства испанского поселения.
В 1987-м году на территории храма был построен музей, который открылся 12-го октября того же года. Руины можно увидеть во время короткой прогулки вдоль дорожек, возведенных еще самими ацтеками. Некоторые фрески настолько хорошо сохранились, что на них отчетливо видны герои индейских мифов. В самом музее восемь залов, где представлено несколько тысяч объектов доколумбовой истории Мексики. Среди них различные статуэтки, предметы быта и керамика. Около ста десяти предметов было обнаружено в Темпло Майор. Администрация музея решила отдать дань уважения ацтекским традициям и выставки, посвященные Уицилопочтли, разместила в южной части, а выставки Тлалока расположила в северной крыле. Однако и сегодня археологические раскопки Темпло Майор не прекращаются. И возможно, вскоре, ученые обнаружат еще более интересные объекты.
Это святилище было настоящим сердцем Теночтитлана, ведь тут свершались самые важные аспекты политической, религиозной и общественной жизни. Кроме того, Темпло Майор стал символом могущества и влияния ацтеков, ведь сюда стекались налоги и приношения со всех уголков великой империи. Храм занимал обширную площадь в двести пятьдесят тысяч квадратных метров в самом центре Теночтитлана. С высоты птичьего полета комплекс Тепло Майор походил на огромный квадрат со сторонами, равными пятисот метрам. Более того, у подножия храма сходились три главные дороги ацтеков — одна вела на юг, к Истапалапе, вторая на север к Тепейяку и третья на запад к Такубе. Главное здание Темпло Майор возвышалось на шестьдесят метров над землей и было одним из самых величественных строений ацтеков.
Храм был крупнейшей структурой города Теночтитлана, расположенной в церемониальном центре столицы империи. По сути Темпло Майор был двойным храмом, образованным типичной для ацтеков усеченной пирамидой. Однако к вершине пирамиды вела двойная лестница, что было крайне необычно для месоамериканской архитектуры. Оказывается на вершине Темпло Майор располагалось сразу два храма - один посвященный культу Тлалока, богу дождя (северная сторона, которая была выкрашена в синий цвет), а другой посвящался Уицилопочтли, богу войны (южная сторона, окрашенная в красный цвет). Кроме того, это строение имело сложную структуру внутри, оно как-будто состояло из четырех отдельных объемных трапеций, нагроможденных друг на друга.
Основной комплекс Темпло Майор был построен в семь этапов. На первом этапе, был расчищен квартал под строительство, а затем в его центре начал возводится сам храм. На втором этапе, который датируется 1428-м годом или ранее, основное здание было построено, на нем стали располагаться две святыни - храмы Тлалока и Уицилопочтли. Кстати говоря, до наших дней наиболее хорошо сохранилось святилище Тлалока, на стенах которого до сих пор можно увидеть фрески, выполненные ацтеками более пяти столетий назад. Третий этап строительства судя по всему происходил во время царствования Ицкоатля, то есть примерно в 1431-м году. В это время были проложены дороги и тропы внутри храмового комплекса. На четвертом этапе, в 1454-м по приказу Монтесумы I, были возведены многочисленные архитектурные элементы — статуи и фрески, особенно преобразились жаровни в святилищах Тлалока и Уицилопочтли. Ученые полагают, что именно тогда был окончательно завершен четвертый слой пирамиды. Передняя часть его платформы была украшена волнистыми змеями, также была возведена балюстрада на главной лестнице. В то же время резным тиснением украсили и огромный каменный диск, который служил храму фундаментом.
На пятом этапе были отштукатурены все этажи пирамиды и часть церемониального зала. Ученые считают, что эти работы производились приблизительно в 1470-м году. Шестой этап был завершен около 1500-го года, именно тогда главный фасад стены Темпло Майор был украшен тремя головами змей. Наконец, седьмой этап строительства, который датируется между 1500-м и 1521-м годом, завершился когда весь церемониальный зал выл выложен резными напольными плитами. Этот этап смогли застать и испанцы, пришедшие покорять империю ацтеков. Интересно, что помимо самого храма, святилищ, различных жертвенных плит, комплекс Темпло Майор включал и множество других сооружений. Там располагалась школа для детей из богатых и знатных семей, площадка для игры в мяч, святилища богов завоеванных народов, площадь для проведения праздников, стена из человеческих черепов — Цомпантли, ну, и конечно же, несколько храмов, посвященных другим богам ацтеков.
Один из них — храм Эхекатля, который был богом ветра и считался одним из воплощений пернатого змея Кецалькоатля. Строение имело кольцевую структуру и стояло перед главным храмом. Его возможная высота достигала тридцати двух метров, возведение храма датируется периодом между 1486-м и 1502-м годом. Единственная его платформа состояла из круга, который прикрывал зубчатый конус. Интересно, что вход в храм был похож на пасть змеи. Расположение этого строения было выбрано не случайно. Эхекатль был богом воздуха, который помогал богу дождя и богу войны. То есть, ацтеки верили, что Тлалок и Уицилопочтли не смогут существовать без Эхекатля, поэтому и построили их храмы рядом.
Всю важность этого комплекса следует рассматривать на основе религиозных представлений Центральной Америки в целом, и только потом уже со стороны культуры ацтеков. Многие ученые, исследовавшие развалины Темпло Майор считают, что он является прекрасным примером смешения традиций и элементов многих индейских культур. В космографии народов Месоамерики мир был похож на квадрат, разделенный на четыре части, а его центр являлся центром Вселенной. Во многих индейских кодексах, дошедших до наших дней, Теночтитлан также изображен в виде квадрата, разделенного диагоналями на четыре части, а в центре стоит Темпло Майор. Поэтому нетрудно догадаться, какую огромную роль в жизни ацтеков играл этот храм. Более того, то, что на вершине пирамиды располагается сразу два святилища, отражает и еще одну концепции космологии народов Месоамерики. Так, ацтеки верили, что наш мир двойственный, и у всего есть противоположная сторона.
Кажется, что ни одна статуя на территории храмового комплекса не случайна. Например, на лестнице главной пирамиды можно увидеть странную скульптуру в виде диска с изображением расчлененного женского тела. Это не просто пример замысловатого искусства ацтеков, а дань мифу о появлении на свет Уицилопочтли. Согласно сказанию, беременность богини-матери Коатликуэ разозлила ее дочь Койольшауки, которая подговорила своих четверых братьев убить мать. Коатликуэ спряталась на вершине высокой горы, а когда из ее чрева появился Уицилопочтли, весь в сияющих доспехах (кстати он олицетворял у ацтеков также и солнце), он убил своих врагов, а тело Койольшауки расчленил и голову забросил в небо, так появилась луна. Более того, ученые считают, что скульптура являлась также и местом жертвоприношений. Иногда жрецы храма Уицилопочтли убивали человека, расчленяли труп, голову бросали вверх, а другие останки скатывали по лестнице, таким образом повторяя миф.
Позади главного храма Темпло Майор можно также увидеть несколько скульптур. Большинство из них подражают творчеству тольтеков. Ученые считают, что ацтекская империя хотела выступать в качестве наследника всех великих цивилизаций Центральной Америки, пытаясь взять от них самое лучшее. О том, что ацтеки чувствовали некоторое единение с другими народами говорит и то, что они разместили на вершине пирамиды святилища Уицилопочтли и Тлалока. Дело в том, что Уицилопочтли считался главным божеством воинственных ацтеков, их покровителем, в то время как Тлалок был главным божеством пантеона многих других индейцев Центральной Америки. То есть и сам Темпло Майор несет в себе богатую символику, некоторые видят в нем объединение малых кочевых племен новичков в долине Мехико, с большими оседлыми народами центрального плато. Матос Монтесума, современный мексиканский археолог, впрочем, считает несколько по-другому. По его мнению, выбор божеств строился на экономических функциях: Уицилопочтли отвечает за войну, необходимую для получения дани с побежденных, а Тлалок руководит сельским хозяйством. Он также предполагает, что ацтеки ассоциировали двух богов со сторонами света, засушливый север представлен Уицилопочтли, а влажный юг Тлалоком.
Храм был также и местом человеческих жертвоприношений. Наиболее распространенным видом которых было вырезание сердца. Эту практику объясняет ацтекский миф о Пятом Солнце: Вселенная является неустойчивой, поскольку она зависит от непрерывности движения солнца, поэтому люди должны постоянно подражать богам, которые пожертвовали сердца, чтобы солнце Теотиуакан оставалось в движении. Хотя человеческие жертвоприношения всегда существовала в Центральной Америке, ученые до сих пор остаются в недоумении, почему у ацтеков они приняли такой глобальный характер. В соответствии с некоторыми летописцами, в 1487-м году было принесено в жертву от трех тысяч до восьмидесяти четырех тысяч человек в течение четырех дней, но эти цифры кажутся преувеличенными, хотя бы из-за технической сложности убийства стольких людей в столь короткое время. Впрочем, то что ступени храма Темпло Майор омыты человеческой кровью, сомневаться не приходится.
Интересно, что несмотря на столь значительную площадь храмового комплекса, его нашли относительно недавно. Это случилось 21-го февраля 1978-го года, когда группа рабочих, которую возглавлял Фелипе Курко Белло, стала прокладывать кабели под землей. Лопата одного из них наткнулась на какой-то камень круглой формы, который впоследствии оказался той самой скульптурой Койольшауки, которая располагалась прямо на лестнице основной пирамиды храма, церемониального центра ацтекской империи. Последующие археологические раскопки обнаружили большую часть Темпло Майор, а также церемониальный участки вокруг него. Он был похоронен на северо-востоке от площади Конституции Мехико, недалеко от пересечения улиц Гватемалы и Аргентины. До этого времени считалось, что храм был потерян с колониальных времен, после завоевания Мексики Эрнаном Кортесом, который приказал разобрать Темпло Майор на камни для строительства испанского поселения.
В 1987-м году на территории храма был построен музей, который открылся 12-го октября того же года. Руины можно увидеть во время короткой прогулки вдоль дорожек, возведенных еще самими ацтеками. Некоторые фрески настолько хорошо сохранились, что на них отчетливо видны герои индейских мифов. В самом музее восемь залов, где представлено несколько тысяч объектов доколумбовой истории Мексики. Среди них различные статуэтки, предметы быта и керамика. Около ста десяти предметов было обнаружено в Темпло Майор. Администрация музея решила отдать дань уважения ацтекским традициям и выставки, посвященные Уицилопочтли, разместила в южной части, а выставки Тлалока расположила в северной крыле. Однако и сегодня археологические раскопки Темпло Майор не прекращаются. И возможно, вскоре, ученые обнаружат еще более интересные объекты.
 
Источник: http://latindex.ru/
Комментарии 2
0
sezam
15.11.2012 03:38
[Материал]
в 1487-м году было принесено в жертву от трех тысяч до восьмидесяти четырех тысяч человек в течение четырех дней, но эти цифры кажутся преувеличенными
не просто преувеличенными - полная брехня. "От 3 до 84 тысяч людей" Почему не до 85 - одному Кетцакоатлю ведомо... В 1987-м году на территории храма был построен музей Даже наврать нормально не смогли. Тупо минус 500 от даты открытия новодела. |