/ Новости сайта / Наука и Технологии / Мозг Эйнштейна по-прежнему отличается от мозга других людей
16.11.2012

Мозг Эйнштейна по-прежнему отличается от мозга других людей

Оценка: 0.0    3063 7 Наука и Технологии
Исследователи попытались определить анатомические отличия мозга великого физика, основываясь на новом, ранее недоступном материале, который с недавних пор оказался у них в руках.

Если задать вопрос: «Кого из гениев вы можете назвать?», то Альберт Эйнштейн, будьте уверены, окажется в первой десятке, а то и пятёрке или даже в тройке. Хотя своим местом в массовом сознании великий учёный обязан скорее известной фотографии, нежели тонкому пониманию теории относительности. Однако научное и — шире — культурное значение его работ трудно переоценить. И тут возникает другой вопрос: что сделало Эйнштейна Эйнштейном? Многие исследователи считают, что гениальность кроется в особом строении мозга. То есть мозг гения будет отличаться расположением борозд и извилин и прочими анатомическими подробностями от мозга обычного человека.

Проверить это предположение, вообще говоря, непросто, но Эйнштейн позволил специалистам в буквальном смысле покопаться в его мозгах. После смерти физика в 1955 году патологоанатом Томас Харви подготовил содержание черепной коробки гения к научным исследованиям: мозг был разрезан на 240 блоков, каждый из которых запаковали в специальную смолу, после чего из таких блоков сделали около 2 000 срезов для микроскопии. Часть срезов была разослана восемнадцати учёным, однако за прошедшие десятилетия большинство образцов были утеряны, полностью сохранились лишь те, которые Харви оставил себе.

Мозг Эйнштейна: вид слева и справа (фото Brain (2012) / National Museum of Health and Medicine).

Тем не менее исследования мозга принесли какие-то плоды. Нейробиологи, которым доводилось держать в руках мозг Эйнштейна, отмечали высокую плотность нейронов в определённых участках и высокую численность глиальных клеток. В 2009 году учёные из Университета Флориды (США) опубликовали работу, в которой сообщили, что и на макроуровне мозг гения имеет некие любопытные особенности: так, рисунок борозд и выступов теменной доли коры был довольно необычным. Однако работа основывалась на слишком скудном фотографическом материале, который достался авторам после смерти Томаса Харви в 2007 году.

В 2010-м наследники патологоанатома передали исследователям и другие фотографии мозга Эйнштейна. Эти снимки никто никогда, кроме владельца, не видел, так что интерес к ним был весьма велик. Кроме того, у учёных оказался «путеводитель» по мозгу физика, составленный Томасом Харви: он указал, какой из блоков вырезан из какой части мозга, а также то, из какого блока сделаны те или иные микросрезы.

Исследователи сравнили мозг Эйнштейна с восьмьюдесятью пятью мозгами других людей и снова пришли к выводу, что мозг гения (по крайней мере этого гения) имеет существенные отличия. По массе он не сильно отличался от среднестатистического — 1 230 г. Однако в теменных, височных и лобных долях имелись участки, где нервная ткань была уложена особым образом из-за собственного избытка. У Эйнштейна были увеличены, например, участки, контролирующие мимику и движения языка. По мнению авторов работы, моторная кора учёного могла выполнять функции, не слишком ей свойственные, то есть заниматься ещё и абстрактным мышлением. Косвенно в пользу этого говорит признание самого физика, который утверждал, что мыслительная работа для него схожа с физической нагрузкой, нежели с манипуляцией словами. Кроме того, у Эйнштейна были увеличены зоны, отвечающие за восприятие сигналов от органов чувств, а также участки префронтальной коры, связанные с планированием, концентрацией внимания и упорством в достижении намеченной цели.

И всё же самым любопытным тут можно назвать предположение о моторной коре, которая выполняла не свойственную ей работу. Так или иначе, исходная гипотеза, что мозг гения должен иметь какие-то отличия, вполне подтвердилась. Однако следом возникает целая череда вопросов. Во-первых, мы не можем с уверенностью сказать, что эти отличия действительно имеют отношение к гениальности, — тут, увы, требуются более изощрённые эксперименты и желательно с каким-нибудь живым «эйнштейном». Во-вторых, даже если эти отличия действительно имеют отношение к гениальности, не очень ясно, есть ли они у всякого гения или же это индивидуальные отличия. Чтобы разрешить этот вопрос, нужно сравнить между собой мозги нескольких физиков, желательно — великих. Ну и последнее: хотелось бы знать, что было раньше — мозг или теория относительности? То есть Эйнштейн стал гениальным физиком благодаря унаследованному мозгу или же его мозг сформировался под воздействием среды, в том числе из-за усиленных занятий физикой? Вопросы, мягко говоря, непростые, и можно быть уверенным, что мозг Эйнштейна учёные ещё долго не оставят в покое.

Результаты исследований мозга Эйнштейна будут опубликованы в журнале Brain.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

spheroid 16.11.2012 19:54 [Материал]
Альбертушка всю жизнь состоял на учёте в психушке.Он и разговаривать то с трудом начал в четыре года,выпускной экзамен в институте дважды не мог сдать,не смотря на серьёзное покровительство.Великий учёный Н.Тесла его пинками выгнал из своей лаборатории,куда альбертушку сам Морган пристроил.Злопамятный гадёныш затем поджёг устроил в Н.Ю. лаборатории.Это он сегодня "гений" а в те времена учёный люд вообще его не воспринимал.Байки это всё жидовские но как безотказно работают.СТО,ОТО,константа скорости света-бред идиота с высокой температурой.
Dejmon 16.11.2012 18:17 [Материал]
Человек ничего не придумывает. Он просто воспринимает информацию извне. Для этого и нужен мозг как приемник.
Касательно Эйнштейна смешно - как и смешная вся его теория относительности и другой бред современной физики (более всего смешная теория Большого Взрыва:D ). Эйнштейн это большая пиар-акция.
aruan_kz 16.11.2012 15:11 [Материал]
С таким же успехом можно копаться в какашках, желательно свежих, чтоб дух совпадал с целью. Доступным языком - мозг это приёмник, как комп. перед вами. Пока свеженькое ловится быстро, а из архива вытащить - дольше. Свет выключили все пропало и исчезло, так и с умершим мозгом. Приёмник может быть простым и навороченным, что не принципиально, если не дать ему питания.
Называть гением воришку, язык не поворачивается, о нём талдычат, а о Боре ни слова.
Alexei2012 16.11.2012 14:40 [Материал]
Эйнштейн не нуждается в защите. Именно ему мы, по сути, обязаны нынешней парадигме устройства этого Мира (нравится это кому или нет). Которая, кстати, никак не противоречит второй парадигме. Точнее – первой.
Luckyman 16.11.2012 14:29 [Материал]
согласен wink
sezam 16.11.2012 14:12 [Материал]
голословное утверждение, так как далеко не все мозги вынимают.
GRONAX 16.11.2012 13:54 [Материал]
Бедный мужик. После смерти не дают покоя.