|
Подводная
лодка тип «АГ» (Holland-602GF) построена в 1916 году для ВМС
Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet
Yard» в Ванкувере (Канада). 19 сентября 1916 года приобретена заводом
«Ноблесснер» по заказу Морведа России. В 1917 году в разобранном виде
доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на
отделение Балтийского завода в Николаеве (завод «Наваль») для достройки.
28 февраля 1917 года перезаложена. 21 августа 1917 года зачислена в
списки кораблей Черноморского флота. Осенью 1917 года спущена на воду. В
1918 году вступила в строй, вошла в состав морских сил Юга России
Добровольческой армии. 24 ноября 1918 года захвачена в Севастополе
англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования
русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования
выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем
рейде Севастополя.
В 1926 году во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы
обнаружили подводную лодку. Она лежала на грунте на глубине 50 метров с
креном около 40 градусов на правый борт и дифферентом 8 градусов на
корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над
грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем подводной лодки было решено
производить ступенчатым способом с использованием четырехсот и стотонных
понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца
необходимо было промыть туннель. Подготовительные работы были завершены к
началу августа 1927 года. Первая попытка, предпринятая 5 августа,
оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из стропов. Вторая
попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на поверхность с
дифферентом 35 градусов. Нос подводной лодки подвсплыл на 15 метров, а
корма едва касалась грунта. В таком положении подводную лодку вместе с
понтоном отбуксировали до глубины 35 метров. Попытка произвести
дальнейший подъем подводной лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося
периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год. Весной
1928 года работы были продолжены и 19-21 мая 1928 года подводная лодка
была поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в
Севастопольскую бухту. Корпус подводной лодки оказался в лучшем
состоянии по сравнению с однотипными подводными лодками, остававшимися в
строю. Было принято решение о восстановлении подводной лодки.
30 декабря 1930 года после восстановительного ремонта в Севастополе
вновь введена в строй и включена в состав Морских Сил Черного Моря
(МСЧМ). Вошла в состав отдельного дивизиона подводных лодок. 3 февраля
1931 года переименована в «Металлист», присвоен бортовой номер 16. В
марте 1931 года подводная лодка перечислена в состав 1-го ДПЛ БПЛ МСЧМ.
8 июня 1931 года во время учебных торпедных стрельб, в результате
неправильных действий командира подводной лодки, она была протаранена
эсминцем «Фрунзе». Подводная лодка затонула в районе Севастополя. При
аварии погибло 24 подводника. Девятерым удалось спастись (шестеро
всплыли с воздушным пузырем в момент гибели подводной лодки, троих
извлекли из кормового отсека уже после подъема подводной лодки). 10 июня
1931 года поднята на поверхность и отбуксирована в Севастополь. 1
января 1932 года после аварийного ремонта вновь введена в строй. 15
сентября 1934 года переименована в «А-5». 11 января 1935 года вошла в
состав Черноморского флота. В 1936 - 1938 годах находилась в капитальном
ремонте.
22 июня 1941 года находилась в текущем ремонте в Севастополе, входила в
состав 6-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ. 27 июля 1941 года ступила в строй. 31 июля -
2 августа 1941 года перешла в Поти. 25 августа - 1 сентября 1941 года
вышла в дозор в район юго-западнее Поти, встреч с кораблями противника
не имела. 10 августа 1941 года перечислена в состав 3-го ДПЛ БПЛ ЧФ. 14 -
16 сентября 1941 года вышла в дозор юго-западнее Поти. 15 сентября во
время зарядки аккумуляторной батареи выгорела изоляция секции якоря
правого электромотора. По приказу командования начала возвращение в
базу. 2 - 8 октября 1941 года вышла в дозор юго-западнее Поти, встреч с
кораблями противника не имела. 16 - 23 октября 1941 года вышла в дозор в
район западнее Батуми, встреч с кораблями противника не имела. 5 - 12
ноября 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с
кораблями противника не имела. 20 - 28 ноября 1941 года вышла в дозор в
район западнее Батуми, встреч с кораблями противника не имела. 19 - 23
декабря 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми, встреч с
кораблями противника не имела.
16
- 17 февраля 1942 года перешла в Очемчири. 18 февраля 1942 года перешла
в Поти. 25 февраля 1942 года вернулась в Очемчири. 25 - 27 февраля 1942
года перешла в Севастополь. 5 - 16 марта 19452 года вышла в район о.
Фидониси, встреч с кораблями противника не имела. 12 марта ударами волн в
штормовую погоду сломано перо кормовых горизонтальных рулей. 25 - 27
марта 1942 года перешла в Очемчири. 30 марта 1942 года перешла в Поти,
где прошла аварийный ремонт. 1 июня 1942 года перешла в Очемчири. 2 - 4
июня 1942 года перешла в Севастополь. 7 - 21 июня 1942 года вышла в
район Одессы. 11 июня произвела торпедную атаку конвоя противника в
районе Одесской банки. Получил тяжелые повреждения и выбросился на
отмель румынский транспорт «Ardeal», перевозящий авиационные моторы и
другое имущество Люфтваффе. Германские катера FR2, FR4, FR7, FR8, FR10
сбросили на подводную лодку 18 глубинных бомб. На подводной лодке вышел
из строя гирокомпас. Была обнаружена и атакована СКА, сбросившим 3
глубинных бомбы - деформирован запор крышки рубочного люка, получили
повреждения некоторые электроизмерительные приборы. 21 июня прибыла в
Туапсе. 21 - 22 июня 1942 года перешла в Очемчири, где прошла аварийный и
навигационный ремонт. 18 июля - 4 августа 1942 года вышла в район
Одессы, подорвалась на трубке КА мины UМВ румынского заграждения S33,
выставленного румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску». В
результате взрыва вышли из строя гирокомпас, управление кормовыми
горизонтальными рулями и вертикальным рулем (сломаны баллеры), была
деформирована и заклинена правая линия вала, в прочном корпусе V отсека
образовались трещины и деформации. 25-29 июля устраняла повреждения
находясь на позиции. Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга
В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев легководолазные
костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П. Поляков и
старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это
время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно
рисковали жизнью ради спасения корабля. Четверо суток экипаж во главе со
своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную
борьбу за живучесть лодки и победил. 29 июля подводная лодка вышла из
Одесского залива, 3 августа встречена БТЩ-404 и 4 августа прибыла в
Очемчири, где её уже считали погибшей. 18 августа 1942 года перешла в
Поти.
В 1942 - 1943 годах прошла аварийный ремонт. 22 ноября 1943 года
подводная лодка перечислена в состав 4-го ДПЛ БПЛ Черноморского флота.
26 января 1944 года перешла в Очемчири. 5 - 25 февраля 1944 года вышла к
южному побережью Крыма. В ночь на 21 января не смогла атаковать конвой
противника из-за шторма и угрозы столкновения. 23 января начала
возвращение в базу и 25 января прибыла в Очемчири. 23 марта 1944 года
перешла в Поти. 24 марта 1944 года перешла в Очемчири. 11 - 27 апреля
1944 года вышла в район западнее мыса Херсонес.
В
05.10 14.4 прибыла на позицию, произвела торпедную атаку конвоя
противника, через 33 и 39 секунд услышаны взрывы. Была безуспешно
атакована германской БДБ F342. Контратакована германским большим
охотником, сбросившими на безопасном удалении 30 глубинных бомб.
Подвергалась преследованию сторожевых кораблей и самолетов противника,
сбросивших 72 глубинных бомбы. 22 апреля перехватила конвой противника
по данным, полученным с М-111, но не смогла атаковать его из-за большого
курсового угла. Утром 24 апреля не смогла атаковать два транспорта
противника также из-за большого курсового угла. 27 апреля прибыла в
Очемчири. 2 - 5 мая 1944 года вышла в район западнее мыса Херсонес. 3
мая следуя на позицию повредила винт о неизвестный плавающий предмет.
Одна лопасть винта была сорвана, остальные - погнуты. Начала возвращение
в базу и 5 мая прибыла в Очемчири. 8 - 16 мая 1944 года вышла в район
юго-западнее мыса Сарыч. 10 мая прибыла на позицию, произвела торпедную
атаку одиночной БДБ, через 40-45 секунд услышан взрыв - зарубежных
данных нет, возможно, повреждена германская БДБ F568. При попытке
всплыть атакована самолетами (возможно ВВС ЧФ), сбросившими 27 бомб -
легко повреждены кормовые горизонтальные рули. Наблюдала на месте атаки
многочисленные плавающие обломки и брошенную шлюпку. Утром 12 мая не
смогла атаковать конвой противника из-за ошибки рулевого -
горизонтальщика. В 10.47 произвела торпедную атаку конвоя противника,
услышано 2 взрыва - безуспешно атакован венгерский транспорт «Касса».
Контратакована германскими большими охотниками, сбросившими на
безопасном удалении 24 глубинных бомбы. В ночь на 13 мая не смогла
атаковать два конвоя противника из-за невыгодных курсовых углов. 15 мая
при возвращении в базу по ошибке атакована самолетом Пе-2, сбросившим 2
бомбы. 16 мая 1944 года прибыла в Очемчири. 20 мая 1944 года перешла в
Поти. 25 мая - 10 июня 1944 года прошла доковапие. 9 июня 1944 года
перечислена в состав 2-го ДПЛ 1-й БПЛ ЧФ. 1 - 26 июля 1944 года
прошла ДОКование. В 1944 году до окончания боевых действий находилась в текущем ремонте.
В марте 1945 года начала капитальный ремонт. 6 марта 1945 года
награждена орденом Красного 3намени. 27 августа 1945 года выведена из
боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую
станцию. 16 мая 1949 года переименована в «ПЗС-8».
В середине 50-х годов подводная лодка АГ-21 исключена из списков
плавсредств ВМФ СССР, в связи с передачей в отдел фондового имущества
для демонтажа и разделки на металл.
|