Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя. Часть 2.
26
апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии,
по приказу союзного командования одиннадцать русских подводных лодок
«Гагара», «Орлан», «Скат», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб»,
«Судак», «Лосось» и «Налим» были выведены буксирами из порта и затоплены
подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. В разные годы шесть
из одиннадцати подводных лодок были подняты на поверхность, но пять
подводных лодок по-прежнему лежат на дне: «Гагара», «Карась», «Кашалот»,
«Нарвал», «Скат».
В истории подводного флота эти лодки сыграли значимую роль - они были
первыми подводными лодками, построенными в Отечестве и им принадлежат
многие победы на море в Первой Мировой Войне.
По прошествии многих лет история забывается, но в наших силах
восстановить в памяти потомков время, когда люди гордились победами
своей страны.
Подводная лодка
АГ-21
Подводная
лодка тип «АГ» (Holland-602GF) построена в 1916 году для ВМС
Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet
Yard» в Ванкувере (Канада). 19 сентября 1916 года приобретена заводом
«Ноблесснер» по заказу Морведа России. В 1917 году в разобранном виде
доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на
отделение Балтийского завода в Николаеве (завод «Наваль») для достройки.
28 февраля 1917 года перезаложена. 21 августа 1917 года зачислена в
списки кораблей Черноморского флота. Осенью 1917 года спущена на воду. В
1918 году вступила в строй, вошла в состав морских сил Юга России
Добровольческой армии. 24 ноября 1918 года захвачена в Севастополе
англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования
русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования
выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем
рейде Севастополя.
|
ТТД подводной лодки «АГ-21»:
Подводная лодка |
11
октября 1911 года подводная лодка зачислена в списки кораблей
Черноморского флота. В декабре 1911 года заложена на Невском Заводе в
Санкт - Петербурге, позже перевезена для сборки в Николаев. 10 октября
1913 года на стапелях отделения Невского завода в Николаеве состоялась
торжественная церемония, посвященная началу сборки. В апреле – мае 1915
года состоялся спуск на воду. В августе 1915 начало сдаточных испытаний в
Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления
в строй испытания проводились по сокращенной программе. 12 - 14
сентября 1915 года подводная лодка перешла из Николаева в Севастополь
для окончания сдаточных испытаний. 4 октября 1915 года при переходе к
Босфору для несения дозорной службы на подводной лодке (во время
испытаний) в штормовую погоду сломался коленчатый вал правого кормового
двигателя, вышли из строя компрессоры, лопнули кронштейны опорных
подшипников. Подводная лодка была отправлена вместе с подводной лодкой
«Нарвал» на ремонт в Николаев. При разработке механизмов выяснилось, что
причиной аварии стало наличие трещин и раковин коленчатого вала,
фундамента и станин двигателей. По рекомендации комиссии передаточное
устройство носовых двигателей было демонтировано и двигатели соединены с
валом посредством фрикционных муфт. На подводной лодке было запрещено
пользоваться кормовыми и носовыми двигателями одновременно, предписано
ходить в основном под кормовыми, носовыми же только «в случае
действительной надобности». 14 октября 1915 года закончила сдаточные
испытания, вошла в состав Черноморского флота. 15 октября 1915 года был
поднят Военно-морской флаг. |
ТТД подводной лодки «Кит»: *** |
Проект подводного минного заградителя был разработан техником
путей сообщения М.П. Налетовым. В декабре 1906 года его рассмотрел
Морской технический комитет. Налетов учел замечания Морского
технического комитета и составил 3 варианта усовершенствованного
проекта, одним из которых стал впоследствии проект подводной лодки
«Краб». |
ТТД подводной лодки «Краб»: *** |
10
мая 1904 года подводная лодка заложена на Невском судомеханическом
заводе в Санкт-Петербурге. 5 июня 1904 года зачислена в списки кораблей
Черноморского флота. В сентябре 1904 года спущена на воду. 1 ноября 1905
года совместно с подводной лодкой «Белуга» и «Пескарь» своим ходом в
сопровождении кораблей вышла из Кронштадта в Либаву для окончательной
достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия оказались
тяжелейшими - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая
температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5
сантиметров. Подводная лодка успешно выдержала этот переход. |
ТТД подводной лодки «Лосось»: *** |
Миноносец
(такая классификация подводных лодок Русского Императорского флота была
до 11 марта 1906 года) «Налим» был заложен весной 1904 года на
Балтийском заводе в Санкт - Петербурге и 17 июля 1904 года зачислен в
списки кораблей Сибирской флотилии, спущен на воду 26 августа 1904 года и
в период со 2 ноября по 12 декабря 1904 года перевезен по железной
дороге из Санкт - Петербурга во Владивосток. В мае 1905 «Налим» был
собран и введен в строй 7 мая 1905 года. Несколькими днями позже
произошёл взрыв одного из аккумуляторов из-за искрения при смене
предохранителя. Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной
и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1906 году
«Налим» был переклассифицирован в подводную лодку, прошёл модернизацию -
получил среднюю рубку, прибывшую с завода-изготовителя. 20 апреля 1906
года на подводной лодке произошёл взрыв бензиновых паров и пожар, жертв
не было. В 1910 - 1914 годах подводная лодка базировалась на
Владивосток, в ходе летних кампаний совершала переходы в бухту Разбойник
и далее в залив Стрелок. В 1913 году во Владивостоке прошла капитальный
ремонт с заменой бензиновых двигателей на 160-сильный дизель. В 1914
году, после начала Первой мировой войны, перешла во Владивосток, приняла
полные запасы и боеприпасы. В январе 1915 года доставлена по железной
дороге из Владивостока в Севастополь и переведена в состав Черноморского
флота, в июне 1915 года вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок
Черноморского флота. |
ТТД подводной лодки «Налим»: *** |
2 июля 1915 года подводная лодка зачислена в списки кораблей
Черноморского флота. В октябре 1915 года заложена на эллинге отделения
Балтийского завода «Наваль» в Николаеве по проекту подводных лодок тип
«Барс» для Черного моря. 12 ноября 1916 года спущена на воду. В сентябре
1917 года вступила в строй. |
ТТД подводной лодки «Орлан»: *** |
Подводная
лодка «Судак», шестая в серии подводных лодок тип «Сом построена по
инициативе Невского завода. 4 июня 1907 года правление Невского завода
обратилось в Морской Технический Комитет с предложением о приобретении
этой лодки. По решению Отдела подводного плавания подводную лодку
приобрели для флота и по железной дороге отправили в Севастополь, где
после проведения сдаточных испытаний зачислили в состав флота под
названием «Судак». В 1912-1913 годах прошла капитальный ремонт. В июне
1913 года во время тренировочного плавания подводная лодка села на риф в
Казачьей бухте под Севастополем. Была снята с рифа миноносцем и
самостоятельно вернулась в Севастополь. |
ТТД подводной лодки «Судак»: *** |
В
связи с началом Русско-Японской войны перед Морским техническим
комитетом встала задача по максимально быстрому усилению флота в целом, и
подводного флота в частности. Наряду с ведущими отечественными
разработками велись работы по приобретению иностранных образцов. 24 мая
1904 года с К. Вахтером, представителем фирмы Ф. Круппа, был подписан
контракт на строительство трёх подводных лодок тип «Е» для российского
флота. В мае – июне 1904 года подводная лодка заложена на судоверфи
«Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по заказу Морведа России. В
августе 1905 года прошла заводские испытания под электромоторами
(керосиномоторы на тот момент отсутствовали). 25 июля 1906 года
зачислена в списки кораблей ЧФ. В 1906 - 1907 годах прошла зимовку и
получила наименование «Карп». В июне 1907 года спущена на воду. В мае –
июне 1907 года приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под
председательством капитана 1 ранга М.Н.Беклемишева. 1 августа 1907 года
ступила в строй, при условии устранения за счет фирмы многочисленных
(около 60) замечаний уже в России. 16 - 23 августа 1907 года проводились
практические выходы для обучения экипажа подводной одки «Карп» и
старших специалистов подводных лодок «Карась» и «Камбала». 19 сентября
1907 года граждане немецкого города Экенферда вручили подводной лодке
«Карп» шелковый памятный флаг. В сентябре – октябре 1907 года своим
ходом, совместно с другими подводными лодками серии, перешла из Киля в
Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводного плавания. 26
апреля 1908 года отправлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в
Севастополь. 4 мая 1908 года прибыла в Севастополь. Входила в состав
Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота, использовалась
для целей Учебного отряда подводного плавания ЧФ. 16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1
мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября
1918 года захвачена в Севастополе англо-французскими войсками. 26 апреля
1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по
приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена
подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. |
ТТД подводной лодки «Карп»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 209/235 тон
Размеры: длина - 39,62 метров, ширина - 3,12 осадка - 2,9 метров
Скорость хода (надводная/подводная): 10,6/8,3 узлов
Глубина погружения: до 30 метро
Дальность плавания: над водой 1250 миль, под водой 80 миль.
Силовая установка: дизеля 2x200 л.с., электромотор 2x180 л.с.
Вооружение: 1 457-мм ТА, 2 457-мм ТА Джевецкого.
Экипаж: 29 человек
Владимир Бойко
ветеран-подводник ВМФ РФ
редактор НВО «Фараватер-submrinеrs»