Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя. Часть 2.
20.11.2012

Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя. Часть 2.

Оценка: 0.0    6456 1 Тайны истории
21:23

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования одиннадцать русских подводных лодок «Гагара», «Орлан», «Скат», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Налим» были выведены буксирами из порта и затоплены подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. В разные годы шесть из одиннадцати подводных лодок были подняты на поверхность, но пять подводных лодок по-прежнему лежат на дне: «Гагара», «Карась», «Кашалот», «Нарвал», «Скат».

В истории подводного флота эти лодки сыграли значимую роль - они были первыми подводными лодками, построенными в Отечестве и им принадлежат многие победы на море в Первой Мировой Войне.

По прошествии многих лет история забывается, но в наших силах восстановить в памяти потомков время, когда люди гордились победами своей страны.

Подводная лодка
АГ-21

Подводная лодка тип «АГ» (Holland-602GF) построена в 1916 году для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада). 19 сентября 1916 года приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России. В 1917 году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод «Наваль») для достройки. 28 февраля 1917 года перезаложена. 21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота. Осенью 1917 года спущена на воду. В 1918 году вступила в строй, вошла в состав морских сил Юга России Добровольческой армии. 24 ноября 1918 года захвачена в Севастополе англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

В 1926 году во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили подводную лодку. Она лежала на грунте на глубине 50 метров с креном около 40 градусов на правый борт и дифферентом 8 градусов на корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем подводной лодки было решено производить ступенчатым способом с использованием четырехсот и стотонных понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель. Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 года. Первая попытка, предпринятая 5 августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на поверхность с дифферентом 35 градусов. Нос подводной лодки подвсплыл на 15 метров, а корма едва касалась грунта. В таком положении подводную лодку вместе с понтоном отбуксировали до глубины 35 метров. Попытка произвести дальнейший подъем подводной лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год. Весной 1928 года работы были продолжены и 19-21 мая 1928 года подводная лодка была поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус подводной лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными подводными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении подводной лодки.


30 декабря 1930 года после восстановительного ремонта в Севастополе вновь введена в строй и включена в состав Морских Сил Черного Моря (МСЧМ). Вошла в состав отдельного дивизиона подводных лодок. 3 февраля 1931 года переименована в «Металлист», присвоен бортовой номер 16. В марте 1931 года подводная лодка перечислена в состав 1-го ДПЛ БПЛ МСЧМ.


8 июня 1931 года во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира подводной лодки, она была протаранена эсминцем «Фрунзе». Подводная лодка затонула в районе Севастополя. При аварии погибло 24 подводника. Девятерым удалось спастись (шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели подводной лодки, троих извлекли из кормового отсека уже после подъема подводной лодки). 10 июня 1931 года поднята на поверхность и отбуксирована в Севастополь. 1 января 1932 года после аварийного ремонта вновь введена в строй. 15 сентября 1934 года переименована в «А-5». 11 января 1935 года вошла в состав Черноморского флота. В 1936 - 1938 годах находилась в капитальном ремонте.


22 июня 1941 года находилась в текущем ремонте в Севастополе, входила в состав 6-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ. 27 июля 1941 года ступила в строй. 31 июля - 2 августа 1941 года перешла в Поти. 25 августа - 1 сентября 1941 года вышла в дозор в район юго-западнее Поти, встреч с кораблями противника не имела. 10 августа 1941 года перечислена в состав 3-го ДПЛ БПЛ ЧФ. 14 - 16 сентября 1941 года вышла в дозор юго-западнее Поти. 15 сентября во время зарядки аккумуляторной батареи выгорела изоляция секции якоря правого электромотора. По приказу командования начала возвращение в базу. 2 - 8 октября 1941 года вышла в дозор юго-западнее Поти, встреч с кораблями противника не имела. 16 - 23 октября 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми, встреч с кораблями противника не имела. 5 - 12 ноября 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. 20 - 28 ноября 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми, встреч с кораблями противника не имела. 19 - 23 декабря 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми, встреч с кораблями противника не имела.


16 - 17 февраля 1942 года перешла в Очемчири. 18 февраля 1942 года перешла в Поти. 25 февраля 1942 года вернулась в Очемчири. 25 - 27 февраля 1942 года перешла в Севастополь. 5 - 16 марта 19452 года вышла в район о. Фидониси, встреч с кораблями противника не имела. 12 марта ударами волн в штормовую погоду сломано перо кормовых горизонтальных рулей. 25 - 27 марта 1942 года перешла в Очемчири. 30 марта 1942 года перешла в Поти, где прошла аварийный ремонт. 1 июня 1942 года перешла в Очемчири. 2 - 4 июня 1942 года перешла в Севастополь. 7 - 21 июня 1942 года вышла в район Одессы. 11 июня произвела торпедную атаку конвоя противника в районе Одесской банки. Получил тяжелые повреждения и выбросился на отмель румынский транспорт «Ardeal», перевозящий авиационные моторы и другое имущество Люфтваффе. Германские катера FR2, FR4, FR7, FR8, FR10 сбросили на подводную лодку 18 глубинных бомб. На подводной лодке вышел из строя гирокомпас. Была обнаружена и атакована СКА, сбросившим 3 глубинных бомбы - деформирован запор крышки рубочного люка, получили повреждения некоторые электроизмерительные приборы. 21 июня прибыла в Туапсе. 21 - 22 июня 1942 года перешла в Очемчири, где прошла аварийный и навигационный ремонт. 18 июля - 4 августа 1942 года вышла в район Одессы, подорвалась на трубке КА мины UМВ румынского заграждения S33, выставленного румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску». В результате взрыва вышли из строя гирокомпас, управление кормовыми горизонтальными рулями и вертикальным рулем (сломаны баллеры), была деформирована и заклинена правая линия вала, в прочном корпусе V отсека образовались трещины и деформации. 25-29 июля устраняла повреждения находясь на позиции. Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П. Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно рисковали жизнью ради спасения корабля. Четверо суток экипаж во главе со своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу за живучесть лодки и победил. 29 июля подводная лодка вышла из Одесского залива, 3 августа встречена БТЩ-404 и 4 августа прибыла в Очемчири, где её уже считали погибшей. 18 августа 1942 года перешла в Поти.

В 1942 - 1943 годах прошла аварийный ремонт. 22 ноября 1943 года подводная лодка перечислена в состав 4-го ДПЛ БПЛ Черноморского флота.


26 января 1944 года перешла в Очемчири. 5 - 25 февраля 1944 года вышла к южному побережью Крыма. В ночь на 21 января не смогла атаковать конвой противника из-за шторма и угрозы столкновения. 23 января начала возвращение в базу и 25 января прибыла в Очемчири. 23 марта 1944 года перешла в Поти. 24 марта 1944 года перешла в Очемчири. 11 - 27 апреля 1944 года вышла в район западнее мыса Херсонес.


В 05.10 14.4 прибыла на позицию, произвела торпедную атаку конвоя противника, через 33 и 39 секунд услышаны взрывы. Была безуспешно атакована германской БДБ F342. Контратакована германским большим охотником, сбросившими на безопасном удалении 30 глубинных бомб. Подвергалась преследованию сторожевых кораблей и самолетов противника, сбросивших 72 глубинных бомбы. 22 апреля перехватила конвой противника по данным, полученным с М-111, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла. Утром 24 апреля не смогла атаковать два транспорта противника также из-за большого курсового угла. 27 апреля прибыла в Очемчири. 2 - 5 мая 1944 года вышла в район западнее мыса Херсонес. 3 мая следуя на позицию повредила винт о неизвестный плавающий предмет. Одна лопасть винта была сорвана, остальные - погнуты. Начала возвращение в базу и 5 мая прибыла в Очемчири. 8 - 16 мая 1944 года вышла в район юго-западнее мыса Сарыч. 10 мая прибыла на позицию, произвела торпедную атаку одиночной БДБ, через 40-45 секунд услышан взрыв - зарубежных данных нет, возможно, повреждена германская БДБ F568. При попытке всплыть атакована самолетами (возможно ВВС ЧФ), сбросившими 27 бомб - легко повреждены кормовые горизонтальные рули. Наблюдала на месте атаки многочисленные плавающие обломки и брошенную шлюпку. Утром 12 мая не смогла атаковать конвой противника из-за ошибки рулевого - горизонтальщика. В 10.47 произвела торпедную атаку конвоя противника, услышано 2 взрыва - безуспешно атакован венгерский транспорт «Касса». Контратакована германскими большими охотниками, сбросившими на безопасном удалении 24 глубинных бомбы. В ночь на 13 мая не смогла атаковать два конвоя противника из-за невыгодных курсовых углов. 15 мая при возвращении в базу по ошибке атакована самолетом Пе-2, сбросившим 2 бомбы. 16 мая 1944 года прибыла в Очемчири. 20 мая 1944 года перешла в Поти. 25 мая - 10 июня 1944 года прошла доковапие. 9 июня 1944 года перечислена в состав 2-го ДПЛ 1-й БПЛ ЧФ. 1 - 26 июля 1944 года
прошла ДОКование. В 1944 году до окончания боевых действий находилась в текущем ремонте.

В марте 1945 года начала капитальный ремонт. 6 марта 1945 года награждена орденом Красного 3намени. 27 августа 1945 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 16 мая 1949 года переименована в «ПЗС-8».


В середине 50-х годов подводная лодка АГ-21 исключена из списков плавсредств ВМФ СССР, в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

 

ТТД подводной лодки «АГ-21»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 361/440,5 тонн
Размеры: длина - 45,7 метров, ширина - 4,8 метров,
осадка - 2,7 метров
Скорость хода (надводная/подводная): 12,8/7,5 узлов
Глубина погружения: до 50 метров
Дальность плавания: над водой 2700 миль, под водой 100 миль
Силовая установка: дизелей 2x480 л.с., электромоторов 2x240 л.с.
Вооружение: 1 47-мм и 1 37-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет;
с 1916 года: 4 носовых 457-мм торпедных аппарата, 1 47-мморудие;
с 1938 года - 1 45-мм орудие
Экипаж: 32 человека
***

 

 

 

Подводная лодка
«Кит»

11 октября 1911 года подводная лодка зачислена в списки кораблей Черноморского флота. В декабре 1911 года заложена на Невском Заводе в Санкт - Петербурге, позже перевезена для сборки в Николаев. 10 октября 1913 года на стапелях отделения Невского завода в Николаеве состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки. В апреле – мае 1915 года состоялся спуск на воду. В августе 1915 начало сдаточных испытаний в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления в строй испытания проводились по сокращенной программе. 12 - 14 сентября 1915 года подводная лодка перешла из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний. 4 октября 1915 года при переходе к Босфору для несения дозорной службы на подводной лодке (во время испытаний) в штормовую погоду сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, вышли из строя компрессоры, лопнули кронштейны опорных подшипников. Подводная лодка была отправлена вместе с подводной лодкой «Нарвал» на ремонт в Николаев. При разработке механизмов выяснилось, что причиной аварии стало наличие трещин и раковин коленчатого вала, фундамента и станин двигателей. По рекомендации комиссии передаточное устройство носовых двигателей было демонтировано и двигатели соединены с валом посредством фрикционных муфт. На подводной лодке было запрещено пользоваться кормовыми и носовыми двигателями одновременно, предписано ходить в основном под кормовыми, носовыми же только «в случае действительной надобности». 14 октября 1915 года закончила сдаточные испытания, вошла в состав Черноморского флота. 15 октября 1915 года был поднят Военно-морской флаг.

В 1916 - 1917 годах участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 1 буксир и 12 парусных судов. 28 июня 1916 года во время боевого дежурства у Босфора потопила турецкий парусник, шедший из Констанцы в Самсун с грузом керосина. В июле – декабре 1916 года совершила 6 боевых походов. 23 октября 1916 года подводная лодка участвовала в охранении тральщика №-234, осуществлявшего постановку минного заграждения из 220 мин у Босфора. 10 - 13 ноября 1916 года выполняла роль маячного судна при проведении разведочного траления у Варны отрядом в составе эскадренного миноносца «Громкий», заградителей «Ксения» и «Алексей», тральщика «Витязь» под прикрытием крейсера «Память Меркурия». Определившись по подводной лодке, эсминец «Громкий» подводил тральщик к назначенному месту. 13 декабря 1916 года уничтожила небольшой пароход-буксир.


16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

В 1934 году подводная лодка была обнаружена водолазами ЭПРОНа на глубине 59 метров. Работы по подъему подводной лодки велись в течение 1934-1935 годов. При подъеме подводной лодки использовались 200-тонные стальные понтоны, принятые на снабжение ЭПРОНа в 1933 году. После подъема подводная лодка «Кит» была разобрана на металлолом.

 

ТТД подводной лодки «Кит»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 621/994 тонн
Размеры: длина - 70,2 метров, ширина - 6,5 метров, осадка - 3,4 метров
Скорость хода (надводная/подводная): 9,8/6,5узлов
Глубина погружения: 50 метров
Дальность плавания: над водой 3500 миль, под водой 19,5 миль
Силовая установка: 2x490 л.с. + 4x160 л.с.
Вооружение: 8 торпед в решетчатых наружных аппаратах Джевецкого,
4 торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых),
2 75-мм орудия
Экипаж: 47 человек

***
Подводная лодка
(минный заградитель)
«Краб»

Проект подводного минного заградителя был разработан техником путей сообщения М.П. Налетовым. В декабре 1906 года его рассмотрел Морской технический комитет. Налетов учел замечания Морского технического комитета и составил 3 варианта усовершенствованного проекта, одним из которых стал впоследствии проект подводной лодки «Краб».

Окончательную его разработку вели специалисты завода «Наваль». Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

«Краб» был первым в мире подводным минным заградителем. Мины располагались в проницаемой надстройке двумя рядами в коридорах, занимающих примерно 2/3 длины корабля. На боковых стенках каждого коридора имелись направляющие рельсы, а в нижней части проходила конвейерная цепь. В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.


Подводная лодка «Краб» была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. 23 августа 1912 года она была зачислена в списки судов Черноморского флота. В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение. Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в летом 1915 года. Подводная лодка «Краб» вступила в строй 8 июля 1915 года.


В период первой мировой войны «Краб» участвовал в минно-заградительных операциях в проливе Босфор и у порта Варна, нес позиционную и дозорную службы у берегов Крыма.


Первый боевой поход подводный минный заградитель «Краб» совершил 25 июня 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» вышел в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление, но на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья - 1 сентября 1916 года. В сентябре 1916 года «Краб» был поставлен в ремонт с перевооружением в мастерские Севастопольского порта.

29 декабря 1917 года подводная лодка вошла в состав Красного. Черноморского флота. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами (в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв.м в районе рубки и открыт носовой люк) на внешнем рейде Севастополя.


В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». Во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла. «Краб» лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт, и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.


В мае 1935 года начались судоподъемные работы. В силу большой для того времени глубины затопления подъем подводной лодки решили производить этапами, то есть переводя ее постепенно на все меньшую глубину. Задача первого этапа заключалась в извлечении «Краба» из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить подводную лодку на грунт. На втором этапе над подводной лодкой лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма «Краба» еще больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент подводной лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Эта работа была очень трудной, так как вывод всей системы грунтоотсосных труб наверх весьма сложен, а зыбь могла всю эту систему превратить в лом. Кроме того, из-за большой глубины водолазы могли работать на грунте лишь по 30 минут. Неоднократно стенки котлована обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала.


После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули подводную лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября подводную лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, ЭПРОН передали минный заградитель Черноморскому флоту.

Создатель первого в мире подводного минного заградителя М.П.Налетов в это время жил в Ленинграде. Узнав, что его детище – «Краб» - поднят, он составил проект восстановления и модернизации заградителя. Но за эти годы Военно-Морской Флот в своем развитии ушел далеко вперед. В его составе появились десятки новых, совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводные заградители, и надобность в восстановлении «Краба» - подводной лодки уже устаревшей, отпала. Поэтому «Краб» после подъема его у Севастополя сдали на слом.

 

ТТД подводной лодки «Краб»:
Скорость: наибольшая (надводная/подводная) - 10.8/8.3-8.6 узла
экономическая (надводная/подводная) - 8.5/5.5-5.9 узла
Дальность плавания: надводная - 1,200/2,000 миль (10.8/8.5 узловым ходом)
подводная - 82/138 миль (8.2/5.9 узловым ходом)
Запас топлива: 13.5 тонн (керосин)
Время погружения - 7 мин 38 сек
Время всплытия - 4 мин
Запас плавучести - 14 %
Вооружение: 1 47-мм и 1 37-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет
(с 1916 года: 1 75/50 мм орудие, 2х1 7,62-мм пулемета),
2 457-мм торпедных аппаратов (носовые),
4 торпедных аппаратов Джевецкого,
60 мин заграждения, 2 перископа, прожектор диаметром 30 см
Глубина погружения (рабочая): 50 м.
Экипаж: офицеры - 3 человека, кондукторы - 2 человека
нижние чины - 24 человека

***
Подводная лодка
«Лосось»

10 мая 1904 года подводная лодка заложена на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге. 5 июня 1904 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота. В сентябре 1904 года спущена на воду. 1 ноября 1905 года совместно с подводной лодкой «Белуга» и «Пескарь» своим ходом в сопровождении кораблей вышла из Кронштадта в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия оказались тяжелейшими - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 сантиметров. Подводная лодка успешно выдержала этот переход.

19 марта 1906 года отнесена к классу подводных лодок. 25 мая 1906 года вошла в строй. 29 мая 1906 года вошла в состав Учебного Отряда подводного плавания (формирование отряда началось с февраля месяца) с базированием на Либаву. 15 сентября 1906 года подводную лодку посетил Морской министр вице-адмирал А.А. Бирилев. 16 сентября 1906 года маневрировала перед императором Николаем II, наблюдавшим с борта парохода «Транзунд». Не обошлось без небольшого происшествия – подводная лодка по вине командира навалилась на миноносец «Поражающий» и порвала бакштаг перископа. В целом же показательное плавание оказалось успешным.

Осенью 1907 года по железной дороге была переброшена на Черное море, где была зачислена в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота. 24 августа 1909 года во время учебного плавания в подводном положении в прочный корпус стала поступать забортная вода. Подводная лодка погрузилась на глубину 24 метра с большим дифферентом. Откачать поступающую воду и всплыть удалось только при усиленной работе всех насосов.


В 1912 - 1913 годах находилась в капитальном ремонте. В период Первой мировой войны подводная лодка находилась в составе действующего флота, использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву. Подводная лодка находилась в дежурстве, в море выходила по особому приказанию начальника охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры при ее выходе или возвращении в Севастополь.


16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского Флота. С февраля 1918 года находилась в порту на хранении. 1 мая 1918 года захвачена германскими войсками. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

Во время тренировочных спусков водолазы ЭПРОН обнаружили на глубине 57 метров три подводные лодки – «Лосось», «Судак» и «Налим». Подводные лодки были подняты. К тому времени они уже утратили свое боевое значение, ценности не представляли и подъем их был осуществлен с целью тренировки водолазов и испытаний новых типов мягких 40-тонных понтонов, поступивших на снабжение ЭПРОН в 1931 году. В годы Великой Отечественной войны подводная лодка находилась на грунте в Севастопольской бухте.


В 1975 году подводная лодка «Лосось» поднята и сдана Севастопольской базе «Главвторчермета» для разделки на металл.

 

ТТД подводной лодки «Лосось»:
Длина – 19.8 метров, ширина-3.6 метров, осадка-2.9 метров
Водоизмещение: надводное/подводное: 105/124 тонн
Мощность двигателей: надводного/подводного хода 1х160/1х70
Скорость: надводного/подводного хода 8.5/6.0 узлов
Дальность плавания: надводным/подводным ходом 500/30 миль
Глубина погружения: 30 метров
Вооружение: одно 37 мм артиллерийское орудие, 1 торпеда в НТА

***
Подводная лодка
«Налим»

Миноносец (такая классификация подводных лодок Русского Императорского флота была до 11 марта 1906 года) «Налим» был заложен весной 1904 года на Балтийском заводе в Санкт - Петербурге и 17 июля 1904 года зачислен в списки кораблей Сибирской флотилии, спущен на воду 26 августа 1904 года и в период со 2 ноября по 12 декабря 1904 года перевезен по железной дороге из Санкт - Петербурга во Владивосток. В мае 1905 «Налим» был собран и введен в строй 7 мая 1905 года. Несколькими днями позже произошёл взрыв одного из аккумуляторов из-за искрения при смене предохранителя. Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого. В 1906 году «Налим» был переклассифицирован в подводную лодку, прошёл модернизацию - получил среднюю рубку, прибывшую с завода-изготовителя. 20 апреля 1906 года на подводной лодке произошёл взрыв бензиновых паров и пожар, жертв не было. В 1910 - 1914 годах подводная лодка базировалась на Владивосток, в ходе летних кампаний совершала переходы в бухту Разбойник и далее в залив Стрелок. В 1913 году во Владивостоке прошла капитальный ремонт с заменой бензиновых двигателей на 160-сильный дизель. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешла во Владивосток, приняла полные запасы и боеприпасы. В январе 1915 года доставлена по железной дороге из Владивостока в Севастополь и переведена в состав Черноморского флота, в июне 1915 года вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота.

Получила пятиствольное 47-мм зенитное орудие системы Гочкиса, выходила на патрулирование и дозорную службу у берегов Крыма и на подходах к Севастополю. В июне 1915 года совершила две безрезультатные торпедные атаки. В 1916 - 1918 годах использовалась в качестве учебной подводной лодки. 16 декабря 1917 года вошла в состав Красного ЧФ.

В феврале 1918 года выведена из боевого состава, законсервирована, сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, где 1 мая 1918 года, была захвачена германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами, потом передана Белому флоту, предназначалась к утилизации.


26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

Обнаружена ЭПРОН в 1932 году, поднята в целях тренировки водолазов и испытания новых понтонов, отбуксирована в Севастополь на прибрежную отмель. Весной 1933 года подводная лодка «Налим» сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.

 

ТТД подводной лодки «Налим»:
Размерения: длина - 33,5 метров, ширина - 3,35 метра,
осадка - 3,4 метра.
Водоизмещение: надводное/подводное - 140/177 тонн
Мощность двигателей: надводного хода – 1х100 л.с.
подводного хода - 1х100 л.с.
Скорость: надводного/подводного хода - 8,5 / 5,5 узлов
Дальность плавания: надводным/подводным ходом - 700 / 30 миль
Глубина погружения: 50 метров
Вооружение: 47 мм артиллерийское орудие
(установлено в начале мировой войны)
4 торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого

***
Подводная лодка
«Орлан»

2 июля 1915 года подводная лодка зачислена в списки кораблей Черноморского флота. В октябре 1915 года заложена на эллинге отделения Балтийского завода «Наваль» в Николаеве по проекту подводных лодок тип «Барс» для Черного моря. 12 ноября 1916 года спущена на воду. В сентябре 1917 года вступила в строй.

16 декабря 1917 года зачислена в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года после вступления германских частей в Севастополь перешла в боеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования и вскоре под наименованием «US2» включена в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо-французкого командования. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

В 1925 году обнаружена водолазами ЭПРОН, проводившими поиск затопленных боевых кораблей по заявке Военно-Морского флота. Подводная лодка лежала на глубине 31 метр, с креном 67 градусов на левый борт и незначительным дифферентом на корму. Каких-либо серьезных повреждений корпуса выявлено не было. Входные люки на лодке были открыты. 27 июля 1926 года поднята Черноморской партией ЭПРОН. Первоначально подъем подводной лодки намечалось провести способом осушения отсеков и цистерн. Водолазы установили на входные люки специально изготовленные герметичные крышки с вваренными в них штуцерами для присоединения воздушных шлангов. Однако во время пробного продувания, когда крен лодки уменьшился почти на половину, а нос даже несколько приподнялся над грунтом, выяснилось, что в машинном отделении по левому борту имеется большая пробоина.


Размеры ее были таковы, что через пробоину в подводную лодку свободно проходил водолаз. При первоначальном обследовании пробоину нельзя было обнаружить, так как подводная лодка лежала именно на левом борту. По второму варианту решили поднимать подводную лодку с помощью двух 400-тонных понтонов. Глубина затопления подводной лодки - 31 метр не только осложнила работы по промывке туннелей и остропке понтонов, но делала очень опасным всплытие подводной лодки. По обычным правилам непосредственный подъем на поверхность допускался с глубины h < 0,3L, то есть при длине подводной лодки L= 68 метров - с глубины 20-22 метра. ЭПРОН решил пойти на риск и провести подъем с такой глубины в одну ступень. Чтобы при всплытии судоподъемные полотенца не выскользнули из-под корпуса лодки, понтоны прочно принайтовали к боевой рубке «Орлана». Риск оправдался. Дифферент подводной лодки при всплытии достиг аварийного значения - 33 градуса, но все окончилось благополучно. После подъема подводная лодка была отбуксирована в Севастополь и в виду невозможности восстановления сдана Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл.
 

ТТД подводной лодки «Орлан»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 650/785 тонн
Размеры: длина - 68 метров, ширина - 4,48 метров, осадка - 4,12 метров
Скорость хода (надводная/подводная): 16,0/9,0 узлов.
Глубина погружения: до 50 метров
Дальность плавания: над водой 2400 миль, под водой 130 миль.
Силовая установка: дизеля 2x1250 л.с., электромоторы 2x450 л.с.
Вооружение: 2 носовых и 2 кормовых 457-мм торпедных аппарата,
4 457-мм аппаратов Джевецкого, 1 75-мм и 1 57-мм орудия,
1 7,62-мм пулемет.
Экипаж: 33 человек

***
Подводная лодка
«Судак»

Подводная лодка «Судак», шестая в серии подводных лодок тип «Сом построена по инициативе Невского завода. 4 июня 1907 года правление Невского завода обратилось в Морской Технический Комитет с предложением о приобретении этой лодки. По решению Отдела подводного плавания подводную лодку приобрели для флота и по железной дороге отправили в Севастополь, где после проведения сдаточных испытаний зачислили в состав флота под названием «Судак». В 1912-1913 годах прошла капитальный ремонт. В июне 1913 года во время тренировочного плавания подводная лодка села на риф в Казачьей бухте под Севастополем. Была снята с рифа миноносцем и самостоятельно вернулась в Севастополь.

В период Первой мировой войны подводная лодка «Судак» находилась в составе действующего флота и использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву.


16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. В феврале 1918 года выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, в ноябре 1918 года - англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.


Летом 1932 года была подводная лодка «Судак» обнаружена и поднята ЭПРОНом. Не восстанавливалась и была сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.

 

ТТД подводной лодки «Судак»:
Водоизмещение: надводное 110 т, подводное 125 тонн
Длина 20,85 м, ширина 3,66 метров, осадка 2,9 метров
Мощность: мотора 160 л.с., электромотора 70 л.с.
Скорость хода максимальная: надводная 8,5 узлов, подводная 6,0 узлов
Дальность плавания экономическим ходом: над водой 360 миль,
под водой 45 миль;
Глубина погружения: до 30 метров
Вооружение: 1 457-мм торпедный аппарат, 1 37-мм орудие (с 1914 года)
Экипаж: 22 человека.

***
Подводная лодка
«Карп»

 В связи с началом Русско-Японской войны перед Морским техническим комитетом встала задача по максимально быстрому усилению флота в целом, и подводного флота в частности. Наряду с ведущими отечественными разработками велись работы по приобретению иностранных образцов. 24 мая 1904 года с К. Вахтером, представителем фирмы Ф. Круппа, был подписан контракт на строительство трёх подводных лодок тип «Е» для российского флота. В мае – июне 1904 года подводная лодка заложена на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по заказу Морведа России. В августе 1905 года прошла заводские испытания под электромоторами (керосиномоторы на тот момент отсутствовали). 25 июля 1906 года зачислена в списки кораблей ЧФ. В 1906 - 1907 годах прошла зимовку и получила наименование «Карп». В июне 1907 года спущена на воду. В мае – июне 1907 года приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством капитана 1 ранга М.Н.Беклемишева. 1 августа 1907 года ступила в строй, при условии устранения за счет фирмы многочисленных (около 60) замечаний уже в России. 16 - 23 августа 1907 года проводились практические выходы для обучения экипажа подводной одки «Карп» и старших специалистов подводных лодок «Карась» и «Камбала». 19 сентября 1907 года граждане немецкого города Экенферда вручили подводной лодке «Карп» шелковый памятный флаг. В сентябре – октябре 1907 года своим ходом, совместно с другими подводными лодками серии, перешла из Киля в Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводного плавания. 26 апреля 1908 года отправлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь. 4 мая 1908 года прибыла в Севастополь. Входила в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота, использовалась для целей Учебного отряда подводного плавания ЧФ.

1 августа 1908 года собрана, моторы опробованы на зарядку, механизмы готовы к погружению. Летом 1908 года участвовала в маневрах Черноморского флота. В 1908 - 1909 годах совершила походы в Балаклаву и Ялту. 20 мая 1909 года участвовала в учебной торпедной атаке по крейсеру «Память Меркурия», торпеда при ударе о бронированный корпус крейсера утонула. 30 сентября 1909 года вошла в сотав Дивизиона подводных лодок ЧФ. В
1912 - 1913 годах прошла в Севастополе капитальный ремонт с устранением ряда недостатков. В 1913 году совершила походы в Балаклаву и Алупку. В 1914 году в составе Дивизиона вошла в Бригаду подводных лодок Черноморского флота. Участвовала в Первой мировой войне: несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма, на подходах к Севастополю и Констанце). В 1916 году входила в состав 3 Дивизиона Бригады подводных лодок Черноморского флота. 12 (19?) февраля 1917 года выведена из боевого состава. 3 мая 1917 года законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение.

16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 года захвачена в Севастополе англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

В 1925 году подводная лодка «Карп» обнаружена в Северной бухте Севастополя на глубине 17 метров. 26 марта 1926 года поднята Черноморской партией ЭПРОН, отбуксирована в Севастополь и сдана Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл.

 

 ТТД подводной лодки «Карп»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 209/235 тон
Размеры: длина - 39,62 метров, ширина - 3,12 осадка - 2,9 метров
Скорость хода (надводная/подводная): 10,6/8,3 узлов
Глубина погружения: до 30 метро
Дальность плавания: над водой 1250 миль, под водой 80 миль.
Силовая установка: дизеля 2x200 л.с., электромотор 2x180 л.с.
Вооружение: 1 457-мм ТА, 2 457-мм ТА Джевецкого.
Экипаж: 29 человек



Владимир Бойко
ветеран-подводник ВМФ РФ
редактор НВО «Фараватер-submrinеrs»


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 1

0  
excile 21.11.2012 06:01 [Материал]
//
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Впервые осуществлена квантовая телепортация через загруженную линию связи
Так какие именно "частицы" "телепортировали" " учённые"? topzz)
Как люди смогли выжить в ледниковый период при экстремальных условиях
Нет ссылей на первоисточники, на картинках смоделировано то, чего никогда не могло быть. Ледниковые (от Gr70)
Расследован таинственный случай воскрешения звезды
То не воскрешение было, а просто снижение яркости, по космическим причинам, а после снова проявилось (от Gr70)
Арктика оказалась теплее около 100 тысяч лет назад
Мда, как будто хотят спуститься в прошлое, для новых завоеваний. Ну нашли слои вечной мерзлоты, ну п (от Gr70)
Обнаружено "инопланетное растение"
Мало ли какими растениями была заселена Земля в далёком прошлом планеты? Опыты проводились специальн (от Gr70)