В 1907 году была утверждена «малая кораблестроительная
программа», предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для
черноморского флота. Морской Генеральный Штаб разработал требования к
основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года разослал их
заинтересованным отечественным заводам.
На
конкурсе было рассмотрено шестнадцать проектов. Комиссия, составленная
из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам,
представленным Невским и Балтийскими заводами. Невский завод предлагал
строить лодки по проекту фирмы «Holland», Балтийский завод представил
проект И.Г.Бубнова. На предложение представить более подробный проект с
учетом дополнительных требований Невский завод уведомил, что это
возможно для подводной лодки водоизмещением 750/950 тонн при цене 2 250
000 рублей. Будучи заинтересованным, в постройке подводных лодок,
отличных от «русского типа» для выбора «лучшей в дальнейшем
строительстве» подводных лодок, Морской Технический Комитет настоял на
передаче заказа на три подводные лодки Невскому заводу. Правление
Товарищества Невского судостроительного механического завода в
Петербурге 1 марта 1911 года представило два проекта подводных лодок
Голланда: тип 10С водоизмещением 45/613 тонн со скоростью 15/11.5 узлов и
проект, составленный по заказу Морского Технического Комитета,
водоизмещением 850 тонн со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и
расчетов, что не удовлетворяло условиям Комитета. 4 июня 1911 года
Невский завод представил новый проект подводной лодки тип 31А с
приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего
рассмотрения и заказа трех подводных лодок тип «Holland-31» в рамках
программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911 года Морской
Технический Комитет рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить
скорость до 16/11 узлов, при увеличении дальности плавания под водой в
течение двух часов при скорости 11 узлов и еще 40 минут со скоростью 4-5
узлов. Цена за одну подводную лодку была установлена в 1 600 000
рублей. Продолжительность постройки – 28 месяцев (окончательно-24
месяца). 9 июля 1911 года был выдан заказ Невскому заводу на постройку
трех подводных лодок со сроком начала испытаний 9 июля 1913 года.
В ноябре 1911 года на Невском заводе закончили прокатку металла, а в
декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой
167 тонн. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось
установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850
л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу «Сименс и Гальске»,
электрооборудование поставляло Русское общество «Всеобщая компания
электричества» и «Шукерт и Ко», аккумуляторные батареи представляла
фирма «Мэто», компрессоры, воздухоохладители и помпы изготавливались в
США, перископы – в Италии. Строительство велось на Невском заводе в
Санкт-Петербурге, а сборка осуществлялась в г.Николаеве отделением
Невского завода. Подводные лодки получили название «Нарвал», «Кит» и
«Кашалот».
Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN
изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 года, двигатели эти в
Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 года ГУКиС
заключил контракт с американской фиромй «New-London» на поставку
двенадцати дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по четыре на каждую
лодку, которые в январе 1915 года были доставлены на пароходе
Добровольного флота «Тамбов» во Владивосток и затем перевезены в
Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два
дизеля. Комовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые
дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар
шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен
водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало
живучесть.
Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, то есть подводные
лодки были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части
подводной лодки). Прочный корпус был разделен шестью прочными
водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атмосферу. Все
управление подводной лодкой было сосредоточено в третьем отсеке, 6 и 7
отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть
прочного корпуса прикрывала проницаемая надстройка.
Прочная
рубка с ограждением и двумя люками служила также для выхода экипажа.
Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись
самотеком. Цистерны в прочном корпусе продувались сжатым воздухом, из
остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший
главной осушительной магистралью. Но уже во время испытаний выяснилось,
что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь
специальный трубопровод. В Центральном Посту находился автоматический
клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 метров.
От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло
командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас
воздуха был в 3.2 раза больше чем на подводной лодке «Морж». Время
заполнения ЦГБ – 1 минута. Время перехода из позиционного положения в
подводное: 40-50 секунд, то есть подводные лодки тип «Нарвал» - первые
быстропогружающиеся подводные лодки русского флота. Подводные лодки тип
«Нарвал» хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть
прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшая мореходные
качества. Форма корпуса подводной лодки обеспечивала хорошие ходовые
качества. Подводные лодки были снабжены одним надводным и двумя
подводными якорями.
Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы. Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых
торпедных аппарата с запасными торпедами и два спаренных поворотных
торпедных аппарата (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в
России не производились, на подводной лодке «Нарвал» и «Кит» поставили
по восемь торпедных аппаратов системы Джевецкого (но без запасных
торпед), а на подводной лодке «Кашалот» - четыре торпедных аппарата
системы Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами. Установлено
было артиллерийское вооружение.
Самым ненадежным элементом подводных лодок тип «Нарвал» были нештатные
двигатели фирмы «New-London», которые оказались слишком «малосильными и
легкими, со слабым коленчатым валом», что приводило к частым поломкам.
Во избежание поломок двигателей или резкого сокращения было принято
решение о запрещении на подводных лодках «Кит» и «Кашалот» пользоваться
одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подводной лодке
«Нарвал», где механическая передача была заменена на электрическую, на
практике также пользовались при больших переходах только одной парой
двигателей.
Это
привело к снижению скорости хода до 6.6 узлов, хотя при этом дальность
плавания на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» возросла до 3 500 миль, а
на подводной лодке «Кашалот», где был предусмотрен запас смазочного
масла, до 4 800 миль. Время зарядки АБ – 20 часов вместо 12 по проекту. В
целом постройка подводных лодок тип «Нарвал» стала важной вехой в
развитии подводного кораблестроения в России. 11 октября 1911 года подводная лодка «Нарвал» была зачислена в списки
кораблей Черноморского флота. В декабре 1911 года «Нарвал» заложили на
Невском Заводе в Санкт-Петербурге, позже перевезли для сборки в
Николаев. 10 октября 1913 года на стапелях отделения Невского завода в
Николаеве состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки
подводной лодки. 11 апреля 1915 года спущена на воду.
20 июня 1915 года «Нарвал» начал сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду
военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй
испытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытаниях
двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в
конструкциях фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового
дизеля на передний ход. После неоднократных испытаний муфт комиссия
пришла к выводу, что «муфты ненадежны и даже опасны». 18 - 19 июля 1915
года перешла из Николаева в Севастополь, где испытания были продолжены.
23
августа 1915 года вступила в строй. 25 октября 1915 года при переходе
морем на подводной лодке сломался коленчатый вал правого кормового
двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Подводную лодку
пришлось отправить в Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили
трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По
рекомендации комиссии на подводной лодке носовые двигатели соединили с
динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодок типа «АГ».
Находилась в составе 2-го Дивизиона подводных лодок Черноморского флота.
В 1916 - 1917 годах участвовала в Первой мировой войне: поисковые
действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии,
производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота.
Уничтожила три парохода и девять парусно-моторных и парусных судов. В
июле – декабре 1916 года совершила три Боевых похода. 16 октября 1916
года во время блокадного дозора у Босфора в районе маяка Кефкен
встретила турецкий вооруженный транспорт «Kesan» водоизмещением около 4
000 тонн, заставила его выброситься на берег, а затем взорвала его
четырьмя торпедами. 17 октября 1917 года взорвала торпедой турецкий
пароход «Irmingard», подорвавшийся 4 октября на русских минах и
выбросившийся на берег в районе мыса Кара-Бурна Азиатского. 19 января
1917 года захватила буксирный пароход водоизмещением 300 тонн и восемь
парусных шхун. Потопив пароход и семь шхун, подводная лодка пыталась
довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе к Херсонесскому маяку в
свежую погоду, буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула. 12
июня 1917 года захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду
невозможности отвести приз в Севастополь, сняла мотор и часть груза, а
шхуну потопила.
16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая
1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918
года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя
германскими частями, перешла под контроль союзного англо - французского
командования. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской
Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена
буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде
Севастополя.
|