Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя. Часть 3.
20.11.2012

Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя. Часть 3.

Оценка: 5.0    6596 4 Тайны истории
21:31

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования одиннадцать русских подводных лодок «Гагара», «Орлан», «Скат», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Налим» были выведены буксирами из порта и затоплены подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. В разные годы шесть из одиннадцати подводных лодок были подняты на поверхность, но пять подводных лодок по-прежнему лежат на дне: «Гагара», «Карась», «Кашалот», «Нарвал», «Скат».

В истории подводного флота эти лодки сыграли значимую роль - они были первыми подводными лодками, построенными в Отечестве и им принадлежат многие победы на море в Первой Мировой Войне.

По прошествии многих лет история забывается, но в наших силах восстановить в памяти потомков время, когда люди гордились победами своей страны.


Подводная лодка
«Нарвал»

В 1907 году была утверждена «малая кораблестроительная программа», предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для черноморского флота. Морской Генеральный Штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года разослал их заинтересованным отечественным заводам.

На конкурсе было рассмотрено шестнадцать проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийскими заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы «Holland», Балтийский завод представил проект И.Г.Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований Невский завод уведомил, что это возможно для подводной лодки водоизмещением 750/950 тонн при цене 2 250 000 рублей. Будучи заинтересованным, в постройке подводных лодок, отличных от «русского типа» для выбора «лучшей в дальнейшем строительстве» подводных лодок, Морской Технический Комитет настоял на передаче заказа на три подводные лодки Невскому заводу. Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 года представило два проекта подводных лодок Голланда: тип 10С водоизмещением 45/613 тонн со скоростью 15/11.5 узлов и проект, составленный по заказу Морского Технического Комитета, водоизмещением 850 тонн со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям Комитета. 4 июня 1911 года Невский завод представил новый проект подводной лодки тип 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа трех подводных лодок тип «Holland-31» в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911 года Морской Технический Комитет рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов, при увеличении дальности плавания под водой в течение двух часов при скорости 11 узлов и еще 40 минут со скоростью 4-5 узлов. Цена за одну подводную лодку была установлена в 1 600 000 рублей. Продолжительность постройки – 28 месяцев (окончательно-24 месяца). 9 июля 1911 года был выдан заказ Невскому заводу на постройку трех подводных лодок со сроком начала испытаний 9 июля 1913 года.

В ноябре 1911 года на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 тонн. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу «Сименс и Гальске», электрооборудование поставляло Русское общество «Всеобщая компания электричества» и «Шукерт и Ко», аккумуляторные батареи представляла фирма «Мэто», компрессоры, воздухоохладители и помпы изготавливались в США, перископы – в Италии. Строительство велось на Невском заводе в Санкт-Петербурге, а сборка осуществлялась в г.Николаеве отделением Невского завода. Подводные лодки получили название «Нарвал», «Кит» и «Кашалот».


Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 года, двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 года ГУКиС заключил контракт с американской фиромй «New-London» на поставку двенадцати дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по четыре на каждую лодку, которые в январе 1915 года были доставлены на пароходе Добровольного флота «Тамбов» во Владивосток и затем перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Комовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть.


Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, то есть подводные лодки были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части подводной лодки). Прочный корпус был разделен шестью прочными водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атмосферу. Все управление подводной лодкой было сосредоточено в третьем отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала проницаемая надстройка.


Прочная рубка с ограждением и двумя люками служила также для выхода экипажа. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в прочном корпусе продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной магистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В Центральном Посту находился автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 метров. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3.2 раза больше чем на подводной лодке «Морж». Время заполнения ЦГБ – 1 минута. Время перехода из позиционного положения в подводное: 40-50 секунд, то есть подводные лодки тип «Нарвал» - первые быстропогружающиеся подводные лодки русского флота. Подводные лодки тип «Нарвал» хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса подводной лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Подводные лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.

Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы.

Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых торпедных аппарата с запасными торпедами и два спаренных поворотных торпедных аппарата (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на подводной лодке «Нарвал» и «Кит» поставили по восемь торпедных аппаратов системы Джевецкого (но без запасных торпед), а на подводной лодке «Кашалот» - четыре торпедных аппарата системы Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами. Установлено было артиллерийское вооружение.

Самым ненадежным элементом подводных лодок тип «Нарвал» были нештатные двигатели фирмы «New-London», которые оказались слишком «малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом», что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках «Кит» и «Кашалот» пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подводной лодке «Нарвал», где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей.


Это привело к снижению скорости хода до 6.6 узлов, хотя при этом дальность плавания на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» возросла до 3 500 миль, а на подводной лодке «Кашалот», где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4 800 миль. Время зарядки АБ – 20 часов вместо 12 по проекту. В целом постройка подводных лодок тип «Нарвал» стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.
11 октября 1911 года подводная лодка «Нарвал» была зачислена в списки кораблей Черноморского флота. В декабре 1911 года «Нарвал» заложили на Невском Заводе в Санкт-Петербурге, позже перевезли для сборки в Николаев. 10 октября 1913 года на стапелях отделения Невского завода в Николаеве состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки подводной лодки. 11 апреля 1915 года спущена на воду.

20 июня 1915 года «Нарвал» начал сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытаниях двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на передний ход. После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что «муфты ненадежны и даже опасны». 18 - 19 июля 1915 года перешла из Николаева в Севастополь, где испытания были продолжены.


23 августа 1915 года вступила в строй. 25 октября 1915 года при переходе морем на подводной лодке сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Подводную лодку пришлось отправить в Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По рекомендации комиссии на подводной лодке носовые двигатели соединили с динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодок типа «АГ». Находилась в составе 2-го Дивизиона подводных лодок Черноморского флота. В 1916 - 1917 годах участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила три парохода и девять парусно-моторных и парусных судов. В июле – декабре 1916 года совершила три Боевых похода. 16 октября 1916 года во время блокадного дозора у Босфора в районе маяка Кефкен встретила турецкий вооруженный транспорт «Kesan» водоизмещением около 4 000 тонн, заставила его выброситься на берег, а затем взорвала его четырьмя торпедами. 17 октября 1917 года взорвала торпедой турецкий пароход «Irmingard», подорвавшийся 4 октября на русских минах и выбросившийся на берег в районе мыса Кара-Бурна Азиатского. 19 января 1917 года захватила буксирный пароход водоизмещением 300 тонн и восемь парусных шхун. Потопив пароход и семь шхун, подводная лодка пыталась довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе к Херсонесскому маяку в свежую погоду, буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула. 12 июня 1917 года захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности отвести приз в Севастополь, сняла мотор и часть груза, а шхуну потопила.

16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо - французского командования. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.


 

Тактико-Технические Данные
подводной лодки
«Нарвал»
Водоизмещение: (надводное/подводное) 620/912 тонн
Размерения: 70,2 х 6,5 х 3,5 метров
Дизели: 4х160 л.с.
Электромоторы: 2х245 л.с.
Скорость: (надводная/подводная) 13/11,5 узлов
Дальность плавания: 3 000 миль
Вооружение: восемь 456-мм торпедных аппаратов,
одно орудие 75-мм, одно орудие 57-мм
Экипаж 41 человек
 

В 1980 году на рейде Севастополя была обнаружена подводная лодка (44°38'N; 33°25'E, глубина 78 метров, возвышение над грунтом шесть метров), которая была обследована с борта подводной лаборатории «Бентос-300». В 1992 году с борта подводного аппарата «Риф» была произведена кинофотосъемка.

Подводная лодка лежит с креном 10-15 градусов на левый борт и дифферентом на корму 25 градусов. Верхняя палуба в районе носовой части разрушена. В кормовой части, на палубе находится сооружение схожее с торпедным аппаратом. Подводная лодка принадлежит к типу «Нарвал» по следующим причинам: 1.Отсутствие палубного артиллерийского вооружения подтверждает, что подводная лодка затонула не в бою. 2. Отсутствуют торпедные аппараты Джевецкого - их заварили в 1916 году, что бы не мешали. 3. На лодках типа «Нарвал» в кормовой части, и в носовой были установлены палубные трубчатые торпедные аппараты. Возможно, данная подводная лодка является подводной лодкой «Нарвал» или «Кашалот».

 


Подводная лодка
«Скат»

Удачные испытания подводной лодки «Дельфин» доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г.Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке «подводного миноносца №-140». 1 сентября 1903 года управляющий Морским министерством разрешил разработку чертежей подводной лодки, 20 декабря 1903 года Морской Технический Комитет одобрил проект.

2 января 1904 года Балтийскому заводу был выдан наряд на строительство подводной лодки «Касатка» по этому проекту. 24 февраля 1904 года – наряд на строительство еще четырех подводных лодок этого типа («Скат», «Налим», Макрель» и «Окунь») и 26 марта того же года – на шестую подводную лодку («Кета», впоследствии «Фельдмаршал граф Шереметьев») на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Большая часть средств, потраченных на постройку шестой подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев», была пожертвована семьей Шереметевых, желавшей таким образом увековечить память своего знаменитого предка, выдающегося соратника Петра I.

Проектом И.Г.Бубнова и М.Н.Беклемишева предполагалось удлинение подводной лодки по сравнению с подводной лодкой «Дельфин», придание подводной лодке лучших мореходных качеств путем развития надводной надстройки, большая часть которой выполнялась проницаемой для воды (ажурной, как тогда говорили), чтобы не иметь излишней плавучести. Нос миноносца приспосабливался для тарана легких неброненосных судов, что было навеяно тактическими соображениями XIX века. Вооружение миноносца должно было состоять из четырех мин (торпед) последнего образца, размещавшихся в наружных аппаратах системы Джевецкого, расположенных в надстройке.


Подводная лодка предполагалась трехвальной – боковые винты для бензиновых моторов и средний для электрического двигателя, причем все моторы действовали непосредственно на винты без всяких передач. Электродвигатель и аккумуляторы должны были быть такие же, как на подводной лодке «Дельфин». Балластные цистерны размещались в оконечностях подводной лодки, носовая оконечность называлась «черной», кормовая – «красной». Вода в цистерны накачивалась и откачивалась помпами, кроме того, балластные цистерны можно было продувать сжатым воздухом. Внутри корпуса размещалась средняя (отрывная) цистерна, заполнявшаяся водой через кингстон и продувавшаяся воздухом. Носовая дифферентная («белая») цистерна и кормовая («Синяя») размещались внутри прочного корпуса. Перископы размещались в носовой и средней рубках, причем перископ в средней рубке был оснащен дальномером. Корпус в средней части обшивался деревом и покрывался оцинкованным железом. ЦГБ должны были заполниться и осушаться помпами. Предусматривалась и продувка сжатым воздухом.


В результате строительства на подводных лодка тип «Касатка» (за исключением подводной лодки «Макрель») были установлены два бензиновых мотора системы «Панар», приводящих в действие две динамо-машины. Движение подводных лодок в надводном и подводном положении осуществлялось одним и тем же электродвигателем, получавшем в надводном положении питание от динамо-машин, в подводном - от аккумуляторов. Бортовые дейдвудные трубы были заглушены, подводные лодки тип «Касатка» из трехвальных превратились в одновальные (за исключением подводной лодки «Макрель», которая до 1911 года была трехвальной).

После окончания русско-японской войны на всех подводных лодках отправленных на дальний Восток (кроме подводных лодок «Макрель» и «Окунь») были установлены средние рубки-мостики, при этом носовая рубка и рубка-поплавок в корме были демонтированы.


В период модернизации подводных лодок было произведено много переделок и усовершенствований, в результате которых подводные лодки все же оказались перегруженными, и на них стало трудно плавать. После модернизации остойчивость подводных лодок настолько понизилась, что пришлось установить добавочные кили весом по четыре тонны, но и после этого метацентрическая высота не превышала 12 сантиметров. Опыт плавания подводных лодок показал, что запаса смазочного масла хватало лишь на половину запаса топлива. В результате при больших переходах надводным кораблям приходилось брать подводные лодки на буксир. Подводные лодки «Налим» и «Скат» с началом первой мировой войны были довооружены одним 47-мм орудием. На подводных лодка «Касатка» и «Кета» было установлено по одному пулемету.


Подводные лодки тип «Касатка» участвовали в войне с Японией, Первой мировой войне и в Гражданской войне, активно использовались для патрулирования и в качестве учебных. Уцелевшие после первой мировой и Гражданской войн, подводные лодки этой серии были сданы на слом в середине 20-х годов.


В марте 1904 года подводная лодка «Скат» была заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, как подводный миноносец. 31 мая 1904 года высочайшим Указом присвоено наименование «Скат». 5 июня 1904 года зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии. 21 августа 1904 года спущена на воду. 6 октября 1904 года несмотря на то, что штатные аккумуляторы были уже отправлены во Владивосток, на подводной лодке начались испытания с выполнением пробного погружения. 27 октября 1904 года погружена на транспортеры. 2 ноября 1904 года отправлена по железной дороге во Владивосток. 13 декабря 1904 года эшелон благополучно прибыл во Владивосток, где в ожидании навигации подводная лодка поднята на берег.


1 января 1905 года подводная лодка «Скат» зачислена во вновь сформированный отдельный отряд миноносцев крейсерного отряда Тихого океана с базированием на мыс Эгершельд. 29 марта 1905 года на подводной лодке закончены монтажные работы. В марте 1905 года спущена на воду, вошла в кампанию, на подводной лодке продолжены испытания. 3 апреля 1905 года «Скат» совершила первый выход в море с учебными целями.13 июня 1905 года на подводной лодке начаты упражнения по торпедной стрельбе, в результате чего всего выпущено 10 мин, из них 6 удачно, 3 мины пошли по кривой, а одна - затонула. С октября 1905 года по февраль 1906 года провела зимовку в порту Владивостока. 6 марта (19 марта по новому стилю) 1906 года высочайшим Указом подводная лодка «Скат» перечислена в разряд подводных лодок. В 1906 году на Механическом заводе во Владивостоке выполнен ремонт и работы по модернизации подводной лодки: установлена усовершенствованная средняя рубка с командным мостиком, изготовленная на Балтийским заводе. С октября 1906 года по февраль 1907 года провела зимовку в порту Владивостока. С 1907 года по зиму 1908 год очередная зимовка в порту Владивостока. С 1908 года по зиму 1909 год зимовка в порту Владивостока. 2 декабря 1909 года поднята в плавучем ДОКе для зимовки в порту Владивостока. С 1910 год по зиму 1911 года провела зимовку в порту Владивостока, где командиром подводной лодки «Скат» Н.Гудимом и заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Б.Сальяром было изобретено устройство работы дизеля под водой (на 34 года раньше Германии). Одно из первых устройств изготовили в мастерской «Ксении» и установили на «Скате», испытав его 19 октября. Документ ЦГА ВМФ, свидетельствует о бесспорном приоритете России в важнейшем деле:

«14 января 1915 года Секретно
Флаг-капитану оперативной части штаба Командующего Черноморским флотом.
Рассмотрев чертежи устройства труб вентиляторной и отработанных газов для лодок типа «Касатка» Сибирской флотилии, составленные инженером-механиком 2-го дивизиона старшим лейтенантом Сальяром, нахожу, что устройство это вполне обеспечивает плавание лодки в позиционном и погруженном положении под дизель-мотором. Поэтому прошу разрешения немедленно приступить к изготовлению этого устройства средствами мастерских транспорта «Кронштадту, после чего установить это устройство на лодках «Налим» и «Скат»... Что же касается лодок строящихся типа «Кит» и «Нерпа», то для них... чертежи упомянутого устройства должны быть выработаны Главным управлением кораблестроения. По имеемым сведениям чертежи также еще не выработаны, так как встретились некоторые технические затруднения. Ныне в проекте старшего лейтенанта Сальяра все затруднения разрешены благополучно, почему прошу распоряжения о выработке Главным управлением чертежей на основе идеи старшего лейтенанта Сальяра и о заказе на изготовление устройства.
Флаг-офицер»

С 1911 года по зиму 1912 года провела зимовку в порту Владивостока. В 1913 году в ходе зимовки на Механическом заводе во Владивостоке выполнен капитальный ремонт. С 1913 года по зиму 1914 года зимовка в порту Владивостока. С 1914 года по зиму 1915 года подготовлена к транспортировке и доставлена в Севастополь по железной дороге. В январе 1915 года перечислена в состав Черноморского флота. В 1915 году вошла в кампанию и приняла участие в боевых действиях на Черном море: несла дозорную службу у берегов Крыма, для усиления вооружения на подводной лодке был установлено 47-мм орудие.

16 декабря 1917 года зачислена в состав Красного Черноморского флота. В феврале 1918 года выведена из действующего состава, законсервирована и сдана Севастопольскому военному порту на хранение. 1 мая 1918 года после вступления германских частей в Севастополь перешла в небоеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования. 24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо-французкого командования.

16 апреля 1918 года в ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата подводной лодки частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими 11 подводными лодками поставлена на одну бочку. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками, перешла под их контроль. В ноябре 1918 года была передана союзниками представителям Белого движения, находилась в резерве.


26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

 

Тактико-Технические Данные
подводной лодки
«Скат»
Длина - 33,5метров Ширина- 3,35метров Осадка - 3,4метров
Водоизмещение (надводное/подводное) - 140 / 177 тонн
Мощность двигателей надводного/подводного хода - 1х100 / 1х100 л.с.
Скорость надводного/подводного хода, узл. - 8,5 / 5,5
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль - 700 / 30
Глубина погружения, м – 50
Вооружение: одно 47-мм орудие (установлено в начале мировой войны),
- четыре наружных решетчатых торпедных
аппарата Джевецкого
 

В 2008 году после технических погружений на Севастопольском рейде, было обнаружено несколько подводных лодок, лежащих на грунте. Погружения весной 2009 года напомнили о незаконченной идентификации одной из подводных лодок. Подводная лодка привлекала своим внешним видом и пропорциями корпуса. Подводная лодка стоит на ровном киле, корпус замыт в грунт и выступает над дном на высоту менее метра. При взгляде на подводную лодку сверху привлекали необычные очертания палубы в кормовой и носовой оконечностях. Узкий и изящный корпус в районе рубки переходил в плоские, каплевидные очертания носа и кормы. Дополнительную красоту придавал небольшой штурвал снаружи рубки. Всевозможные люки и отверстия виднелись на всём протяжении легкого корпуса. Высоко над рубкой поднималась труба перископа или шнорхеля. Рубка была затянута сетями тралов, корпус подводной лодки сильно оброс.

Длина подводной лодки около 40 метров, характерные очертания легкого корпуса, центральная рубка – всё говорило, что это подводная лодка «Карась». Крупный план рубки на сохранившейся фотографии молебна на подводной лодке «Карась» напоминал очертания, встреченные под водой. Оставалось расчистить рубку от сетей и наносов грунта, сфотографировать и готовить заявление об идентификации. Удалось полностью срезать трал, и при помощи буксировщика размыть одну из сторон рубки. Расположение штурвала было немного другое, чем на сохранившейся фотографии и не очень скруглённые очертания рубки. По сравнению с рубкой на фото, рубка была более угловатой. Не совпадали размеры видимой части корпуса. После снятия сетей, люк на рубке открылся достаточно легко. Под ним находилась центральная шахта диаметром в полметра и скобами трапа. Ниже был виден центральный отсек и большого диаметра штурвал.

Необходимо было расчистить носовую часть, где согласно старым фотографиям должны быть выпуклые бронзовые буквы. Эту работу удалось выполнить только в конце сентября 2009 года. На правой части корпуса некоторые буквы не сохранились. Но на левом борту в свете мощного фонаря, сквозь муть и взвесь снятых отложений отчетливо проступили буквы старой кириллицы – «Скат».


Владимир Бойко
ветеран-подводник ВМФ РФ
редактор НВО «Фараватер-submrinеrs»


 
Источник:  http://sevastopol.su


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 4

0  
zvezdochet70 21.11.2012 01:39 [Материал]
Бякин- тринадцать подводных лодок- это не весь флот. А одна из тринадцати еще и поработала на славу России дот 1945!

В чем подвох? Новое время? Нет подвоха.

История Российского флота продолжается!
0  
бякин 21.11.2012 01:36 [Материал]
Для того и был совершен переворот в 17-ом, чтобы уничтожить русскую армию и флот, и весь народ в придачу. Что этим тварям удалось - судите сами.
0  
Aikwex 20.11.2012 23:37 [Материал]
Отличная статья! А я раньше и не знал, что у нас те годы подводные лодки уже были.
0  
SEVSTAR28 20.11.2012 22:06 [Материал]
У нас в городе сорок бухт и сколько там всего похоронено !!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Впервые осуществлена квантовая телепортация через загруженную линию связи
Так какие именно "частицы" "телепортировали" " учённые"? topzz)
Как люди смогли выжить в ледниковый период при экстремальных условиях
Нет ссылей на первоисточники, на картинках смоделировано то, чего никогда не могло быть. Ледниковые (от Gr70)
Расследован таинственный случай воскрешения звезды
То не воскрешение было, а просто снижение яркости, по космическим причинам, а после снова проявилось (от Gr70)
Арктика оказалась теплее около 100 тысяч лет назад
Мда, как будто хотят спуститься в прошлое, для новых завоеваний. Ну нашли слои вечной мерзлоты, ну п (от Gr70)
Обнаружено "инопланетное растение"
Мало ли какими растениями была заселена Земля в далёком прошлом планеты? Опыты проводились специальн (от Gr70)