/ Новости сайта / Космос / Туманность Ориона: всё не так, как казалось
27.11.2012

Туманность Ориона: всё не так, как казалось

Туманность, находящаяся примерно в 1 300 световых годах от Земли, имеет около 33 световых лет в поперечнике. По крайней мере таким до недавнего времени был консенсус научного сообщества на эту тему. Теперь, похоже, всё изменится.

Одно из самых ярких явлений на ночном небе — туманность Ориона — давно изучается и, казалось бы, должно быть известно астрономам вдоль и поперёк. Именно её часто рассматривают как «образцово-показательный» район рождения новых звёзд, своего рода золотой стандарт диффузной туманности. Именно на ней выводили «стандартные» соотношения для распределения карликовых звёзд и коричневых карликов, их сравнительный возраст и пространственное распределение в туманности…

Туманность Ориона оказалась сложносоставной группой отдельных скоплений. (Иллюстрация CFHT, Coelum / J.-C. Cuillandre & G. Anselmi.)

Реальность, как оказалось, несколько сложнее. Недавние наблюдения туманности при помощи Телескопа «Канада — Франция — Гавайи» показали, что NGC 1980 — это отдельное скопление, находящееся не в туманности Ориона, а на некотором удалении, между самой туманностью и Землёй. Причём скопление весьма массивное, а составляющие его звёзды — несколько старше, чем сама туманность. Центром NGC 1980 является звезда Наир Аль Саиф (Йота Ориона) — горячий голубой гигант спектрального класса O9VIII с температурой поверхности в 31 500 K, что впятеро горячее Солнца. Это самая яркая звезда своей системы, состоящей сразу из четырёх светил.

Что означает открытие самостоятельности NGC 1980? Сразу две вещи. Во-первых, это скопление, более массивное, чем считалось, является старшим братом Трапеции Ориона. Во-вторых, то, что астрономы столь долго называли «туманностью Ориона», строго говоря, не туманность, а скорее два вышеупомянутых скопления. Открытие, таким образом, «закрывает» туманность как самостоятельное явление. Кроме того, оно требует пересмотра расстояний от нас до известнейших звёзд туманности Ориона, многие из которых использовались как маяки, то есть могли послужить причиной неправильного определения расстояний и до других звёздных групп.

Центры двух скоплений, Трапеции Ориона и NGC 1980 (Наир Аль Саиф) (иллюстрация J. Alves & H. Bouy).

«Для меня самая интригующая часть — это то, что старший брат, скопление Йота Ориона, так близок к более молодому скоплению, всё ещё формирующему звёзды внутри туманности Ориона, — говорит ведущий автор работы Жуан Алвес из Венского университета (Австрия). — Трудно понять, как новые наблюдения могут быть соотнесены с любой существующей теоретической моделью формирования скопления. Восхитительно видеть, что мы, возможно, упустили что-то фундаментальное. Скопления, по всей видимости, представляют собой наиболее распространённый формат звездообразования во Вселенной, но мы всё ещё далеки от понимания того, почему это так».

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Astronomy & Astrophysics, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам группы Телескопа «Канада — Франция — Гавайи».

spheroid 27.11.2012 18:38 [Материал]

.Вот собственно коммуникации Ориона.

остр 27.11.2012 19:12 [Материал]
spheroid, а как на счёт твоей расшифровки этой последовательности?
spheroid 27.11.2012 19:33 [Материал]
остр 27.11.2012 20:42 [Материал]
Понятно...
Просто сначала подумал, что это некая логическая цепочка со скрытым смыслом.
fukusima 27.11.2012 18:24 [Материал]
Орион это НАШ будущий дом через 52000 лет. cool
TANAIS 27.11.2012 16:23 [Материал]
Все эти путешествия по космосу нам вскоре опять будут доступны, когда каждый из нас вернётся вновь туда - ДОМОЙ. А пока ... учимся ЖИЗНИ.
Ася 27.11.2012 13:49 [Материал]
Говорят, что наши предки путешествовали - ходили за тридевять земель, тобишь в космос.
Ludovit 27.11.2012 13:48 [Материал]
"в африке папуасы про орион больше нас знают! "

Есть Туманность Ориона, а есть созвездие Ориона...
laborant7 27.11.2012 13:05 [Материал]
Очень красиво, невероятно и неизвестно. Наша Земля - это огромный неизведанный для большинства мир - океана, пещеры, леса, пустыни, горы. А тут Туманность Ориона ! Скольо ж там всего интересного и неизвестного и живого наверняка там много. Интересно, сколько надо жить, чтобы иметь возможность попутешествовать по космосу. При наших возможностях - это можно сделать только на страницах фантастических книг smile
veyron 27.11.2012 09:48 [Материал]
:рождения новых звёзд....: цивилизаций?
в африке папуасы про орион больше нас знают! а уж постройки всяко не их.
местные с ориона напомнят, если что...