Китай выигрывает у США битву за мировые рынки
Это самый крутой сдвиг в соотношении сил в мире после Второй мировой войны. В результате меняются и мировые товарные потоки, и приоритеты бизнеса – от Африки и Австралии до США. Свой рывок на глобальный рынок Китай начал в 90-е годы прошлого столетия с экспорта дешевых маек и игрушек. А сегодня импорт Китаем нефти и другого сырья стал основой бума в добывающих отраслях Азии, Африки и Латинской Америки.
Китайский "большой скачок" на рынок стали оказался настолько стремительным, что теперь его заводы потребляют половину мировой добычи железной руды. И в то же время он стал крупнейшим экспортером стали. Китай перетянул на свою сторону в споре с США Замбию и Чили – крупнейших производителей меди, и Австралию – ведущего экспортера угля и железной руды. Китай обошел США и на рынках Южной Кореи и Малайзии, превратившись в главного заказчика компонентов для высокотехнологичных производств. А электронные гиганты - Samsung, Nokia и даже американская Apple перенесли сборочное производство в Китай.
Конкурентное преимущество Китая – низкая цена рабочей силы и других компонентов стоимости товара. Однако, как считает директор Института глобализации Михаил Делягин, "сланцевая революция" в США начинает лишать Китай его конкурентных преимуществ:
"Удешевление энергии привело к тому, что у американцев восстановилась конкурентоспособность. У них даже началась реиндустриализация. То есть возврат предприятий промышленности на территорию США, которые раньше были выведены из страны. В этой ситуации китайская конкуренция является менее страшной и менее фатальной для американцев, чем раньше. Американцы получили преимущество в себестоимости энергии, а это потянет за собой вниз и цену на конечный товар".
Эксперты уверены – нефть и газ будут главным оружием Китая и США в борьбе за рынки в ближайшие годы. Многие из них полагают - "арабские революции", политические перемены в Африке спровоцированы и поддержаны США для того, чтобы лишить Китай источников нефти. Прежде всего, из Ливии и Судана. Напряженность вокруг Ирана и в Персидском заливе также подчинена этой цели. Да и стратегия возвращения США в АТР построена на том, чтобы разместить ударные военно-морские силы на главных путях транспортировки Китаем нефти из Венесуэлы, Нигерии, Судана, Ближнего Востока.
Между тем в борьбе Китая и США за глобальные рынки победителем окажется тот, кто выиграет "валютную войну", считает политолог Михаил Хазин:
"Скорее всего, мир распадется на валютные зоны. Победа или поражение будет определяться только одним – у кого эта зона будет больше – у США или Китая. На этот вопрос пока ответ дать нельзя. Эта схватка за мировые рынки из плоскости борьбы на одних и тех же рынках, перейдет в другую плоскость - валютную. Именно это будет самое интересное в мировой геополитике и экономике в ближайшие 3-5 лет".
Именно в этот период китайский дракон собирается совершить прыжок со второй на первую ступеньку мировой экономики. США – тигр, теряющий силу, - пока отступает. Но есть все признаки того, что даже с подбитой лапой он может больно прикусить драконий хвост.