Вход / Регистрация
24.11.2024, 03:19
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Молодые философы так увлеклись изучением смеха, что даже придумали новую научную дисциплину – гелалогию.
Молодые философы так увлеклись изучением смеха, что даже придумали новую научную дисциплину – гелалогию.
Наука традиционно воспринимается как нечто серьезное и строгое, где место шуткам есть разве что в рамках Шнобелевской премииили
ироничных сборников «Физики шутят».
Тем более сложно заподозрить в особенной смешливости философов. Однако, разрушая все стереотипы, именно философский факультет СПбГУ стал колыбелью новой научной дисциплины, а название «гелалогия» предложил еще 10 лет назад кандидат философских наук, старший преподаватель факультета Сергей Троицкий. «Отец-основатель» новой научной дисциплины на прошедшем в Санкт-Петербургском региональном пресс-центре агентства «РИА Новости» заседании клуба ученых и журналистов «Матрица науки» рассказал о прошедшей недавно на факультете международной научной конференции для студентов и молодых ученых «Перспективы гелологии» (науки о смехе). Это была уже вторая научная встреча исследователей гелологии, прошедшая в Петербургском университете. В прошлом году в СПбГУ состоялась конференция «Теоретическое исследование смеха в России и перспективы гелологии», которую решено было проводить раз в два года. В этом году результаты своей работы смогли представить начинающие гелологи.
Согласно «Новой философской энциклопедии», смех – это «культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к обнаружению комических ситуаций, содержащихся в жизни и искусстве». Он представляет собой сплав эмоциональных и рациональных моментов, в котором аналитическая работа ума приобретает вид особой радостной эмоции, выражающей специфическое удовлетворение по поводу разрешения противоречия, казавшегося на первый взгляд неразрешимым. Смех – двойствен. Однако обе его формы – низшая и высшая – произрастают из одного и того же корня, сохраняя при этом единство внешнего мимического выражения: это «витальный смех», или «смех тела», выражающий радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося тела, и – «смех ума», т.е. собственно человеческий или «комический» смех.
Философы очень давно обратили внимание на смех и до сих пор пытаются понять, что же заставляет человека смеяться. Аристотель рассматривал его как сущностную черту человека. Платон смех ненавидел, Фридрих Ницше считал смех силой, способной дать человеку свободу. «Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества. Обнажение уравнивает всех людей»,– писал Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей работе «Смех как мировоззрение».
Философы и примкнувшие к ним гуманитарии рассматривают «смех ума», в то время как «смех тела» – предмет изучения гелатологии, где главными специалистами стали физиологи, психологи и врачи.
«Смех – явление на грани биологии и культуры. Именно благодаря своей включенности в культуру он вызывает столь большой интерес. Однако найти его истоки, а, следовательно, и понять его исходную функцию можно лишь в докультурном (биологическом) прошлом» написал в своей книге «Человек и смех» антрополог Александр Козинцев.
«Иногда говорят, что смешная мысль щекочет воображение; это так называемое щекотание ума любопытным образом похоже на щекотание тела», – так Чарльз Дарвин рассуждал о природе смеха в своей работе «Выражение эмоций у людей и животных», тем самым вплотную подойдя к выводу, что смех тоже эволюционирует. Действительно, биологи, этологи знают о том, что млекопитающие умеют смеяться. Понаблюдайте за беззаботно играющими собаками, они издают звуки похожие на «ихи-ихи-ихи». По мнению ученых это и есть первобытный смех, который мы унаследовали от далеких предков и только по мере развития интеллекта, культуры, социальных связей он приобрел то значение, которое и пытается изучать гелология. По мнению гелологов, смех есть порождение интеллекта и человек начинает смеяться, когда видит какое-то несоответствие привычной картине мира, курьез, нелепость. Ведь для того чтобы понять анекдот или карикатуру нужно, как говорится, «быть в теме».
Каждое новое время приносит нам и новые поводы для смеха, и новые формы. Современный интернет переполнен мемами (мем – единица хранения и передачи информации в сфере культуры). В наше время мемы, а понятие было введено Ричардом Докинзом еще в 1976 году, стали ассоциироваться прежде всего со смешными устойчивыми выражениями типа «Превед, медвед», которые молниеносно распространяются в интернете. Подробно об интернет-мемах и почему они стали так популярны, рассказал для наших читателей доктор филологических наук Максим Кронгауз.
Так или иначе, но и «смех тела», который появляется у детей в возрасте 3–4 месяцев, когда они еще совсем мало что могут понять и тем более оценить чью-то шутку, и «смех ума», который мы называем чувством юмора, это положительные эмоции, которые лишними в наше время не бывают.
Тем более сложно заподозрить в особенной смешливости философов. Однако, разрушая все стереотипы, именно философский факультет СПбГУ стал колыбелью новой научной дисциплины, а название «гелалогия» предложил еще 10 лет назад кандидат философских наук, старший преподаватель факультета Сергей Троицкий. «Отец-основатель» новой научной дисциплины на прошедшем в Санкт-Петербургском региональном пресс-центре агентства «РИА Новости» заседании клуба ученых и журналистов «Матрица науки» рассказал о прошедшей недавно на факультете международной научной конференции для студентов и молодых ученых «Перспективы гелологии» (науки о смехе). Это была уже вторая научная встреча исследователей гелологии, прошедшая в Петербургском университете. В прошлом году в СПбГУ состоялась конференция «Теоретическое исследование смеха в России и перспективы гелологии», которую решено было проводить раз в два года. В этом году результаты своей работы смогли представить начинающие гелологи.
Согласно «Новой философской энциклопедии», смех – это «культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к обнаружению комических ситуаций, содержащихся в жизни и искусстве». Он представляет собой сплав эмоциональных и рациональных моментов, в котором аналитическая работа ума приобретает вид особой радостной эмоции, выражающей специфическое удовлетворение по поводу разрешения противоречия, казавшегося на первый взгляд неразрешимым. Смех – двойствен. Однако обе его формы – низшая и высшая – произрастают из одного и того же корня, сохраняя при этом единство внешнего мимического выражения: это «витальный смех», или «смех тела», выражающий радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося тела, и – «смех ума», т.е. собственно человеческий или «комический» смех.
Философы очень давно обратили внимание на смех и до сих пор пытаются понять, что же заставляет человека смеяться. Аристотель рассматривал его как сущностную черту человека. Платон смех ненавидел, Фридрих Ницше считал смех силой, способной дать человеку свободу. «Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества. Обнажение уравнивает всех людей»,– писал Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей работе «Смех как мировоззрение».
Философы и примкнувшие к ним гуманитарии рассматривают «смех ума», в то время как «смех тела» – предмет изучения гелатологии, где главными специалистами стали физиологи, психологи и врачи.
«Смех – явление на грани биологии и культуры. Именно благодаря своей включенности в культуру он вызывает столь большой интерес. Однако найти его истоки, а, следовательно, и понять его исходную функцию можно лишь в докультурном (биологическом) прошлом» написал в своей книге «Человек и смех» антрополог Александр Козинцев.
«Иногда говорят, что смешная мысль щекочет воображение; это так называемое щекотание ума любопытным образом похоже на щекотание тела», – так Чарльз Дарвин рассуждал о природе смеха в своей работе «Выражение эмоций у людей и животных», тем самым вплотную подойдя к выводу, что смех тоже эволюционирует. Действительно, биологи, этологи знают о том, что млекопитающие умеют смеяться. Понаблюдайте за беззаботно играющими собаками, они издают звуки похожие на «ихи-ихи-ихи». По мнению ученых это и есть первобытный смех, который мы унаследовали от далеких предков и только по мере развития интеллекта, культуры, социальных связей он приобрел то значение, которое и пытается изучать гелология. По мнению гелологов, смех есть порождение интеллекта и человек начинает смеяться, когда видит какое-то несоответствие привычной картине мира, курьез, нелепость. Ведь для того чтобы понять анекдот или карикатуру нужно, как говорится, «быть в теме».
Каждое новое время приносит нам и новые поводы для смеха, и новые формы. Современный интернет переполнен мемами (мем – единица хранения и передачи информации в сфере культуры). В наше время мемы, а понятие было введено Ричардом Докинзом еще в 1976 году, стали ассоциироваться прежде всего со смешными устойчивыми выражениями типа «Превед, медвед», которые молниеносно распространяются в интернете. Подробно об интернет-мемах и почему они стали так популярны, рассказал для наших читателей доктор филологических наук Максим Кронгауз.
Так или иначе, но и «смех тела», который появляется у детей в возрасте 3–4 месяцев, когда они еще совсем мало что могут понять и тем более оценить чью-то шутку, и «смех ума», который мы называем чувством юмора, это положительные эмоции, которые лишними в наше время не бывают.
 
Источник: http://www.nkj.ru