Океанские впадины: Невидимая сторона Земли
Средняя глубина океанов составляет 3800 метров. Они занимают на нашей планете 99% пространства, где может существовать жизнь. 85% этого объема приходится на погруженные в вечную тьму глубины океанских впадин.
Глубоководные погружения с достаточно эффективной аппаратурой стали осуществляться только недавно, и на сегодня мы располагаем подробными картами лишь 5% океанского дна.
В течение последних двадцати пяти лет в среднем каждые две недели публиковалось описание нового, доселе неизвестного вида обитателей морских глубин. По приблизительным оценкам, от десяти до тридцати миллионов видов еще предстоит открыть. О тех из них, что живут на самом дне океана, мы практически ничего не знаем, но догадываемся, что они должны обладать исключительными адаптационными способностями и невероятными физическими качествами, соответствующими столь экстремальным условиям существования под гигантским давлением. Средством коммуникации между ними чаще всего является свет, поскольку большинство из них светятся в темноте.
«Каждый вечер и каждое утро все океаны, моря и даже озера мира становятся местом действия удивительного представления: миллиарды их обитателей поднимаются из водных глубин к поверхности, — рассказывает Клер Нувьян, журналист и кинодокументалист, автор книги «Океанские впадины» (Claire Nouvian, «Abysses». Fayard, 2006). — Во время этих массовых миграций животные часто объединяются в стаи такой плотности, что шестьдесят лет назад, когда только начинали пользоваться гидролокаторами, у капитанов рыболовных судов создавалось впечатление, будто поднимается само дно! Этот природный феномен, называемый „вертикальной миграцией”, является уникальным в мире примером синхронного перемещения крупных масс животных».
Загрязнение и практически бесконтрольная эксплуатация ресурсов океана приводят к массовой гибели его обитателей. Клер Нувьян, которой посчастливилось неоднократно участвовать в глубоководных экспедициях, предупреждает:
«Если бы мы наносили коралловым рифам в тропиках такой же вред, какой наносим рифам в океанских глубинах, это давно бы вызвало массовые протесты... Что же касается океанских впадин, только горстка специалистов располагает необходимыми сведениями для оценки реальных масштабов катастрофы. Общественное мнение не может сложиться в условиях неосведомленности об исключительных природных сокровищах, таящихся на дне океана. Следовательно, мы должны прежде всего ближе познакомиться с этим глубинным миром, восхититься истинной красотой нашей планеты, не той, чисто внешней, купающейся в лучах солнца у всех на виду, не красотой „голубой планеты”, а той, что скрыта от взоров под многотонной толщей воды, в непроницаемом мраке, красотой „черной планеты”, „невидимой стороны Земли”...
Все, кому посчастливилось побывать в этом царстве теней, в той или иной степени пережили состояние шока от встречи с общей для всех нас родиной. Можно отнестись к этим словам с недоверием, усомниться в их искренности, но стоит только погрузиться на глубину в несколько сотен метров, оказаться лицом к лицу с неприкрашенной, абсолютно свободной и лишенной условностей жизнью, эмоции сами собой настраиваются на архаический лад.
Да, мы не более чем мокрые мешки, сохнущие на солнце во враждебном к нам окружении; да, океан — наша колыбель, где было вскормлено все живое на этой планете. На большой глубине понимаешь это больше, чем только умом. Возможность испытать это чувство должна быть предоставлена каждому человеку как обряд посвящения в таинство неделимости жизни.
Обособиться, противопоставить себя всему остальному чревато потерей самих себя. Закрывая глаза на прошлое, мы лишаем себя способности видеть будущее. Еще не поздно сделать так, чтобы нынешний век не стал в истории планеты веком рокового поворота к самоуничтожению человека».
Источник: французское издание журнала NEXUS. Перевод: Paul Bondarovski.