Ангелы Леонардо предсказали будущее
Леонардо да Винчи рисовал самых прекрасных в мире ангелов. И поскольку настоящих ангелов не существует, те изображения ангелов, которые написал он, являются самыми правдоподобными, самыми роскошными, самыми волшебными и очаровательными из всех других изображений.
Все это странно, так как Леонардо не был особо верующим человеком. И хотя на выставке его работ 2011 года в Национальной галерее он был представлен как религиозный художник, в его записях почти нет ничего такого, что могло бы указывать на то, что христианская религия было частью его повседневной личной жизни. Списки покупок в его тетрадях и то были гораздо внушительнее, чем строки молитв.
И какими бы яркими и убедительными ни были его религиозные полотна, следует напомнить, что все они были написаны по заказу. Ни один художник эпохи Возрождения не мог бы сделать карьеру, если бы не создавал надалтарные украшения и не писал запрестольные образа. Поэтому очень важно чувствовать разницу между таким глубоко верующим художником, каким был Микеланджело, и кем-то вроде Леонардо, который оставил множество письменных трудов, которые явно указывали на то, что его гораздо больше интересовал Архимед, нежели Святой Августин.
В картинах Леонардо скрывал свою ересь – его полотно «Мадонна в скалах» является уникальным живописным произведением, не имеющим аналогов в христианском искусстве.
Кроме того, в изображениях ангелов он воплощал все, что занимало его ум и все, что было ему интересно.
Самые удивительные и поразительно правдоподобные крылья ангела, которые только можно было представить, Леонардо нарисовал в одной из своих ранних работ «Благовещение». Эти крылья выглядят вполне удобными с практической точки зрения – предварительно художник тщательно продумал, каким образом пару крыльев можно было бы прикрепить к человеческому телу.
Когда молодой Леонардо их рисовал, у него была возможность рассмотреть летящего человека – на городской колокольне во Флоренции есть средневековый резной орнамент, на котором изображен легендарный изобретатель Дедал с крыльями. В основе полета Дедала был не волшебство, а наука. Он создал крылья с применением воска, но когда его сын Икар взлетел к солнцу, крылья растаяли.
Крылья, изображенные Леонардо в «Благовещении», такие же научно продуманные, как и у Дедала. Это эскизы или макеты для настоящих крыльев. Даже тогда, в процессе создания этой ранней работы он размышлял над загадкой, которая волновала его ум на протяжении всей жизни – как построить летательный аппарат.
Ангел в «Благовещении» стал прототипом тех летательных аппаратов, эскизы и чертежи которых он изображал в своих тетрадях. С 80-х годов XV века и до начала XVI века он проектировал летательные аппараты с крыльями как у летучей мыши, стременами, рычагами и подъемными блоками, с помощью которых воздухоплаватель мог бы управлять аппаратом, используя силу собственных рук и ног. В 1505 году он собирался провести пробный полет, прыгнув с горы в окрестностях Флоренции. Однако записи о результатах полета отсутствуют.
В те же годы он работал над вторым вариантом своей картины «Мадонна в скалах». Ангел в этой картине изображен совершенно иначе и является воплощением вызова и протеста: в нем объединены мужские и женские черты. Изобразив ангела, Леонардо постарался стушевать, размыть черты, указывающие на принадлежность этого неземного существа к определенному полу. Он создал настолько чувственное существо, что невозможно определить, женщина это или мужчина – вот так художник отважился выразить свою собственную бисексуальность.
В понимании Леонардо полет является конечной человеческой мечтой, а ангелы – мимолетные образы, своего рода футуристический намек на людей, мечтающих летать. В этом отрыве от земли он предвидел освобождение от религиозных оков и уз, которых ему не удалось избежать, когда его дважды обвиняли в содомском грехе.
How Leonardo da Vinci's angels pointed the way to the future