Вход / Регистрация
22.12.2024, 11:00
Доступна ли шимпанзе честность?
Исследователи полагают, что шимпанзе свойственны зачатки честности: по
крайней мере, деля между собой угощение, обезьяны стремятся раздать его
поровну.
В 2007 году исследователи заставили сыграть в похожую игру шимпанзе. Делили обезьяны, разумеется, не деньги, а изюм, причём пропорция была составлена заранее: 50 на 50 или 80 на 20. В остальном правила не изменились: одна обезьяна предлагала другой тот или другой вариант, а та либо принимала делёж, либо делала так, что никому ничего не доставалось. И тогда же выяснилось, что шимпанзе вообще не склонны отказываться от своей доли, будь она 50% или 20%. То есть понятия о честном дележе, как заключили зоологи, у них нет. (Похожее исследование и с похожими результатами было проведено в минувшем году с шимпанзе бонобо.)
Однако впоследствии эти выводы были раскритикованы: другие исследователи говорили, что в тех условиях шимпанзе не могли понять, что они сами определяют количество получаемой награды. То есть животные имели дело не столько друг с другом, сколько с неким загадочным устройством, которое выдавало угощение. И вот учёные из Университета Эмори (США) решили ещё раз, с учётом критики, проверить шимпанзе на честность. На сей раз обезьян учили обращаться с чем-то вроде денег: они должны были распознавать пластиковые жетоны, один из которых обозначал делёж шести бананов поровну, а второй — в пропорции 5 к 1. Всё происходило так: одна обезьяна выбирала жетон, обозначающий ту или другую пропорцию, и передавала жетон другой. Таким образом животное давало понять напарнику, как оно хочет разделить бананы. Напарник же брал жетон и передавал его человеку — или же не передавал, игнорируя предложение товарища по эксперименту. То есть тут не было специального устройства для распределения угощения, и можно было оценить честность обоих «партнёров».
Как пишут исследователи в журнале PNAS, шимпанзе предпочитали делать честные предложения: в 58–92% случаев первая обезьяна предлагала жетон, обозначающий честное распределение бананов. Однако при этом зоологи отмечают, что вторая обезьяна никогда не отказывалась и от нечестного распределения.
Иными словами, какие-то зачатки честности у обезьян есть, раз они склонны делать честное предложение, но практические соображения — получить хоть сколько-нибудь пищи — всё равно перевешивают. Авторы работы полагают, что мы наблюдаем у шимпанзе некий этап эволюции чувства честности, а само чувство могло возникнуть 5–7 млн лет назад, ещё до выделения человека в самостоятельный род, и с тех пор честность постепенно эволюционировала вместе с приматами разных групп с разной скоростью.
Разумеется, к новым результатам тут же возникли вопросы. Некоторые критики говорят, что этот вариант игры — неправильная Ultimatum Game, что в ней оценивается честность не столько того, кто получает, сколько того, кто предлагает. Другие учёные признают значимость полученных результатов, однако делают оговорку, что обезьяна-получатель не слишком осознаёт, сколь многое зависит от её воли. То есть наиболее оптимальным был бы такой эксперимент, в котором вторая обезьяна не полагалась бы на помощь человека, а сама принимала бы или отвергала предлагающиеся варианты дележа.
Подготовлено по материалам Университета Эмори.
Чтобы проверить, насколько человек честен с себе подобными, учёные
используют специальный психолого-экономический тест, название которого
можно перевести как «игра "Ультиматум"»
(Ultimatum Game). Суть этой игры в том, что один человек должен
разделить между собой и другим игроком некоторый выигрыш. Разделить он
может как угодно, а второй игрок волен либо принять условия дележа, либо
отвергнуть. И если он считает, что делёж нечестный, оба теряют всё. В
среднем люди соглашаются на долю, равную 40–50%. Если же процент
выигрыша опускается до 20 и ниже, человек обычно отказывается от
предлагаемого. Это лишает его любого выигрыша, зато его оскорблённая
честность остаётся удовлетворённой.
Шимпанзе склонны делиться пищей поровну. (Фото patries71.) |
В 2007 году исследователи заставили сыграть в похожую игру шимпанзе. Делили обезьяны, разумеется, не деньги, а изюм, причём пропорция была составлена заранее: 50 на 50 или 80 на 20. В остальном правила не изменились: одна обезьяна предлагала другой тот или другой вариант, а та либо принимала делёж, либо делала так, что никому ничего не доставалось. И тогда же выяснилось, что шимпанзе вообще не склонны отказываться от своей доли, будь она 50% или 20%. То есть понятия о честном дележе, как заключили зоологи, у них нет. (Похожее исследование и с похожими результатами было проведено в минувшем году с шимпанзе бонобо.)
Однако впоследствии эти выводы были раскритикованы: другие исследователи говорили, что в тех условиях шимпанзе не могли понять, что они сами определяют количество получаемой награды. То есть животные имели дело не столько друг с другом, сколько с неким загадочным устройством, которое выдавало угощение. И вот учёные из Университета Эмори (США) решили ещё раз, с учётом критики, проверить шимпанзе на честность. На сей раз обезьян учили обращаться с чем-то вроде денег: они должны были распознавать пластиковые жетоны, один из которых обозначал делёж шести бананов поровну, а второй — в пропорции 5 к 1. Всё происходило так: одна обезьяна выбирала жетон, обозначающий ту или другую пропорцию, и передавала жетон другой. Таким образом животное давало понять напарнику, как оно хочет разделить бананы. Напарник же брал жетон и передавал его человеку — или же не передавал, игнорируя предложение товарища по эксперименту. То есть тут не было специального устройства для распределения угощения, и можно было оценить честность обоих «партнёров».
Как пишут исследователи в журнале PNAS, шимпанзе предпочитали делать честные предложения: в 58–92% случаев первая обезьяна предлагала жетон, обозначающий честное распределение бананов. Однако при этом зоологи отмечают, что вторая обезьяна никогда не отказывалась и от нечестного распределения.
Иными словами, какие-то зачатки честности у обезьян есть, раз они склонны делать честное предложение, но практические соображения — получить хоть сколько-нибудь пищи — всё равно перевешивают. Авторы работы полагают, что мы наблюдаем у шимпанзе некий этап эволюции чувства честности, а само чувство могло возникнуть 5–7 млн лет назад, ещё до выделения человека в самостоятельный род, и с тех пор честность постепенно эволюционировала вместе с приматами разных групп с разной скоростью.
Разумеется, к новым результатам тут же возникли вопросы. Некоторые критики говорят, что этот вариант игры — неправильная Ultimatum Game, что в ней оценивается честность не столько того, кто получает, сколько того, кто предлагает. Другие учёные признают значимость полученных результатов, однако делают оговорку, что обезьяна-получатель не слишком осознаёт, сколь многое зависит от её воли. То есть наиболее оптимальным был бы такой эксперимент, в котором вторая обезьяна не полагалась бы на помощь человека, а сама принимала бы или отвергала предлагающиеся варианты дележа.
Подготовлено по материалам Университета Эмори.
 
Источник: http://science.compulenta.ru/