Вход / Регистрация
24.11.2024, 05:50
Поющие камни Карелии
К парадоксальным выводам пришли ученые, изучающие возможность существования параллельных форм жизни на нашей планете. По их словам самые обычные на вид булыжники и валуны могут быть старыми и молодыми, делать вдох и выдох, длящийся по нескольку недель и даже самостоятельно передвигаться.
Не исключено, что в ближайшие годы ученые смогут заявить, что камни обладают и собственным сознанием. Ведь, истории о «гуляющих камнях» давно уже заполнили страницы научно-популярных изданий всего мира.
Поистине потрясающее открытие во время научной экспедиции сделали исследователи Карелии, они обнаружили уже не просто «гуляющий» или «исполняющий желания» валун, а … «поющий». Руководитель экспедиции вице-президент КРО «Расея» Алексей Попов любезно поделился с «Национальным Географическим Обществом» материалами своего открытия.
Не исключено, что в ближайшие годы ученые смогут заявить, что камни обладают и собственным сознанием. Ведь, истории о «гуляющих камнях» давно уже заполнили страницы научно-популярных изданий всего мира.
Поистине потрясающее открытие во время научной экспедиции сделали исследователи Карелии, они обнаружили уже не просто «гуляющий» или «исполняющий желания» валун, а … «поющий». Руководитель экспедиции вице-президент КРО «Расея» Алексей Попов любезно поделился с «Национальным Географическим Обществом» материалами своего открытия.
Карелия – край чудес
В массовом сознании рядового россиянина республика Карелия с каждым годом постепенно становится тем, чем была в свое время Лапландия для жителей Европы – далекой, полусказочной страной, на территории которой возможны любые чудеса. Поэтому для жителей России этот край полон поистине мистического очарования. Прежде всего, это связано с уникальностью исторического развития Карелии, ассоциируемого с ее «гиперборейским прошлым».
В наследство жители республики получили древнее Знание, закодированное в многочисленных мегалитических памятниках, которыми буквально наполнена карельская земля. Необходимо также отметить, что серьезных, глубинных исследований Карелии проводилось крайне мало. Своеобразие Карелии заключается еще и в том, что в отличие от большинства российских регионов, достопримечательности которых сегодня хорошо изучены, описаны, пронумерованы и каталогизированы, этот край все еще может подарить исследователям новые открытия и находки. Причем самые неожиданные!
Так в народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом. Большую коллекцию этих легенд собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев но, к сожалению, его уже нет среди нас. Среди собранных им преданий выделялось одно – «где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля.
И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет, как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных».
Поведал эту легенду Николаю Исаеву один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, которая стояла на берегу карельской реки Охта. Поначалу Алексей Попов решил, что это лишь красивая сказка, тем более, что искать одинокую глыбу посреди бескрайних болот, дело прямо скажем не благодарное. Но, в конце концов, исследователь решил попытать счастья и после долгих поисков члены экспедиции вышли к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую, на самой ее вершине они увидели камень-сейд, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку.
Хотя вернее было бы сказать не «увидели», а именно «услышали» - камень и вправду «пел»! Правда, это был, конечно, не человеческий голос. Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую путешественники увидели, как только подошли ближе. Ощущение было незабываемое.
Звуки оказались очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда – выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда менял свое положение, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево.
Другими словами, плоская каменная подставка необходима была не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникали звуки, но и выступала в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы балансировал на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя Алексей Попов прекрасно понимал, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров.
При исследовании камня, у исследователей создалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру.
В эту-то сторону и был ориентирован камень. Вокруг камня члены экспедиции увидели идеально утоптанную площадку, хотя каких-либо свежих следов они так и не обнаружили. Видимо, кто-то приходил к этому камню издревле. Но зачем? Какие ритуально-магические обряды совершались здесь – об этом можно было только догадываться.
Причем, несмотря на то, что каждый ритуальный валун уникален, у «поющего валуна» Карелии есть «родственники». В далеком 1972 году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А.П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана находка камня-валуна, который также обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук, но не от дуновения ветра, а при ударе о его верхнюю часть небольшого булыжника.
Этот валун, кстати, до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень. Когда ученые обследовали этот камень, который представляет собой природный валун размером 1,5?0,75?0,67 метров, то обнаружили, что верхняя его часть имеет ярко выраженные следы многочисленных ударов. А такой необычный акустический эффект камню придает трещина на верхней части, образующая резонирующую полость. Позднее камнем заинтересовались даже специалисты Петрозаводской консерватории.
Изучив мелодичные свойства «Звонкого» камня, музыканты выдвинули гипотезу, что его вполне можно использовать в качестве самозвучащего инструмента литофона. Причем «Звонкий» камень в местной традиции до сих пор сохраняет свое культовое назначение. Считается, что звук, издаваемый камнем, снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы. А обнаруженные в расщелине «Звонкого» камня фрагменты асбестовой керамики, позволяют предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите - конце 3 - начале 2 тыс. до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях.
Пытаясь понять исток поклонения культовым, в том числе поющим камням среди местного населения Алексей Попов выяснил, что благодаря своей кристаллической структуре, валуны обладают свойствами аккумулятора. Если нагревать камень, в нем накапливается тепло: он его сохраняет и затем медленно отдает. Но он может накапливать не только тепло, но и природные магнетизм и вибрации.
У северных народов, в том числе древних саамов и корел, бытовало устойчивое представление о том, что камни поглощают энергию из окружающей среды и возвращают ее тем, кто им поклоняется. В поверьях саамов до сих пор сохранились отголоски древних знаний о жизненной силе камней. Эта традиция почитания камней, независимо от смены религиозных форм, жива и поныне, особенно в карельской глубинке.
В наследство жители республики получили древнее Знание, закодированное в многочисленных мегалитических памятниках, которыми буквально наполнена карельская земля. Необходимо также отметить, что серьезных, глубинных исследований Карелии проводилось крайне мало. Своеобразие Карелии заключается еще и в том, что в отличие от большинства российских регионов, достопримечательности которых сегодня хорошо изучены, описаны, пронумерованы и каталогизированы, этот край все еще может подарить исследователям новые открытия и находки. Причем самые неожиданные!
Так в народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом. Большую коллекцию этих легенд собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев но, к сожалению, его уже нет среди нас. Среди собранных им преданий выделялось одно – «где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля.
И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет, как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных».
Легенда или быль?
Поведал эту легенду Николаю Исаеву один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, которая стояла на берегу карельской реки Охта. Поначалу Алексей Попов решил, что это лишь красивая сказка, тем более, что искать одинокую глыбу посреди бескрайних болот, дело прямо скажем не благодарное. Но, в конце концов, исследователь решил попытать счастья и после долгих поисков члены экспедиции вышли к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую, на самой ее вершине они увидели камень-сейд, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку.
Хотя вернее было бы сказать не «увидели», а именно «услышали» - камень и вправду «пел»! Правда, это был, конечно, не человеческий голос. Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую путешественники увидели, как только подошли ближе. Ощущение было незабываемое.
Звуки оказались очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда – выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда менял свое положение, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево.
Другими словами, плоская каменная подставка необходима была не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникали звуки, но и выступала в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы балансировал на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя Алексей Попов прекрасно понимал, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров.
Автора на сцену
При исследовании камня, у исследователей создалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру.
В эту-то сторону и был ориентирован камень. Вокруг камня члены экспедиции увидели идеально утоптанную площадку, хотя каких-либо свежих следов они так и не обнаружили. Видимо, кто-то приходил к этому камню издревле. Но зачем? Какие ритуально-магические обряды совершались здесь – об этом можно было только догадываться.
Причем, несмотря на то, что каждый ритуальный валун уникален, у «поющего валуна» Карелии есть «родственники». В далеком 1972 году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А.П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана находка камня-валуна, который также обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук, но не от дуновения ветра, а при ударе о его верхнюю часть небольшого булыжника.
Этот валун, кстати, до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень. Когда ученые обследовали этот камень, который представляет собой природный валун размером 1,5?0,75?0,67 метров, то обнаружили, что верхняя его часть имеет ярко выраженные следы многочисленных ударов. А такой необычный акустический эффект камню придает трещина на верхней части, образующая резонирующую полость. Позднее камнем заинтересовались даже специалисты Петрозаводской консерватории.
Изучив мелодичные свойства «Звонкого» камня, музыканты выдвинули гипотезу, что его вполне можно использовать в качестве самозвучащего инструмента литофона. Причем «Звонкий» камень в местной традиции до сих пор сохраняет свое культовое назначение. Считается, что звук, издаваемый камнем, снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы. А обнаруженные в расщелине «Звонкого» камня фрагменты асбестовой керамики, позволяют предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите - конце 3 - начале 2 тыс. до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях.
Пытаясь понять исток поклонения культовым, в том числе поющим камням среди местного населения Алексей Попов выяснил, что благодаря своей кристаллической структуре, валуны обладают свойствами аккумулятора. Если нагревать камень, в нем накапливается тепло: он его сохраняет и затем медленно отдает. Но он может накапливать не только тепло, но и природные магнетизм и вибрации.
У северных народов, в том числе древних саамов и корел, бытовало устойчивое представление о том, что камни поглощают энергию из окружающей среды и возвращают ее тем, кто им поклоняется. В поверьях саамов до сих пор сохранились отголоски древних знаний о жизненной силе камней. Эта традиция почитания камней, независимо от смены религиозных форм, жива и поныне, особенно в карельской глубинке.
 
Источник: http://www.newsfort.ru