В результате глобального потепления территория России может существенно измениться
По словам первого заместителя исполнительного директора Русского географического общества Дмитрия Поликанова, самым масштабным проектом организации в этом году станет очередная волонтерская экспедиция в сибирскую Туву. В ближайшее время там будет проложен участок железной дороги до другого крупного сибирского региона – Красноярского края. Впрочем, как рассказал эксперт в интервью, помимо этого проекта в планах географов изучение и других объектов.
- Какие сейчас ведутся крупные международные проекты Русским географическим обществом?
- У нас сейчас есть целый ряд проектов, которые мы планируем осуществить в 2013 году. Это, конечно, наша традиционная уже экспедиция. Я думаю, что будет очередная экспедиция на Новосибирские острова по изучению этой отдаленной точки земли российской и экспедиция по Земле Франца-Иосифа. Мы продолжаем программу по очистке территории от мусора и просто от присутствия человека.
Будет плавучий университет. Мы намерены поддержать и дальше этот проект в Архангельске Северного федерального университета. Мы хотели бы расширить географию, чтобы туда попали ребята из всех уголков страны. Это хорошая школа полевых исследований для молодых ученых.
Кроме всего прочего у нас, естественно, будет продолжена экспедиция "Селенга-Байкал" по изучению загрязнения Байкала реками.
Ну и международная археологическая экспедиция "Кызыл-Курагино". В прошлом году в ней приняли участие студенты-волонтеры из 28 стран. Я надеюсь, что в этом году участников будет не меньше. И для нас очень важно, что люди из разных уголков мира приезжают, смотрят на такие точки России, которые, может быть, даже не все россияне видели.
- А чем уникально Кызыл-Курагино с точки зрения археологии?
- Там действительно огромное количество курганов вдоль линии железной дороги, которая будет построена в будущем. И в этих курганах находят наследие скифов. Наша задача – снова найти скифское золото. Во время одной из первых экспедиций это удалось сделать. Сейчас в Кызыле большая экспозиция золотых объектов. Может быть, нам повезет. Те вещи, которые там находят, представляют действительно большую ценность. Для простого человека какой-нибудь черепок или остаток ожерелья, или еще что-то такое не так важно, но археологи говорят о том, что это действительно уникальные находки, которые достойны выставляться в музеях нашей страны. И соответствующую выставку мы делаем тоже в нашей штаб-квартире совместно с Институтом истории материальной культуры в Санкт-Петербурге.
Новосибирские острова. Там просто интересно изучать природу Заполярья, там нетронутый уголок дикой природы и плюс ко всему там можно проводить разные дополнительные исследования по таянию льдов Северного Ледовитого океана, по палеонтологическим вещам. Там можно проводить целый комплекс исследований, который касается и почвы, и флоры, и фауны, и палеонтологии, и климата. Самое главное, что это труднодоступный в этом смысле девственный уголок полярной природы, очень интересный для ученых.
- В России много таких девственных труднодоступных мест?
- Я уверен, что много, потому что наша страна за Уралом еще достаточно плохо описана. Мы до сих пор открываем белые пятна на карте России. Совсем недавно наши коллеги из Сахалинского регионального отделения вернулись из экспедиции, в которой были открыты несколько новых объектов в океане, в том числе рядом со знаменитыми Курильскими островами. Процесс продолжается, природа продолжает подбрасывать нам загадки, а Русское географическое общество продолжает их разгадывать.
- Уже больше 150 лет вы изучаете Россию. Сколько времени вам нужно, чтобы до конца дорисовать карту и закрасить все белые пятна?
- Я думаю, что это перманентный процесс. Мы разговаривали с коллегами из заповедника «Русская Арктика». Они говорят, что как раз в районе Земли Франца-Иосифа, в районе Новосибирских островов под ледниками скрываются острова и проливы. То есть если когда-нибудь в свете глобального потепления этот ледник стает, то останутся новые географические объекты на карте нашей страны. Природа не даст нам остановить этот процесс, потому что продолжается формирование карты России.
- Как вы сотрудничаете с проектами Газпрома: "Штокман", "Южный поток", "Северный поток"?
- Мы сейчас как раз ведем активные переговоры со Штокманом и с Роснефтью о том, чтобы они поддержали некоторые из наших проектов экспедиций и нашу издательскую деятельность. Я думаю, что в самое ближайшее время у нас появится несколько совместных проектов.
- То есть ваши ученые работают с теми же геологами: одни изучают флору и фауну, другие изучают полезные ископаемые?
- Фактически да.
- Какова ваша цель: сохранить природу или просто изучить?
- Сохранить, конечно. Я говорил уже, что природоохранная деятельность является для нас одним из приоритетов. Поэтому, так же как в случае с экспедицией "Кызыл – Курагино", наша задача – максимально изучить историю этого края до того, как туда придут строители и начнут строить железную дорогу. Для чего туда поехали археологи? Для того чтобы все эти курганы раскопать, все ценное, что можно, сохранить, и, соответственно, после этого начинаются строительные работы. Так и здесь, и со Штокманом, и со всеми другими проектами на шельфе - та же самая история. То есть наша задача – максимально оценить, какие усилия мы можем предпринять, для того чтобы либо историческое наследие, либо природное наследие не пострадало, чтобы хозяйственная деятельность не оставила после себя голую пустыню.
Комментарии 5
0
mimohodom
07.02.2013 15:13
[Материал]
Я вот не верю, хоть убей, людям, которые говорят, что их цель - сохранить (!!!) природу, и поэтому они просят их проспонсировать не кого-нибудь, а саму Роснефть..
Главная = приоритетная цель роснефтьгазпромпутенпоток - это ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ. Любой отрудник, любой начальник департамента в этих корпорациях, когда пишет бизнес-план, всю стратегию и тактику строит на основополагающей цели: поиметь побльше бабла. Цитата [i]Как вы сотрудничаете с проектами Газпрома: "Штокман", "Южный поток", "Северный поток"? - Мы сейчас как раз ведем активные переговоры со Штокманом и с Роснефтью о том, чтобы они поддержали некоторые из наших проектов экспедиций и нашу издательскую деятельность. |