Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Почему я — это я?
26.02.2013

Почему я — это я?

Оценка: 4.5    2617 4 Наука и Технологии
19:19
«Хемули ведь никогда не задают вопросов: что? где? кто? как? Я же мог спросить Хемулиху: "Почему я — это я, а не кто-нибудь другой?" "То, что ты — это ты, — несчастье для нас обоих! Ты умывался?" — так отвечала она на мои важные вопросы».

Ребёнок начинает улыбаться примерно в два месяца — первый знак признательности за всю подаренную ему любовь и преданность. И, возможно, это первый шаг маленького человека на долгом пути к самобытности и самосознанию.

Индивидуальность часто понимается как продукт памяти, в которой хранится более или менее связное повествование о пережитом. Но сейчас психологам всё больше нравится мысль о том, что наше ощущение «я» — результат отношений с другими людьми. «В нас сидит глубоко укоренённое стремление взаимодействовать друг с другом: таким образом мы обнаруживаем самих себя», — считает, к примеру, Брюс Худ из Бристольского университета (Великобритания), автор новой книги «Иллюзия самого себя» (The Self Illusion). И этот процесс начинается не с появлением у ребёнка первых воспоминаний, а с попытки имитировать улыбку родителей и с первых проявлений эмпатии.

Фото <noindex><a target=_blank href=http://www.flickr.com/photos/gatinhice/686464540/>Helena R</a></noindex>.
Фото Helena R.

Идея о том, что чувство самосознания движет и движимо нашими отношениями с другими, понятна интуитивно. «Я не могу иметь отношений с другими людьми, не имея самого себя, — подчёркивает Майкл Льюис из Медицинской школы Роберта Вуда Джонсона (США). — Прежде чем общаться с вами, я должен узнать кое-что о вас, и я не смогу этого сделать, ничего не зная о себе самом».

Изучение людей, страдающих аутизмом, показало, что мозг работает именно так. Это расстройство обычно связано с трудностями в понимании невербальных социальных сигналов других людей и одновременно со сниженной рефлексией: такие дети начинают позже узнавать себя в зеркале и, как правило, хранят меньше автобиографических воспоминаний. Что характерно, одни и те же участки мозга (области префронтальной коры) демонстрируют сниженную активность и при выполнении заданий такого рода, и при попытке понять чьи-то действия. Выходит, один и тот же мозговой механизм лежит в основе того и другого.

Дальнейшее тому подтверждение нашёл Антонио Дамасио из Южнокалифорнийского университета (США): социальные эмоции (восхищение, сострадание и пр.) обычно включают среднезаднюю кору, которая тоже играет важную роль в построении образа самого себя.

Получается, самосознание говорит не столько обо мне, сколько о тех, кто вокруг меня, и о том, как мы относимся друг к другу. Г-н Дамасио называет это «социальным "я"». И если основная функция самосознания заключается в выстраивании отношений с другими, то, следовательно, природа «я» должна зависеть от социальной среды, в которой «я» формируется. В книге «География мысли» (The Geography of Thought, 2003) Ричард Нисбетт из Мичиганского университета (США) описывает лабораторные эксперименты, которые показали, что китайцы и прочие жители Восточной Азии, как правило, сосредоточены на контексте ситуации, тогда как представители западной культуры склонны анализировать явления отдельно одно от другого. Поэтому и к себе мы относимся по-разному.

Исследователи автобиографической памяти, например, обнаружили, что воспоминания китайцев чаще связаны с моментами социального или исторического значения, тогда как население Европы и Америки сосредоточено на личных интересах и достижениях. Кроме того, выяснилось, что японцы склонны подгонять описания самих себя к заданной ситуации. Иными словами, они обладают более гибким и менее конкретным представлением о самих себе, чем жители западных стран, у которых собственный образ не претерпевает изменений под давлением той или иной ситуации.

Подобные различия могут проявляться уже в раннем возрасте. Г-н Льюис указывает на антропологические исследования двухлетних детей. Именно в этом возрасте ребёнок развивает независимую волю и зачастую становится совершенно несносным. Так вот, в культурах, менее ориентированных на индивидуальную автономию, этот период не столь драматичен по сравнению с Западом.

Это ещё одно доказательство того, что самосознание (то есть представление о том, что такое моё «я») культурно определено. «Я мужчина, я учёный, я немолод, я женат, я отец и дед: все эти определения меня обладают культурной ценностью», — отмечает г-н Льюис. Очевидно, не существует общекультурного понимания самости. В то же время Хейзел Маркус из Стэнфордского университета (США) просит не забывать о том, что все люди обладают одной и той же способностью — меняться под влиянием социальной среды. Можно сказать, это нас и роднит.

Но, пожалуйста, не забывайте, что подобное приспособленчество — это не всегда хорошо. Да, наша личность разворачивается в контексте социального взаимодействия, но этим она не исчерпывается. Между тем, как предупреждает британский писатель и психолог Сьюзен Блэкмор, некоторые люди начинают невротически цепляться за эмоции и мысли, взращенные в той или иной социальной среде, и выход из этой среды может привести к серьёзным психическим расстройствам.

Будьте осторожны с самим собой!

Подготовлено по материалам NewScientist.

 
Источник:  http://science.compulenta.ru/


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 4

0  
Wanderer 27.02.2013 18:01 [Материал]
Ну всё! Люди социальных сетей примут себя, как... "Я GUEST, я ламер, я юзер, я хакер и тд. и тп." biggrin
Вот так встретишься на улице скем, а он тебе в лоб: -"если в твой интерфейс не поддерживает 4 G я с тобой не общаюсь!" biggrin biggrin
0  
x-saita 27.02.2013 16:35 [Материал]
..........


http://www.psycholoweb.ru/study-503-1.html wacko
0  
Istina 27.02.2013 21:27 [Материал]
Странная болезнь и не вдомёк тому, кто имеет определить диагноз навязчиво и себя определил в пациенты...
Ну до чего медицина докатилась и не отличат адекватного, но странного человека от душевно больного...
0  
Istina 26.02.2013 23:32 [Материал]
Гипотеза не имеет смысла и необходимо её пересмотреть...
Внутри каждого человека есть истинное Я и это имеет смысл и когда формируется сознание и ребёнок начинает мыслить подсознание срабатывает на уровне данного гена, о котором так много пишут...
Но ген отвечающий за наше развитие имеет свою информацию и наследсто играет лишь не значительную роль...
У каждого Я есть определение и судьба уже вступает в свои права при рождении...
За несколько минут до назначенного времени зачатия у ребёнка формируется его эго и считывается информация с прошлых жизней...
Но когда все его жизни открываются происходит то, что называется определение дальнейшего следования во вселенной и на планете земля определится его последующая жизнь...
Именно с этим и сталкивается каждый и копают учёные, но не в тех генах и они там ничего не найдут лишь маленькую зацепочку с ограниченной информацией...
И не дай Бог успеют войти в личное исконно законное Я, то придёт конец человеческому Я...
Не с такими знаниями постигать опорно двигательный аппарат и не с такими знаниями доходить до распознания , но навредить психике уже успели и много устройств изобрели, а толку и не будет...
Бог закроет все дела и приостановит все исследования и не познать истины и не округлить то, с чем приходится ходить по кругу...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Гробница Аминтаса: Сокровище Ликийской Цивилизации
И снова, на внешний взгляд 3Д ЧПУшника, вырезано чем-то механическим (от Gr70)
Заброшенный обелиск Асуана: Тайны древних строителей
Обычный плазморез. А вот если чем-то многомощным посдувать песок там повсюду - будет как в одной рек (от Gr70)
Пандо: Дерево, которое меняет представление о том, каким может быть дерево
Таким же образом образуются степные заросли терновника или фруктовые леса состоящие из поросли груши (от Везунчик)
Аналог "марсианской жизни" отыскали на Земле
Чили. Пустыня Атакама. Нет проблем! Там "марсоходы" и ездиют V@sh)